Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 646

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- собственно ритуал употребления спиртного, а также своеобразный алкогольный театр, где “расписаны” все роли в процессе общения (например, очернительная, обеляющая, конструктивная и др.).
В-четвертых, на формирование алкоголизма влияет специфика собственно самой личностной сферы человека, и в частности:
1. Изменяется мотивационная сфера, в которой перестраивается мотивационная иерархия мотивов. Алкоголь становится мерилом успешности деятельности, т.е. помогает или нет данная профессиональная деятельность удовлетворению потребности в алкоголе. Следует отметить, что процесс перестройки иерархии мотивов достаточно длительный процесс и начинается он с реконструкции, прежде всего, социальных отношений в семье, затем трансформируется к социальному взаимодействию на работе и в конечном счете захватывает всю сферу жизнедеятельности личности. Перестройка системы мотивов сопровождается возрастанием психической зависимости от алкоголя и нарушением психологической структуры деятельности: дальние мотивы и цели жизнедеятельности теряют свою привлекательность и значения, а на первое место в поведении выходят ближние мотивы приобретения и употребления алкоголя. На этой основе резко возрастает физическая зависимость от алкоголя, усиливаются процессы деградации личности.
Человек постепенно теряет способность к длительной, перспективной деятельности, даже если она приносит достаточные материальные блага (например, не доводит начатое дело до конца, спешит закончить работу и т.п.).
2. Снижается интеллектуальный потенциал и эмоционально-волевая устойчивость личности: а) большинство психологических познавательных процессов снижают свои показатели, прежде всего память и мышление; б) человек значительно ослабляет контроль над своим поведением и отдельными поступками; в) резко возрастает уровень беспокойства, депрессии, бессилия, усталости и утомления; г) низкой выносливости сопутствует коммуникативная замкнутость и чувство изолированности от социума; д) проявляются импульсивные или даже агрессивные реакции на конкретную, трудную социальную ситуацию взаимодействия.
В-пятых, следует учитывать и тот факт, что процесс формирования алкогольной зависимости имеет и некоторые общие социально значимые тенденции. К таким тенденциям следует отнести, с одной стороны, положение о том, что алкоголизм может сформироваться у людей с самым различным складом личности, а с другой стороны - больше всего алкоголизму подвержены акцентуированные личности. При этом важно понимание психологического содержания раннего алкоголизма у подростков и юношей, которое характеризуется:
- формированием специфического “алкогольного мышления” как средства раскрепощения и преодоления застенчивости и т.п.;


- лабильностью, возбудимостью, заражаемостью групповым настроением, что ускоряет формирование эмоциональных состояний опьянения;
- диапазон потребностных состояний значительно сужен и ограничивается, как правило, желанием весело провести время в компании;
- иллюзорно-компенсаторная функция употребления алкоголя не является столь актуальной;
- специфично нарушаются базовые уровни психического здоровья и в частности: симптомы алкогольной зависимости возникают значительно быстрее других возрастных групп; наблюдается лавинообразное нарастание симптомов при дальнейшем систематическом употреблении спиртных напитков; внешние признаки алкоголизма появляются до наступления болезни, так называемый феномен “клиники до болезни”;
- достаточно быстро наступает криминогенная психопатизация, ранними симптомами которой являются: аффективная возбудимость, злоба и агрессия или психическая неустойчивость, повышенная внушаемость; сексуальная расторможенность, а в случае физиологического поражения ЦНС, при остром алкогольном опьянении проявление сильной, необузданной агрессии.
В-шестых, следует учитывать и социально-психологические аспекты алкоголизма. Социально-психологические аспекты алкоголизма фокусируются в неформальных контактах, где наблюдается:
- отсутствие устойчивых и глубоких связей с нормальной социальной средой и увеличение доли фрагментарных, случайных связей с незнакомыми или малознакомыми людьми алкогольного образа жизни;
- усиление случайных социальных контактов, сопровождаемое образованием неформальных малых групп алкоголиков, которые отличаются: нестабильностью и непостоянством состава, а также определенной иерархизированностью системы межличностных отношений;
- неформальные группы алкоголиков отличаются определенной психологической привлекательностью для своих членов в силу того, что они получают здесь своеобразную психологическую поддержку и признание, а также компенсируют недостаток общения - как ценность межличностных отношений;
- воздействие на поведение в неформальных группах отличается тем, что в таких группах снимается неуверенность и страх, подавляется скованность и получается поддержка членов группы на возможные агрессивные действия или преступные деяния;
- преступления алкоголиков в таких группах отличаются примитивизмом, неспособностью к элементарному прогнозированию и подавленностью воли.
Наиболее распространенными преступлениями алкоголиков являются: кражи небольших сумм денег, вещей, мелкое хулиганство, бродяжничество и попрошайничество.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24

2.3. Агрессия и агрессивность как объект психосоциальной
работы
Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся.
Необходимо различать поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого
— причинить боль, навредить или разрушить. Первое — напористость, второе
— агрессия (от лат. aggredi — нападать).
До начала XIX в. агрессивным считалось любое поведение, как доброжелательное, так и враждебное. В 60 —70-х гг. XX в. агрессию трактовали в основном в зависимости от ее последствий либо предшествующих ей условий и, в частности, намерения нанести ущерб.
Сегодня при определении поведения как агрессивного исходят из понятия нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за действиями. Когда нормы соблюдены, поведение не будет восприниматься как агрессивное, независимо от степени губительности его последствий. И наоборот, если нормы нарушены, поведение считается агрессивным. Таким образом, поведение называется агрессивным, если: 1) наступают губительные для жертвы последствия; 2) нарушены нормы поведения.
Губительность последствий заставляет наблюдателя обозначать действия как агрессивные и вызванные враждебными намерениями лишь в том случае, если эти действия восприняты им как нормо-нарушающие, и это второе условие рассматривается как главное при определении поведения как агрессивного. Нормативные представления об агрессии имеют важное значение, и их обязательно надо учитывать при описании человеческого поведения; без уяснения свойственных данной культуре (сообществу, социальной группе, отдельной личности) нормативных канонов невозможно понимание особенностей ее (их) существования.
Агрессия происходит в том случае, если в результате действий возникают какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту. Агрессивность — свойство личности, ее особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого объекта
(человека, животного, иногда опосредованного предмета).

Агрессивность включает также социально-перцептивный компонент - готовность воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых особенностях мировосприятия и миропонимания некоторых людей.
Уровни агрессивности определяются в процессе, как социализации, так и ориентации на социально-культурные нормы, важнейшие из которых -
нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.
Агрессивность, проявляющаяся в поведении личности в виде непрерывной готовности агрессивно реагировать в ответ на определенные сигналы агрессии и в виде готовности воспринимать эти сигналы, может быть отнесена к характерным чертам личности.
Поведение агрессивное - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб.
2.4.
Инвалидизированная
личность
как
объект
психосоциальной работы
2.4.1. Психологические особенности инвалидов
Инвалид, согласно законоположению - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, психическими травмами и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В свою очередь, ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата лицами способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение и заниматься трудовой деятельностью.
Психология инвалида - это оценка им своего соматического страдания, отношения к нему и к его исходу, к семье, близким, общественно-трудовой деятельности, к окружающему миру, к среде и, как следствие, своеобразие личности инвалида, его мотивации, готовность к социально-психологической реабилитации, эмоционально-дезадаптивные реакции, волевые особенности и специфика познавательных процессов. Психология инвалида характеризуется: ощущениями физического порядка, представлениями о болезни; установлением определенных отношений к болезни и болезненным проявлениям, к факту наличия болезни, к тому, что его ждет, к тому, что могло бы ему помочь; у больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми.
Научно-технический прогресс и его влияние на медицину и, как следствие, возрастающие возможности медикаментозного, хирургического, физического и психотерапевтического лечения, настойчиво требуют дальнейшего глубокого и всестороннего исследования психологии инвалидов, формирования умений правильно оценить динамику его отношения к инвалидности, готовности к социально-психологической реабилитации и активной жизнедеятельности. Все это во многом зависит от реагирования целостного организма и своеобразия личности инвалида. Для этого требуется усиление психологического влияния на инвалида, повышения эффективности оказания ему всесторонней помощи.