Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В проституции как асоциальном процессе выделяются следующие существенные признаки: а) род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; б) характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив занятия - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Общая характеристика влияния проституции на общественные процессы может быть представлена следующим образом. Она является социальной болезнью общества и одной из форм девиантного поведения; носит общественно опасную направленность, так как способствует развитию криминального поведения; представляет собой способ уклонения от социально одобренных и разрешенных форм обществено-полезного труда; способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа, тем самым влияет на воспроизводство полноценного здорового потомства; существенно снижает нравственные устои общества.
Существенным компонентом психологического обеспечения социальной работы по профилактике проституции является знание способов и путей затягивания женщин в эту криминальную среду. Одним из наиболее распространенных способов заманивания в проституцию является социальная установка на легкий прием получения сверхприбылей и материальной выгоды.
Данная социальная установка умело поддерживается криминальными структурами через «доверенных» лиц путем использования психологических механизмов: убеждения, заражения и подражания, а также обещаний благополучной жизни.
Не менее коварным способом привлечения «новобранцев» в среду проституции является вербовка девочек через специальных «посредников» путем обмана приезжающих на отдых или экскурсии в большой город.
Технология вербовки в сущности простая: вхождение в доверие; оказание помощи в ориентировке по городу, обеспечение ночевки и питания в незнакомом городе; «кредитование» их жизненных потребностей на первое время пребывания в городе; последующее требование отработки долгов с угрозами, посулами и уговорами; знакомство с соответствующей группой проституток и снижение психологической напряженности и фобий; первый половой акт и т.д.
По данным прессы, более 50% всех взрослых проституток в Москве являются приезжими, иногородними (в основном с Украины, из Белоруссии и
Казахстана). Самым извращенным способом пополнения рядов проституток является тот, при котором сутенерам предлагается «товар» самими родителями (как правило, это маргинальные группы, матери-алкоголики и семьи, которые потеряли кров и ведут беспорядочный образ жизни), или преступными элементами воспитательной среды в системе различных детских интернатов и спецшкол.


Наряду с проститутками, не менее экзотический способ заработка используют так называемые «проституты», т.е. юноши и мужчины, которые за определенную плату готовы удовлетворить сексуальные потребности обеспеченной женщины. В среде «проститутов» действуют определенные
«нормы и правила» поведения. Например, ограничено количество «свиданий» с клиентками для поддержания имиджа респектабельного господина и др.
2.1.5. Девиантное поведение на почве сексуальных расстройств
как объект психосоциальной работы
Психологическое обеспечение социальной работы предполагает четкие представления специалистов о различных патологических и иных отклонениях в сексуальной ориентации человека. Наиболее распространенными формами сексуального отклонения являются: гипермаскулинное поведение, половой фетишизм, юношеский нарциссизм, эксгибиционизм, гомосексуализм, инцест, мазохистское поведение мужчины, садизм и т.д.
Фетишизм половой – проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. Чаще наблюдается у юношей. В качестве такого талисмана может выступать: женское белье, груди, красивые ноги и т.д. Вид предметов и частей тела усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение.
В обобщающем понятии фетишизмом называется культ неодушевленных предметов у первобытных племен. Фетиш - обожествляемая вещь. Фетишизм в сексуальной сфере имеет свои градации и ступени – от безобидного и естественного любовного фетишизма до маниакального отклонения из области психической патологии, когда влечение направляется на цели, не имеющие никакого отношения к сексуальным (нога, волосы), или на неодушевленный объект, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу или его сексуальности (части платья, белье). Этот заместитель приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога.
В некоторых случаях требуется присутствие фетишистского условия в сексуальном объекте (определенный цвет волос, платья, даже телесные недостатки). Связь с нормой осуществляется посредством психологически необходимой переоценки сексуального объекта, которая неизбежно переносится на все ассоциативно с ним связанное. Степень такого фетишизма свойственна нормальной любви, особенно в тех ее стадиях, когда нормальная сексуальная цель кажется недостижимой или невозможной. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что ведет к усилению либидо. Анализируя фетишизм, все исследователи сходятся на том, что это извращение - не врожденное, а возникшее случайно, под влиянием какого-либо события, которое раз и навсегда связало сопутствующие ему ощущения с половым влечением.
Гипермаскулинное
поведение
– проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая сопровождается

агрессивностью и жестокостью. Главная черта - пренебрежительное, хамское отношение к женщине, садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.
Юношеский нарциссизм – любование собой, половое влечение к собственному телу. Человек подолгу рассматривает себя в зеркале, лаская свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобное вызывает онанизм.
Нарциссизм может сочетаться с желанием выставить свое обнаженное тело на показ, это проявляется в нудизме. Они просят сверстников сфотографировать себя в костюме Адама, потом подолгу любуются своими прелестями.
Эксгибиционизм – влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа, но перед лицами противоположного пола. Особое удовольствие получают от тайного созерцания натурального полового акта.
Гомосексуализм – сексуальное влечение к лицам своего же пола.
Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Таких лиц называют противоположно-сексуальными или инвертированными, а сам факт
– инверсией. Такие наклонности могут формироваться и у подростков, и у взрослых людей, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности с лицами противоположного пола. Фрейд одним из первых заявил, что инвертированные в подавляющем большинстве своем не являются психически больными людьми, что инверсия встречается часто у выдающихся в плане интеллектуального развития и этнической культуры людей.
Половой объект инвертированных противоположен объекту нормальных.
Инвертированный мужчина не может устоять перед очарованием, исходящим от мужских свойств тела и души, он сам себя чувствует женщиной и ищет мужчину. Сексуальным объектом для них является не тот же пол, а соединение обоих половых признаков, компромисс между душевным стремлением к мужчине и женщине при сохранении условия мужественности тела (гениталий), так сказать, отражение собственной бисексуальной породы. Инвертированные проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т.е. исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать.
Особенно часто в гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения свободы, в период увлечения наркотиками.
Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.
Социально-психологическая составляющая гомосексуального поведения имеет весьма негативный оттенок в связи с образованием в обществе сексуальных меньшинств, которые стали довольно распространенным социальным явлением, и превращает их в маргиналов.


Мазохизм - этот термин, как и садизм, происходит от фамилии писателя.
Речь идет об известном австрийском писателе Леопольде Захер-Мазохе (1836-
1895), который впервые с особой яркостью подчеркнул один из самых нестандартных мотивов человеческого поведения. В поведении мужчины проявляется в покорном подчинении скипетру женщины в условиях интимного уединения. Суть мазохизма - в сладострастном подчинении насилию. Этот термин, как отмечал Фрейд, “обнимает все пассивные установки к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта”.
Мазохизм, с одной стороны, прямо противоположен садизму, с другой же - является его продолжением, только обращенным на собственную персону. Он, как и многие другие извращения, имеет двойственную основу - физическую и духовную. Физическая кроется в одурманивающем ощущении вожделения, которое бывает настолько сильным, что способно притупить даже такой мощный инстинкт, как инстинкт самосохранения, а у натур слабых, нездоровых эти сопутствующие сексу явления могут зафиксироваться как некая неотъемлемая его принадлежность, не только дополняющая, но и способная подменить его собой. Корни духовной стороны кроются в настойчивом желании обладать именно данным сексуальным объектом, а не в сексуальной потребности вообще, в сексуальной привязанности и ее часто встречающегося следствия - сексуальной зависимости, напоминающую наркотическую зависимость, способную привести к “половому рабству”.
Садизм – стремление к издевательствам над живыми существами: животными и людьми, вплоть до их уничтожения, причем уничтожение ради уничтожения, избиение ради избиения; это унижение сексуального объекта, причинение ему нравственных и физических страданий; термин происходит от фамилии писателя Донасье де Сада. Подчеркивая изначально агрессивный характер мужской сексуальности, Фрейд замечает, что садизм является его самостоятельным и гипертрофированным проявлением, результатом узурпации главной роли тем компонентом секса, который призван быть лишь второстепенным и не имеющим даже намека на какую-либо самоценность.
Если подчинение сексуального объекта, по мнению Фрейда, можно считать более или менее естественным проявлением, то терзание его имеет все основания быть названным перверзией (отклонением).
Причина этого явления кроется в связи между сладострастием и жестокостью. Любовь и гнев - не только два самых сильных аффекта, но вместе с тем и две единственно возможные формы стенического аффекта. Оба ищут своего объекта, желают овладеть им и разрядиться в форме телесного воздействия на него, оба приводят психомоторную сферу в состояние сильнейшего возбуждения, при посредстве которого и происходит их нормальное внешнее проявление.
Экзальтация полового аффекта обусловливает иногда влечение разрядить общее возбуждение в форме нелепых враждебных актов.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24