Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реали- зации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосред- ственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Вы- бор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осу- ществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой.
На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависи- мости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют раз- личное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы рас- пределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародви- жения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.
Некоторые варианты каналов распределения товаров народного потреб- ления приведены на рис. 4.
31
Рис. 4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления
Возможность выбора логистического канала является существенным ре- зервом повышения эффективности логистических процессов.
Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление (рис. 5).
Рис. 5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления
На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки.
В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределе- ния. Например, из производства А товар может попасть к конечному потреби- телю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5. Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конеч- ным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет
Производство
Склад готовой продукции изготовителя
Склад оптовой торговли
Агентская фирма
Предприятие посылочной торговли
Склад розничной торговли
Розница
Розница
Розница
Розница
Розница
Конечное производство А
Распределительный центр №1 (в месте производства)
Конечное производство В
Распределительный центр №2 (в месте потребления)
П
о т р е б и т е л ь
Транзитный поток
Транзитный поток
1 3
4 5
6 8
9 7
2
32
лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распре- делительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потреби- тель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество оди- накового товара, что, скорее всего, для него неприемлемо. Второй маршрут 1-6 неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик
(распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения по- требления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сер- виса конечному потребителю. Таким образом, канал 1-7-5 обеспечивает наи- больший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, т.е. стоимость товара будет наиболее высокой.
Распределительные каналы подразделяются на два вида:
1) канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт);
2) многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт).
Канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт) не предполагает наличия посредников, так как продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними (рис. 6).
Рис. 6. Виды распределительных каналов в зависимости от числа уровней
Многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт) подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы (рис. 3).
Канал нулевого уровня
Производитель
Потребитель
Канал первого уровня
Канал второго уро
Канал третьего уровня
Производитель
Производитель
Произ- водитель
Оптовый посредник
Потребитель
Потребитель
Потребитель
Оптовый посредник
Оптовый посред- ник
Розничный посредник
Рознич- ный по- средник
Мелко- оптовый посред- ник
33 1.2. Документационное обеспечение логистических процессов
1.2.1. Основы делопроизводства профессиональной деятельности
При проведении логистических операций оформляются соответствующие документы. Для этого в службах предприятия создаются делопроизводства.
Например, делопроизводство на складе ведет следующие внешние доку- менты склада:
- товаротранспортная накладная;
- товарная накладная (ТОРГ-12), грузовая таможенная декларация (ГТД);
- спецификация;
- счет-фактура, инвойс;
- упаковочный лист;
- заявка на прием товаров;
- заявка на отгрузку товаров;
- акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение
(форма МХ-1);
- акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение
(форма МХ-3);
-доверенность на получение товара со склада;
- акт о выборочной проверке наличия материальных ценностей в местах хранения (МХ-14);
- инвентаризационная опись;
- сводная инвентаризационная опись;
- сличительная ведомость;
- таблица несоответствий;
- акт инвентаризации.
Внутренние документы склада:
- приходная накладная;
- расходная накладная;
- журнал регистрации транспортных средств;
- акт приема товарно-материальных ценностей с таблицей обнаруженных повреждений;
- лист осмотра товара;
- пропуска на въезд и выезд с территории склада.
Существуют и другие документы, которые используются для оформления различных операций с материальными ценностями (квитанции, ордера и др.) в зависимости от профиля деятельности предприятия.
1.2.2. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, составления типовых договоров приёмки, передачи товарно-материальных ценностей
При размещении на хранение и отпуск продукции на складах использу- ются нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, а именно:
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-
34
технического назначения и товаров народного потребления по количеству.
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству.
3. Товарная книга.
4. Заказ-заявка.
5. Договор поставки.
6. Журнал регистрации заказов покупателей.
7. Карточка неудовлетворенного спроса.
8. Сводный отборочный лист на комплексную отборку.
9. Счет-фактура, инвойс.
10. Упаковочный лист.
11. Журнал передачи продукции со склада в экспедицию.
12. Журнал учета продукции и счетов-фактур, принимаемых в экспеди- цию со складов и отправляемых покупателям.
13. Товарно-транспортная накладная.
14. Пропуск на въезд (выезд) на (с) территорию предприятия.
15. Заявка на автотранспортные перевозки.
16. Журнал учета использования автомобильных транспортных средств.
17. Карточка учета инвентарной тары.
18. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и завоз продукции.
19. Карточка учета использования договоров поставки.
20. Книга оперативного учета поставки продукции покупателям.
Счета являются приложениями к договорам, заключенным на поставку продукции заказчикам. Они содержат номенклатуру продукции, планируемую к продаже, ее количество, стоимость и срок поставки.
Для учета фактического наличия продукции на складе в период проведе- ния инвентаризации в тех случаях, когда инвентаризационная комиссия не име- ет возможности сразу подсчитать продукцию и записать данные о ней в инвен- таризационную опись применяется инвентаризационный ярлык (форма
№ инв.-2) [8, с. 196].
В случае, если при инвентаризации были выявлены отклонения от учет- ных данных по видам продукции, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхо- ждения между данными учета и данными инвентаризационных описей (факти- ческим наличием продукции).
Накладные от внешних поставщиков являются основанием для оприхо- дования продукции на складе, т.е. основой для создания приходных накладных.
Приходная накладная предназначена для учета поступающей на склад продукции.
Унифицированные формы первичных документов по учету продукции включают следующее [8, с. 197-198].
35
Доверенность (формы № М-1, № М-2а):
- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверен- ного лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду (счету, договору, заказу, соглашению);
- служит основанием для получения продукции на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту и подтверждает право данно- го лица на получение продукции.
Причины, по которым доверенность считается недействительной:
- доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения или с неза- полненными реквизитами;
- доверенность имеет поправки и помарки;
- не предъявлен паспорт, данные которого указаны в доверенности;
- окончился срок действия доверенности;
- поступило сообщение получателя об аннулировании данной доверенно- сти.
Приходный ордер (форма № М-4) – документ, служащий для приемки и оприходования продукции и тары под продукцией, поступающей от поставщи- ков. Оформляется сотрудниками склада, выписывается на основании расчетных и других сопроводительных товарно-транспортных документов поставщиков.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки продукции, имеющей расхождения по количеству и качеству, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов по- ставщика. Данный акт составляется также при приемке продукции, поступив- шей без документов. Акт служит юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) – документ, на основании кото- рого осуществляется списание продукции со склада. Данная форма применяет- ся при наличии лимитов отпуска продукции:
- для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции;
- для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов от- пуска материалов на производственные нужды.
Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения продукции внутри организации между материально ответственными лицами различных структурных подразделений.
Комплектовочные ведомости выписываются на месяц или на всю потреб- ность изделий по данному заказу, применяются для контроля над отпуском этих изделий на тех предприятиях, где высок удельный вес расхода комплек- тующих изделий на выпуск готовой продукции. Комплектовочная ведомость содержит перечень мест с указанием их количества.
Ведомости (карты) использования лимитов применяются при оформле- нии отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка)
36
накладными. Данные ведомости составляются для контроля над отпуском ма- териалов в пределах лимита.
Накладная (приказ-накладная) на отпуск материала на сторону (форма №
М-15) применяется для учета отпуска продукции:
- структурным подразделениям своей организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного под- разделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соот- ветствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на по- лучение продукции, заполненной в установленном порядке;
- сторонним организациям. Накладная оформляется отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполно- моченных.
Карточка складского учета материалов (форма № М-17):
- применяется для учета движения продукции на складе по каждому сор- ту, виду и размеру продукции;
- заполняется на каждый номенклатурный номер продукции;
- ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).
Карточки учета материалов оформляются бухгалтерией по мере поступ- ления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами для осуществления сортового учета.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при раз- борке и демонтаже знаний и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материалов, пригодных для использования при производстве других работ.
Акт о весе тары составляется не позднее 10 дней после освобождения та- ры, а о весе тары из-под влажной продукции – немедленно по освобождении тары из-под продукции. В данном акте указывается также вес нетто продукции, полученный путем вычитания из веса брутто веса тары.
Товарный отчет составляется на основе первичных приходных и расход- ных документов.
Указание на отгрузку поступает из отдела продаж, содержит ссылку на счет и договор, согласно которому поставляется продукция, номенклатуру про- дукции, которую необходимо отгрузить, ее количество, стоимость, форму опла- ты, срок и способ доставки. Указание на отгрузку – директивный документ для отдела логистики на начало отгрузки продукции заказчику.
Упаковочный (инвентарный) лист составляется после окончания упаков- ки. В лист вписываются данные по каждому отдельно упакованному предмету или коробке. В упаковочном листе указываются:
- порядковый номер коробки согласно данным, содержащимся в марки- ровке;
- содержимое коробки;
37
- место и дата производства упаковки;
- указания по следованию продукции (груза);
- контактный телефон получателя;
- адрес и данные физического (юридического) лица, являющегося полу- чателем продукции (груза).
Документы, оформляющие отпуск продукции со склада:
- заборный лист;
- расходная накладная и пр.
Потребителю могут быть представлены следующие отчетные документы о состоянии продукции, хранящейся на складе:
1) ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции включает в себя следующую информацию:
- баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня;
- все поступления продукции на склад за рабочий день;
- все отгрузки продукции за рабочий день;
- новый баланс остатка продукции, включающий в себя продукцию с раз- личным статусом (например, продукция, подлежащая отгрузке, но еще не от- груженная);
- остаток продукции, имеющейся в наличии на складе;
2) отчет по срокам годности продукции включает в себя следующую ин- формацию:
- предупреждение об окончании срока годности продукции за шесть ме- сяцев до его истечения по каждому наименованию продукции;
- сроки годности по каждому наименованию продукции;
- список продукции по типу срока годности (с истекшим сроком годно- сти, за 7 дней до окончания срока годности, за 14 дней);
3) ежедневный отчет о приемке продукции на склад содержит следую- щую информацию:
- все поступления продукции за день;
- сведения и документы по поступлению транспортных средств (инфор- мационный лист, акт о приемке продукции на склад, подписанный представи- телем склада и водителем);
- сведения и копии документов, сопровождающих продукцию;
4) ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада включает в себя следующую информацию:
- все отгрузки продукции, осуществленные за рабочий день;
- все заказы, находящиеся в процессе комплектации;
- сведения об отгруженной продукции с указанием данных об автомо- бильных транспортных средствах;
- копии счетов с пометкой менеджера склада об отгрузке;
5) особые отчеты (о недостачах, повреждениях продукции при ее приеме на склад), сопровождаемые фотографиями;
6) отчет о заблокированной продукции (заблокирована в соответствии с указанием клиента, например, по причине истекшего срока годности);
38 7) отчет о переупакованной бракованной продукции;
8) отчет об уничтожении бракованной продукции;
9) отчет по бракованной продукции (при получении продукции на склад, уничтожении, переупаковке);
10) отчет по наличию пустых поддонов.
1.2.3. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые образцы
В случае получения продукции ненадлежащего качества изготовителю направляется уведомление о вызове. В уведомлении о вызове, направляемом изготовителю (отправителю), указывается:
- наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
- основные недостатки, обнаруженные в продукции;
- время, на которое назначена приемка продукции по качеству или ком- плектности (в пределах установленного для приемки срока);
- количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.
1.2.4. Документы для внутренней отчетности
Результатом получения и обработки информации являются различные отчеты, формируемые на складе. Существуют стандартные формы отчетов, а также могут быть разработаны дополнительные отчеты, необходимые для ана- лиза деятельности склада. В зависимости от назначения могут быть сформиро- ваны следующие виды отчетов:
- отчет о наличии товарно-материальных ценностей (качественных, бра- кованных);
На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависи- мости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют раз- личное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы рас- пределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародви- жения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.
Некоторые варианты каналов распределения товаров народного потреб- ления приведены на рис. 4.
31
Рис. 4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления
Возможность выбора логистического канала является существенным ре- зервом повышения эффективности логистических процессов.
Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление (рис. 5).
Рис. 5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления
На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки.
В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределе- ния. Например, из производства А товар может попасть к конечному потреби- телю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5. Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конеч- ным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет
Производство
Склад готовой продукции изготовителя
Склад оптовой торговли
Агентская фирма
Предприятие посылочной торговли
Склад розничной торговли
Розница
Розница
Розница
Розница
Розница
Конечное производство А
Распределительный центр №1 (в месте производства)
Конечное производство В
Распределительный центр №2 (в месте потребления)
П
о т р е б и т е л ь
Транзитный поток
Транзитный поток
1 3
4 5
6 8
9 7
2
32
лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распре- делительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потреби- тель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество оди- накового товара, что, скорее всего, для него неприемлемо. Второй маршрут 1-6 неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик
(распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения по- требления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сер- виса конечному потребителю. Таким образом, канал 1-7-5 обеспечивает наи- больший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, т.е. стоимость товара будет наиболее высокой.
Распределительные каналы подразделяются на два вида:
1) канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт);
2) многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт).
Канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт) не предполагает наличия посредников, так как продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними (рис. 6).
Рис. 6. Виды распределительных каналов в зависимости от числа уровней
Многоуровневый канал товародвижения (косвенный сбыт) подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы (рис. 3).
Канал нулевого уровня
Производитель
Потребитель
Канал первого уровня
Канал второго уро
Канал третьего уровня
Производитель
Производитель
Произ- водитель
Оптовый посредник
Потребитель
Потребитель
Потребитель
Оптовый посредник
Оптовый посред- ник
Розничный посредник
Рознич- ный по- средник
Мелко- оптовый посред- ник
33 1.2. Документационное обеспечение логистических процессов
1.2.1. Основы делопроизводства профессиональной деятельности
При проведении логистических операций оформляются соответствующие документы. Для этого в службах предприятия создаются делопроизводства.
Например, делопроизводство на складе ведет следующие внешние доку- менты склада:
- товаротранспортная накладная;
- товарная накладная (ТОРГ-12), грузовая таможенная декларация (ГТД);
- спецификация;
- счет-фактура, инвойс;
- упаковочный лист;
- заявка на прием товаров;
- заявка на отгрузку товаров;
- акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение
(форма МХ-1);
- акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение
(форма МХ-3);
-доверенность на получение товара со склада;
- акт о выборочной проверке наличия материальных ценностей в местах хранения (МХ-14);
- инвентаризационная опись;
- сводная инвентаризационная опись;
- сличительная ведомость;
- таблица несоответствий;
- акт инвентаризации.
Внутренние документы склада:
- приходная накладная;
- расходная накладная;
- журнал регистрации транспортных средств;
- акт приема товарно-материальных ценностей с таблицей обнаруженных повреждений;
- лист осмотра товара;
- пропуска на въезд и выезд с территории склада.
Существуют и другие документы, которые используются для оформления различных операций с материальными ценностями (квитанции, ордера и др.) в зависимости от профиля деятельности предприятия.
1.2.2. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, составления типовых договоров приёмки, передачи товарно-материальных ценностей
При размещении на хранение и отпуск продукции на складах использу- ются нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, а именно:
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-
34
технического назначения и товаров народного потребления по количеству.
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству.
3. Товарная книга.
4. Заказ-заявка.
5. Договор поставки.
6. Журнал регистрации заказов покупателей.
7. Карточка неудовлетворенного спроса.
8. Сводный отборочный лист на комплексную отборку.
9. Счет-фактура, инвойс.
10. Упаковочный лист.
11. Журнал передачи продукции со склада в экспедицию.
12. Журнал учета продукции и счетов-фактур, принимаемых в экспеди- цию со складов и отправляемых покупателям.
13. Товарно-транспортная накладная.
14. Пропуск на въезд (выезд) на (с) территорию предприятия.
15. Заявка на автотранспортные перевозки.
16. Журнал учета использования автомобильных транспортных средств.
17. Карточка учета инвентарной тары.
18. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и завоз продукции.
19. Карточка учета использования договоров поставки.
20. Книга оперативного учета поставки продукции покупателям.
Счета являются приложениями к договорам, заключенным на поставку продукции заказчикам. Они содержат номенклатуру продукции, планируемую к продаже, ее количество, стоимость и срок поставки.
Для учета фактического наличия продукции на складе в период проведе- ния инвентаризации в тех случаях, когда инвентаризационная комиссия не име- ет возможности сразу подсчитать продукцию и записать данные о ней в инвен- таризационную опись применяется инвентаризационный ярлык (форма
№ инв.-2) [8, с. 196].
В случае, если при инвентаризации были выявлены отклонения от учет- ных данных по видам продукции, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхо- ждения между данными учета и данными инвентаризационных описей (факти- ческим наличием продукции).
Накладные от внешних поставщиков являются основанием для оприхо- дования продукции на складе, т.е. основой для создания приходных накладных.
Приходная накладная предназначена для учета поступающей на склад продукции.
Унифицированные формы первичных документов по учету продукции включают следующее [8, с. 197-198].
35
Доверенность (формы № М-1, № М-2а):
- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверен- ного лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду (счету, договору, заказу, соглашению);
- служит основанием для получения продукции на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту и подтверждает право данно- го лица на получение продукции.
Причины, по которым доверенность считается недействительной:
- доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения или с неза- полненными реквизитами;
- доверенность имеет поправки и помарки;
- не предъявлен паспорт, данные которого указаны в доверенности;
- окончился срок действия доверенности;
- поступило сообщение получателя об аннулировании данной доверенно- сти.
Приходный ордер (форма № М-4) – документ, служащий для приемки и оприходования продукции и тары под продукцией, поступающей от поставщи- ков. Оформляется сотрудниками склада, выписывается на основании расчетных и других сопроводительных товарно-транспортных документов поставщиков.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для оформления приемки продукции, имеющей расхождения по количеству и качеству, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов по- ставщика. Данный акт составляется также при приемке продукции, поступив- шей без документов. Акт служит юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) – документ, на основании кото- рого осуществляется списание продукции со склада. Данная форма применяет- ся при наличии лимитов отпуска продукции:
- для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции;
- для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов от- пуска материалов на производственные нужды.
Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения продукции внутри организации между материально ответственными лицами различных структурных подразделений.
Комплектовочные ведомости выписываются на месяц или на всю потреб- ность изделий по данному заказу, применяются для контроля над отпуском этих изделий на тех предприятиях, где высок удельный вес расхода комплек- тующих изделий на выпуск готовой продукции. Комплектовочная ведомость содержит перечень мест с указанием их количества.
Ведомости (карты) использования лимитов применяются при оформле- нии отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка)
36
накладными. Данные ведомости составляются для контроля над отпуском ма- териалов в пределах лимита.
Накладная (приказ-накладная) на отпуск материала на сторону (форма №
М-15) применяется для учета отпуска продукции:
- структурным подразделениям своей организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного под- разделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соот- ветствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на по- лучение продукции, заполненной в установленном порядке;
- сторонним организациям. Накладная оформляется отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполно- моченных.
Карточка складского учета материалов (форма № М-17):
- применяется для учета движения продукции на складе по каждому сор- ту, виду и размеру продукции;
- заполняется на каждый номенклатурный номер продукции;
- ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).
Карточки учета материалов оформляются бухгалтерией по мере поступ- ления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами для осуществления сортового учета.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при раз- борке и демонтаже знаний и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материалов, пригодных для использования при производстве других работ.
Акт о весе тары составляется не позднее 10 дней после освобождения та- ры, а о весе тары из-под влажной продукции – немедленно по освобождении тары из-под продукции. В данном акте указывается также вес нетто продукции, полученный путем вычитания из веса брутто веса тары.
Товарный отчет составляется на основе первичных приходных и расход- ных документов.
Указание на отгрузку поступает из отдела продаж, содержит ссылку на счет и договор, согласно которому поставляется продукция, номенклатуру про- дукции, которую необходимо отгрузить, ее количество, стоимость, форму опла- ты, срок и способ доставки. Указание на отгрузку – директивный документ для отдела логистики на начало отгрузки продукции заказчику.
Упаковочный (инвентарный) лист составляется после окончания упаков- ки. В лист вписываются данные по каждому отдельно упакованному предмету или коробке. В упаковочном листе указываются:
- порядковый номер коробки согласно данным, содержащимся в марки- ровке;
- содержимое коробки;
37
- место и дата производства упаковки;
- указания по следованию продукции (груза);
- контактный телефон получателя;
- адрес и данные физического (юридического) лица, являющегося полу- чателем продукции (груза).
Документы, оформляющие отпуск продукции со склада:
- заборный лист;
- расходная накладная и пр.
Потребителю могут быть представлены следующие отчетные документы о состоянии продукции, хранящейся на складе:
1) ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции включает в себя следующую информацию:
- баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня;
- все поступления продукции на склад за рабочий день;
- все отгрузки продукции за рабочий день;
- новый баланс остатка продукции, включающий в себя продукцию с раз- личным статусом (например, продукция, подлежащая отгрузке, но еще не от- груженная);
- остаток продукции, имеющейся в наличии на складе;
2) отчет по срокам годности продукции включает в себя следующую ин- формацию:
- предупреждение об окончании срока годности продукции за шесть ме- сяцев до его истечения по каждому наименованию продукции;
- сроки годности по каждому наименованию продукции;
- список продукции по типу срока годности (с истекшим сроком годно- сти, за 7 дней до окончания срока годности, за 14 дней);
3) ежедневный отчет о приемке продукции на склад содержит следую- щую информацию:
- все поступления продукции за день;
- сведения и документы по поступлению транспортных средств (инфор- мационный лист, акт о приемке продукции на склад, подписанный представи- телем склада и водителем);
- сведения и копии документов, сопровождающих продукцию;
4) ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада включает в себя следующую информацию:
- все отгрузки продукции, осуществленные за рабочий день;
- все заказы, находящиеся в процессе комплектации;
- сведения об отгруженной продукции с указанием данных об автомо- бильных транспортных средствах;
- копии счетов с пометкой менеджера склада об отгрузке;
5) особые отчеты (о недостачах, повреждениях продукции при ее приеме на склад), сопровождаемые фотографиями;
6) отчет о заблокированной продукции (заблокирована в соответствии с указанием клиента, например, по причине истекшего срока годности);
38 7) отчет о переупакованной бракованной продукции;
8) отчет об уничтожении бракованной продукции;
9) отчет по бракованной продукции (при получении продукции на склад, уничтожении, переупаковке);
10) отчет по наличию пустых поддонов.
1.2.3. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые образцы
В случае получения продукции ненадлежащего качества изготовителю направляется уведомление о вызове. В уведомлении о вызове, направляемом изготовителю (отправителю), указывается:
- наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
- основные недостатки, обнаруженные в продукции;
- время, на которое назначена приемка продукции по качеству или ком- плектности (в пределах установленного для приемки срока);
- количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.
1.2.4. Документы для внутренней отчетности
Результатом получения и обработки информации являются различные отчеты, формируемые на складе. Существуют стандартные формы отчетов, а также могут быть разработаны дополнительные отчеты, необходимые для ана- лиза деятельности склада. В зависимости от назначения могут быть сформиро- ваны следующие виды отчетов:
- отчет о наличии товарно-материальных ценностей (качественных, бра- кованных);
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20