Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 751
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- отчет о наполнении склада товарно-материальными ценностями и нали- чии свободных мест (по объему, по ячейкам, по весу);
- отчет о принятых (отгруженных) товарно-материальных ценностях за сутки;
- отчет о наличии транспортных средств на территории склада (для сдачи и приемки товаров);
- отчет по количеству товарно-материальных ценностей по отдельным наименованиям;
- отчет по наличию товаров отдельных владельцев (для склада ответст- венного хранения);
- отчет по стоимости оказанных услуг за определенный период (за сутки, за неделю и т.п.);
- отчет по результатам инвентаризации;
- отчет по выполненным работам сотрудниками склада;
- отчет по расходованию материалов.
39 1.2.5. Контроль правильности составления документов
Контроль правильности составления документов и расчетов за логистиче- ские операции осуществляется на основе определенных процедур, принятых для бухгалтерского аудита, и вызван возможными ошибками персонала при оформлении документов, неправильным внесением данных в компьютер.
1.2.6. Особенности оформления различных логистических операций, по- рядок их документационного оформления и контроля
Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящая- ся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является железнодорожная накладная, составляемая отправите- лем.
Накладная – транспортный документ, применяемый при железнодорож- ных и речных перевозках, а также при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях. Накладная заполняется грузоотправителем и содержит следующие сведения: наименование и адрес от- правителей и получателей груза и их банковские реквизиты, пункты отправле- ния, назначения и перевалки, полное и точное наименование груза, число мест, массу и объем груза, его отправительскую маркировку, наименование железной дороги, если пунктом назначения является железнодорожная станция. Наклад- ная следует с грузом, а отправителю в удостоверение принятия груза к перевоз- ке выдают квитанцию при перевозках в пределах нашей страны и дубликат на- кладной при перевозках в прямом международном сообщении.
В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме на- кладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитан- ция о приеме груза.
В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, на- именование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.
Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.
На накладной ставится штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправля- ются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписыва- ется в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который оста- ется у отправителя.
При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку.
Договор – двусторонняя сделка об установлении, изменении или прекра- щении прав и обязанностей в отношении между сторонами. Условия, установ- ленные сторонами в договоре, именуются его содержанием. Существенными условиями договора являются предмет договора, условия, предусмотренные за-
40
коном, а также все те пункты, относительно которых по предварительному за- явлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно со- ставляется товарно-транспортная накладная, которая представляет собой доку- ментальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза. Она также служит документальным основанием для:
- списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;
- оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя;
- учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;
- проведения расчетов между потребителем и транспортным предприяти- ем за предоставленные услуги.
Как правило, товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправи- телем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку. Если одним ав- томобилем перевозится одновременно несколько партий груза в адрес одного или нескольких грузополучателей, то товарно-транспортная накладная обяза- тельно выписывается на каждую партию груза в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом:
- первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписан- ные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю;
- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначает- ся для оприходования им товарно-материальных ценностей;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями гру- зополучателя, сдаются в автотранспортное предприятие.
Третий экземпляр товарно-транспортной накладной служит основанием для расчета за перевозку. Он выписывается автотранспортным предприятием заказчику автотранспорта. Чаще всего заказчиком является отправитель, хотя в ряде случаев расчеты за перевозку производит грузополучатель или иное юри- дическое лицо.
Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной прилагается к пу- тевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисле- ния заработной платы водителю.
При необходимости грузоотправитель может выписывать дополнитель- ные экземпляры товарно-транспортной накладной для использования их при учете, взаиморасчетах с получателями и в других целях.
При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, ко- торый должен быть им возвращен по окончании работы.
Путевой лист – документ оперативного учета, который характеризует вы- полнение водителем производственных заданий (перевозок), учитывает режим работы водителя и транспортного средства, расход горюче-смазочных материа- лов.
41
При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода на- кладной.
Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение факта принятия груза с обязательством доставить последний в порт назначения. Коносамент выполняет триединую функцию, являясь догово- ром морской перевозки груза (точнее доказательством наличия и содержания такого договора), выступая в качестве расписки перевозчика в приеме груза
(которая обязывает его выдать держателю коносамента в целости и сохранно- сти) и играя роль товарораспорядительного документа в качестве титула собст- венности. В полном объеме все три функции коносамент выполняет в сфере линейного судоходства. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принима- ет груз и в нем расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручи- тельным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления.
Если судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, состав- ленный договор морской перевозки называется чартером.
Договор морской перевозки – соглашение, определяющее условия пере- возки морем грузов (пассажиров). Основное содержание договора морской пе- ревозки грузов заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузо- отправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать получателю груза, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Договор морской перевозки грузов может содержать также условия погрузки и перевозки, права, обязанно- сти и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, могу- щих возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты фрахта и разре- шения споров. Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено письменным документом (коносаментом).
Коносамент обязательно составляется и в этом случае, когда он служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении.
В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т.е. по принципу
«море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот со- проводительный документ так и называется «накладная». При перегрузке груза с одно вида транспорта на другой составляется передаточная ведомость.
Передаточная ведомость – коммерческий документ, содержащий пере- чень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой при прямых водных и прямых железнодорожно-водных перевозках. В передаточной ведо- мости указывают номера передаваемых накладных, род, массу и количество груза, марки, знаки, пункты отправления, назначения и перевалки.
42
Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.
Погрузочный ордер – первичный транспортный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приема. По- грузочный ордер выписывают в нескольких экземплярах. Он содержит сле- дующие сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование портов отправления и на- значения; название судна; дату составления. При погрузке груза на палубу по- грузочный ордер должен содержать оговорку о согласии на это грузоотправи- теля. Представителю судовой администрации вручают два экземпляра погру- зочного ордера, на одном из которых после погрузки он расписывается. Этот экземпляр погрузочного ордера является штурманской распиской и служит ос- нованием для выписки коносамента.
При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным доку- ментом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигаци- онные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обыч- но перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладная для пере- возки грузов речным транспортом выполняется в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок.
Перевозка грузов воздушным транспортом также осуществляется соглас- но соответствующим образом оформленной накладной.
Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железных дорог, грузоотправителей или грузополучателей, удостоверяются коммерче- скими актами или актами общей формы.
Коммерческий акт составляется:
- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) в день выгрузки;
- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах необщего пользования в день выгрузки или в процессе выгрузки;
- в пути следования в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без по- марок и подчисток.
Коммерческий акт должен содержать:
- точное и подробное описание состояния груза;
- данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены гру- зы;
- в отношении скоропортящихся грузов к коммерческому акту приклады- вается выписка из журнала температур.
43
Лица, составившие и подписавшие коммерческий акт, содержащий не- достоверную информацию, несут ответственность в соответствии с законода- тельством РФ. Коммерческий акт подписывается получатель, если он участвует в проверке, и работники железной дороги.
До подачи в суд иска железной дороге, возникшего в связи с осуществле- нием перевозки груза, обязательно предъявление железной дороге претензии.
Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением пере- возок, либо иска, имеют:
- грузоотправитель или грузополучатель в случае утраты груза, недоста- чи, повреждения или порчи;
- в случае просрочки в доставке;
- в случае задержки выдачи груза.
К претензии должны быть приложены подтверждающие подлинные до- кументы или заверенные копии.
Претензии к железной дороге могут быть предъявлены в течение 6 меся- цев, претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Железная дорога обязана рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии.
44
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
В ЗАКУПКАХ, ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ
2.1. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
2.1.1.
Оперативное планирование и управление материальными потоками в производстве
В процессе планирования и управления производством должно дости- гаться строгое взаимодействие органов управления на всех стадиях производ- ственного процесса – от получения сырья до реализации продукции – с целью выполнения плана поставок сырья и готовой продукции в необходимом коли- честве, нужного качества, в нужное время и место, с минимальными совокуп- ными затратами.
В основе оперативного планирования и управления лежит производст- венная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные пла- новые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляются те- кущее руководство производственного процесса и контроль его хода.
Оперативное планирование и управление производством по сфере дейст- вия и соподчиненности подразделяются на два уровня: межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха).
Межцеховое оперативное планирование и управление позволяют согла- совывать деятельность производственных цехов предприятия по изготовлению деталей, узловой сборке и изделий. Координация деятельности на данном уров- не позволяет распределить годовую и квартальную производственную про- грамму предприятия во времени и по производственным подразделениям, с тем, чтобы месячная программа каждого цеха и участка с учетом переходящих работ соответствовала их пропускной способности и согласовывалась со сро- ками комплектации и сдачи готовой продукции на склад.
На данном уровне разрабатываются производственные задания цехам и участкам основного, вспомогательного и обслуживающего производств на ко- роткие отрезки времени в виде программ и графиков с указанием сроков запус- ка-выпуска продукции, при этом рассчитываются: данные о загрузке и пропу- скной способности оборудования и календарно-плановые нормативы.
На уровне внутрицехового оперативного планирования и управления ме- сячная производственная программа цеха распределяется по дням и по рабочим местам, согласованно с работой участков и рабочих мест основного и вспомо- гательного производств, а также с учетом их полной загрузки и достижения со- кращения производственного цикла изготовления конечного изделия.
На данном уровне разрабатываются сменно-суточные задания, в которых указываются номенклатура и количество изделий, подлежащих изготовлению в предстоящие сутки. На уровне рабочих мест разрабатываются рабочие наряды,
- отчет о принятых (отгруженных) товарно-материальных ценностях за сутки;
- отчет о наличии транспортных средств на территории склада (для сдачи и приемки товаров);
- отчет по количеству товарно-материальных ценностей по отдельным наименованиям;
- отчет по наличию товаров отдельных владельцев (для склада ответст- венного хранения);
- отчет по стоимости оказанных услуг за определенный период (за сутки, за неделю и т.п.);
- отчет по результатам инвентаризации;
- отчет по выполненным работам сотрудниками склада;
- отчет по расходованию материалов.
39 1.2.5. Контроль правильности составления документов
Контроль правильности составления документов и расчетов за логистиче- ские операции осуществляется на основе определенных процедур, принятых для бухгалтерского аудита, и вызван возможными ошибками персонала при оформлении документов, неправильным внесением данных в компьютер.
1.2.6. Особенности оформления различных логистических операций, по- рядок их документационного оформления и контроля
Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящая- ся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является железнодорожная накладная, составляемая отправите- лем.
Накладная – транспортный документ, применяемый при железнодорож- ных и речных перевозках, а также при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях. Накладная заполняется грузоотправителем и содержит следующие сведения: наименование и адрес от- правителей и получателей груза и их банковские реквизиты, пункты отправле- ния, назначения и перевалки, полное и точное наименование груза, число мест, массу и объем груза, его отправительскую маркировку, наименование железной дороги, если пунктом назначения является железнодорожная станция. Наклад- ная следует с грузом, а отправителю в удостоверение принятия груза к перевоз- ке выдают квитанцию при перевозках в пределах нашей страны и дубликат на- кладной при перевозках в прямом международном сообщении.
В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме на- кладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитан- ция о приеме груза.
В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, на- именование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.
Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.
На накладной ставится штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправля- ются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписыва- ется в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который оста- ется у отправителя.
При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку.
Договор – двусторонняя сделка об установлении, изменении или прекра- щении прав и обязанностей в отношении между сторонами. Условия, установ- ленные сторонами в договоре, именуются его содержанием. Существенными условиями договора являются предмет договора, условия, предусмотренные за-
40
коном, а также все те пункты, относительно которых по предварительному за- явлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно со- ставляется товарно-транспортная накладная, которая представляет собой доку- ментальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза. Она также служит документальным основанием для:
- списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;
- оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя;
- учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;
- проведения расчетов между потребителем и транспортным предприяти- ем за предоставленные услуги.
Как правило, товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправи- телем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку. Если одним ав- томобилем перевозится одновременно несколько партий груза в адрес одного или нескольких грузополучателей, то товарно-транспортная накладная обяза- тельно выписывается на каждую партию груза в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом:
- первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписан- ные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю;
- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначает- ся для оприходования им товарно-материальных ценностей;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями гру- зополучателя, сдаются в автотранспортное предприятие.
Третий экземпляр товарно-транспортной накладной служит основанием для расчета за перевозку. Он выписывается автотранспортным предприятием заказчику автотранспорта. Чаще всего заказчиком является отправитель, хотя в ряде случаев расчеты за перевозку производит грузополучатель или иное юри- дическое лицо.
Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной прилагается к пу- тевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисле- ния заработной платы водителю.
При необходимости грузоотправитель может выписывать дополнитель- ные экземпляры товарно-транспортной накладной для использования их при учете, взаиморасчетах с получателями и в других целях.
При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, ко- торый должен быть им возвращен по окончании работы.
Путевой лист – документ оперативного учета, который характеризует вы- полнение водителем производственных заданий (перевозок), учитывает режим работы водителя и транспортного средства, расход горюче-смазочных материа- лов.
41
При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода на- кладной.
Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение факта принятия груза с обязательством доставить последний в порт назначения. Коносамент выполняет триединую функцию, являясь догово- ром морской перевозки груза (точнее доказательством наличия и содержания такого договора), выступая в качестве расписки перевозчика в приеме груза
(которая обязывает его выдать держателю коносамента в целости и сохранно- сти) и играя роль товарораспорядительного документа в качестве титула собст- венности. В полном объеме все три функции коносамент выполняет в сфере линейного судоходства. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принима- ет груз и в нем расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручи- тельным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления.
Если судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, состав- ленный договор морской перевозки называется чартером.
Договор морской перевозки – соглашение, определяющее условия пере- возки морем грузов (пассажиров). Основное содержание договора морской пе- ревозки грузов заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузо- отправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать получателю груза, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Договор морской перевозки грузов может содержать также условия погрузки и перевозки, права, обязанно- сти и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, могу- щих возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты фрахта и разре- шения споров. Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено письменным документом (коносаментом).
Коносамент обязательно составляется и в этом случае, когда он служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении.
В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т.е. по принципу
«море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот со- проводительный документ так и называется «накладная». При перегрузке груза с одно вида транспорта на другой составляется передаточная ведомость.
Передаточная ведомость – коммерческий документ, содержащий пере- чень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой при прямых водных и прямых железнодорожно-водных перевозках. В передаточной ведо- мости указывают номера передаваемых накладных, род, массу и количество груза, марки, знаки, пункты отправления, назначения и перевалки.
42
Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.
Погрузочный ордер – первичный транспортный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приема. По- грузочный ордер выписывают в нескольких экземплярах. Он содержит сле- дующие сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование портов отправления и на- значения; название судна; дату составления. При погрузке груза на палубу по- грузочный ордер должен содержать оговорку о согласии на это грузоотправи- теля. Представителю судовой администрации вручают два экземпляра погру- зочного ордера, на одном из которых после погрузки он расписывается. Этот экземпляр погрузочного ордера является штурманской распиской и служит ос- нованием для выписки коносамента.
При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным доку- ментом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигаци- онные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обыч- но перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладная для пере- возки грузов речным транспортом выполняется в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок.
Перевозка грузов воздушным транспортом также осуществляется соглас- но соответствующим образом оформленной накладной.
Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железных дорог, грузоотправителей или грузополучателей, удостоверяются коммерче- скими актами или актами общей формы.
Коммерческий акт составляется:
- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) в день выгрузки;
- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах необщего пользования в день выгрузки или в процессе выгрузки;
- в пути следования в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без по- марок и подчисток.
Коммерческий акт должен содержать:
- точное и подробное описание состояния груза;
- данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены гру- зы;
- в отношении скоропортящихся грузов к коммерческому акту приклады- вается выписка из журнала температур.
43
Лица, составившие и подписавшие коммерческий акт, содержащий не- достоверную информацию, несут ответственность в соответствии с законода- тельством РФ. Коммерческий акт подписывается получатель, если он участвует в проверке, и работники железной дороги.
До подачи в суд иска железной дороге, возникшего в связи с осуществле- нием перевозки груза, обязательно предъявление железной дороге претензии.
Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением пере- возок, либо иска, имеют:
- грузоотправитель или грузополучатель в случае утраты груза, недоста- чи, повреждения или порчи;
- в случае просрочки в доставке;
- в случае задержки выдачи груза.
К претензии должны быть приложены подтверждающие подлинные до- кументы или заверенные копии.
Претензии к железной дороге могут быть предъявлены в течение 6 меся- цев, претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней. Железная дорога обязана рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии.
44
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
В ЗАКУПКАХ, ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ
2.1. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
2.1.1.
Оперативное планирование и управление материальными потоками в производстве
В процессе планирования и управления производством должно дости- гаться строгое взаимодействие органов управления на всех стадиях производ- ственного процесса – от получения сырья до реализации продукции – с целью выполнения плана поставок сырья и готовой продукции в необходимом коли- честве, нужного качества, в нужное время и место, с минимальными совокуп- ными затратами.
В основе оперативного планирования и управления лежит производст- венная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные пла- новые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляются те- кущее руководство производственного процесса и контроль его хода.
Оперативное планирование и управление производством по сфере дейст- вия и соподчиненности подразделяются на два уровня: межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха).
Межцеховое оперативное планирование и управление позволяют согла- совывать деятельность производственных цехов предприятия по изготовлению деталей, узловой сборке и изделий. Координация деятельности на данном уров- не позволяет распределить годовую и квартальную производственную про- грамму предприятия во времени и по производственным подразделениям, с тем, чтобы месячная программа каждого цеха и участка с учетом переходящих работ соответствовала их пропускной способности и согласовывалась со сро- ками комплектации и сдачи готовой продукции на склад.
На данном уровне разрабатываются производственные задания цехам и участкам основного, вспомогательного и обслуживающего производств на ко- роткие отрезки времени в виде программ и графиков с указанием сроков запус- ка-выпуска продукции, при этом рассчитываются: данные о загрузке и пропу- скной способности оборудования и календарно-плановые нормативы.
На уровне внутрицехового оперативного планирования и управления ме- сячная производственная программа цеха распределяется по дням и по рабочим местам, согласованно с работой участков и рабочих мест основного и вспомо- гательного производств, а также с учетом их полной загрузки и достижения со- кращения производственного цикла изготовления конечного изделия.
На данном уровне разрабатываются сменно-суточные задания, в которых указываются номенклатура и количество изделий, подлежащих изготовлению в предстоящие сутки. На уровне рабочих мест разрабатываются рабочие наряды,