Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. логистика (экономия времени и средств);
3. закупки (создание закупочных пулов(общий контейнер) и получение знаний).
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей логистической системы, в которую входит предприятие, рассматриваемое как звено цепи поставок;
- элементом микрологической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как подразделение предприятия - звено цепи поставок - служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в логистическую систему, которую являет собой охваченный единым управлением участок цепи поставок. Идея логистики - получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников - требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всего, работающего на единый результат, участка цепи поставок. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей логистической системы товародвижения: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия как ее элемента: в качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только «на себя», но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, возрастут.
Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет совместного планирования, а также за счет комплекса мер экономического, технологического и технического характера: например, для того, чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе издержек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, осуществлять совместное планирование логистических процессов, совместно вырабатывать комплекс технико-технологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. Роль службы снабжения здесь очевидна. Но
наиболее эффективной её работа будет строится на основе создания партнёрских
отношений с поставщиками и контрагентами.
В основе хороших партнерских отношений должна лежать ориентация на интеграцию с поставщиками и контрагентами; ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии
«моя хата с краю ...» сегодня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
- обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы;
- не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
- соблюдать принятые на себя обязательства;
- учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего её предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.
Цепь снабжение – производство - сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, - стратегия развития производства и уже затем - стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико - технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не
отношений с поставщиками и контрагентами.
В основе хороших партнерских отношений должна лежать ориентация на интеграцию с поставщиками и контрагентами; ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии
«моя хата с краю ...» сегодня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
- обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы;
- не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
- соблюдать принятые на себя обязательства;
- учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.
2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего её предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.
Цепь снабжение – производство - сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, - стратегия развития производства и уже затем - стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико - технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не
предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне цепи поставок в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС.
1. В области отношений с поставщиками:
- поиск близко расположенных поставщиков;
- переход на длительные хозяйственные связи;
- пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;
- стимулирование поставщиков к внедрению ТВС у них и продвижению ТВС далее к их поставщикам;
- поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;
- концентрация отдаленных поставщиков;
- вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;
- организация безбумажного информационного обмена;
- централизованная доставка силами и средствами поставщика;
- применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.
2. По объему поставок:
- поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (или для торгового предприятия - реализации);
- обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;
- работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;
- поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.
3. В области качества поставляемой продукции:
- тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя.
4. В области отгрузки:
- составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;
- использование постоянных, проверенных перевозчиков;
- заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку.
Материалы можно условно объединить в 14 групп, первые 11 из которых соответствуют названиям субсчетов к счету 10 «Материалы» (смотри План счетов бухгалтерского учета ФХД):
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне цепи поставок в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС.
1. В области отношений с поставщиками:
- поиск близко расположенных поставщиков;
- переход на длительные хозяйственные связи;
- пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;
- стимулирование поставщиков к внедрению ТВС у них и продвижению ТВС далее к их поставщикам;
- поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;
- концентрация отдаленных поставщиков;
- вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;
- организация безбумажного информационного обмена;
- централизованная доставка силами и средствами поставщика;
- применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.
2. По объему поставок:
- поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (или для торгового предприятия - реализации);
- обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;
- работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;
- поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.
3. В области качества поставляемой продукции:
- тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя.
4. В области отгрузки:
- составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;
- использование постоянных, проверенных перевозчиков;
- заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку.
Материалы можно условно объединить в 14 групп, первые 11 из которых соответствуют названиям субсчетов к счету 10 «Материалы» (смотри План счетов бухгалтерского учета ФХД):
1) сырье и материалы;
2) покупные полуфабрикаты и комплектующие;
3) топливо;
4) тара и тарные материалы;
5) запасные части;
6) прочие материалы;
7) материалы, переданные в переработку на сторону;
8) строительные материалы;
9) инвентарь и хозяйственные принадлежности;
10) специальная оснастка и специальная одежда на складе;
11) специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
Рис. 2 Состав материально-производственных запасов (Классификация
производственных запасов)
Для организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, целесообразно выделить еще 3 группы материальных запасов:
12) семена, посадочный материал и корма (покупные и собственного производства);
13) минеральные удобрения;
14) ядохимикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепараты, медикаменты и химикаты, используемые для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.
При осуществлении учета производственных запасов используются следующие унифицированные формы первичной документации:
- Доверенность (формы № М-2 и М-2а) применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика;
- Приходный ордер (форма № М-4) используется для учета материалов, поступающих от поставщика или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления ценностей на склад;
- Акт о приемке материалов (форма № М-7) предназначен для оформления поступления материальных ценностей в тех случаях, когда имеются расхождения по количеству, качеству, ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов поставщика
(неотфактурованных поставок);
- Лимитно-заборная карта (форма № М-8) используется для оформления отпуска со склада в производственные подразделения организации в пределах установленного лимита материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
- Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) предназначена для учета отпуска материальных ценностей структурным подразделениям организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
- Карточка учета материалов (форма № М-17) заполняется на каждый номенклатурный номер материала, служит для количественного учета движения материалов на складе по сортам, видам и разрезам;
- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и
демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) применяется для оформления поступления пригодных к использованию в организации материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств.
От некоторых форм первичной документации можно отказаться, если в организации введен автоматический учет.
Кроме перечисленных документов, для учета материальных ценностей используются:
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
- Сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения);
- акт о покупке материалов на рынке;
- акт перевода единиц измерения материалов;
- акт-заключение о чрезвычайных ситуациях;
- акт на списание материалов.
В расчетах за приобретенные организацией материальные ценности принимаются:
- Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
- Счет-фактура;
- Банковские расчетно-платежные документы (платежное поручение, платежное требование, денежный чек, аккредитив и др.);
- Приходный и расходный кассовые ордера и др.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13