Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 817

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее из-за несоответствия психосоциального или психофизиологического статуса человека требованиям изменившейся, возможно, критической социальной ситуации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут встречаться как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями в психическом развитии и его патологиями, а также нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов и т.д.).
Проявляется она чаще всего в форме психогенной дезадаптации (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), причины которой кроются в неблагоприятной социальной или семейной ситуации.
Среди форм патогенной дезадаптации выделяются проблемы социальной адаптации умственно отсталых людей. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах социализации они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать некоторые профессии, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Вместе с тем умственная неполноценность этих людей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-психологических условий и коррекционно-развивающих программ.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями, которые проявляются в определенной нестандартности поведения человека в ситуациях социального взаимодействия, требуют индивидуального подхода в работе с ними, а в отдельных случаях — специальных коррекционных психологических программ (например, психосоциальная дезадаптация вследствие насилия, психической травмы, тяжелого стресса и т.д.). По своей природе и характеру формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию, аддиктивность. К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести, прежде всего, психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные

психотравмирующими обстоятельствами: утратой значимых отношений, трудоспособности или здоровья, влюбленностью, разводом, потерей близких и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.
Например, молодой человек, прошедший военную службу в одной из «горячих точек», привык жить по законам военного времени. Демобилизовавшись из армии, испытывает серьезные трудности в адаптации к условиям мирного существования. Он хорошо усвоил роль воина, защитника, но ему незнакомы социальные роли труженика, семьянина, ему трудно найти свое место в системе межличностных отношений, в обществе, отстаивать свою точку зрения без давления и напора. В любом незнакомом человеке он видит потенциальную угрозу и врага. Он нуждается в изменении сознания: ему нужны «фронтовые сто грамм», и тогда все знакомо. Защищая честь и достоинство, он чаще всего бессознательно совершает противоправные поступки (при помощи кулаков и грубой силы) и как следствие несет за это административное, а иногда и уголовное наказание.
При социальной запущенностинаряду с асоциальным поведением характерны резко деформированная система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и
«красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Референтные связи и ориентации этих людей глубоко отчуждены от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная дезадаптация проявляется не только в разрыве социальных связей человека, формировании иных ценностных ориентаций, но и в нарушении важнейших видов деятельности: учебной, трудовой, социальной, бытовой.
Понятием «дезадаптация» обозначается и отклоняющееся поведение — результат неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации. Формы дезадаптации различны: аддиктивное поведение в результате приема химических веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических трав, лекарственных препаратов, делинквентное и суицидальное поведение, проституция и т.п.
2.1.2. Отклоняющееся поведение как объект психосоциальной
работы
Поведение человека понимается как комплекс адаптивных реакций, направленных на изменение ситуации с целью удовлетворения потребностей личности. С одной стороны, параметры этой реакции задаются психическим аппаратом личности, ее потребностями в безопасности, любви, самореализации, поддержке, признании и множеством других потребностей, с другой — ограничениями и направлениями социальных стандартов, например,

ожиданиями значимых лиц. Как известно, в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня
— биологические, психологические, социальные.
Когда возрастает социальное давление в виде ужесточения требований, давление обязательств, регламентации жизни, когда потребности личности не удовлетворены, а цель не достигнута, возникает состояние напряжения всей биопсихосоциальной системы: психологическое напряжение с соответствующими физиологическими сдвигами в организме и изменениями поведения. Изменения поведения — это первая линия обороны личности в попытке или преодолеть препятствие, или избегнуть столкновения с ним.
Взаимодействие со значимыми другими людьми уменьшает или увеличивает напряжение всей системы, способствует преодолению или избеганию конфликта, приводит к взаимному; удовлетворению.
Само по себе напряжение системы адаптации — не патологический процесс, пока поведение укладывается в общепринятые культурные рамки.
Следствием этого напряжения могут быть ощущения нездоровья, реакции дискомфорта, но не болезнь. Недостаточная гибкость поведенческих способов преодоления жизненных трудностей
(так называемых копинговых механизмов) приводит к следующим вариантам дезадаптации:
- фиксации более ранних способов поведения
(задержке психосоциального развития);
- регрессу поведения (отступлениям к более ранним стадиям психосоциального развития);
- обеднению разнообразных поведенческих ответов и постоянному использованию одних и тех же реакций, что с точки зрения социальных стандартов воспринимается как девиация (от лат. deviatio — уклонение) — негативное отклонение от норм поведения.
Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям свои стандарты. Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм — отклонения как агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.
Поведение отклоняющееся — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относятся: 1) преступность и иные правонарушения, т.е. уголовно наказуемое поведение; 2) неуголовно наказуемое поведение, но нарушающее нормы права
(административно наказуемое);
3) уголовно ненаказуемые
(непротивоправное), аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и др.). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
К основным группам девиантного поведенияотносятся:


1. Поведение, вызванное отклонением от норм психического здоровья, т.е. наличием у человека явной или скрытой психопатологии. Лиц с определенной психопатологией также можно подразделить: а) на лиц с явными признаками патологических отклонений: астеники, шизоиды, эпилиптоиды и т.п. (люди “вне себя”); б) на лиц, которые не страдают психическими расстройствами, но имеют чрезмерную выраженность акцентуаций характера. В свою очередь, психические расстройства проявляются в двух формах: а) акцентуированные по характерологическим чертам, т.е. отдельные черты характера отрицательно влияют на процесс социального взаимодействия человека; б) психопатии, т.е. явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека, что проявляется в поступках, поведении, вербальном или невербальном общении.
2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Такое поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм совместного общежития людей, проявляется в различных формах социальной патологии - бытовом пьянстве и алкоголизме, наркомании и токсикомании, проституции и бродяжничестве и т.п. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а серьезные, преступления, наказываются в уголовном порядке.
Соответственно говорят о делинквентном
(противоправном) и криминальном
(преступном) поведении.
Если девиант совершает преступление, то его деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Преступность как вид девиантного поведения изучается рядом наук: юриспруденцией, социологией, психологией, психиатрией и др.
Выделяют следующие социальные отклонения в девиантном поведении:
- отклонения корыстной ориентации - правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);
- отклонения агрессивной ориентации - действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);
- отклонения социально-пассивного типа - стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы
(уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Степень такого отклонения определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Основная характеристика девиации - негибкость и повторяемость поведения вне зависимости от социального контекста. Поэтому близкие и родственники, характеризуя таких людей, часто употребляют следующие фразы: «Он постоянно опаздывает, ссорится, прогуливает, молчит» или «Она все время обижается, раздражена, сидит одна, попадает в дурные компании».
Границы между поведенческой нормой и патологией размыты и подвижны, особенно в детском возрасте. Ребенок находится в процессе постоянного роста и развития, которое редко бывает гладким. «Неожидаемое» поведение и даже отдельные антиобщественные (социально неодобряемые)

поступки детей наблюдаются слишком часто, чтобы помещаться в ранг патологии.
Условно, в зависимости от комплекса последствий отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения для человека
(ребенка, подростка, взрослого), выделяют следующие варианты девиантного поведения:
Деструктивные варианты поведения резко противоречат социальным нормам и явно вовлекают в негативные последствия весь биопсихосоциальный комплекс, т. е. нарушают целостность здоровья, личности, социальной сети и биологического функционирования индивида. К таким вариантам относят аддиктивное, антисоциальное и суицидное поведение.
Недеструктивные варианты поведения не находятся в резком противоречии с социальными нормами и не имеют разрушительных биологических последствий, но изменяют целостность личности, задерживают ее развитие, делают его крайне односторонним, осложняют межличностные отношения (конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение).
Специфической областью психосоциальной работы являются личностные расстройства, связанные с процессом социального взаимодействия. Речь идет, прежде всего, о социальных, социально- психологических и индивидуально-психологических факторах девиантного поведения.
В отечественных исследованиях девиантное поведение объясняется несовпадением требований норм с требованиями жизни, с одной стороны, и несоответствием требований жизни интересам данной личности, с другой.
Основным здесь выступает противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Следовательно, причины девиантного поведения людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, проституцией и другими формами социальной патологии, можно структурировать следующим образом:
1) социальная незащищенность и социальное неравенство отдельных групп населения, стратификация общества по уровню материального благосостояния и возможности получения общественного признания, приемлемых способов заработка;
2) низкий уровень морально-нравственных устоев общественного устройства, коррупция и ложь официальных властей, бездуховность и насаждение эгоизма в системе межличностных отношений, культ вещей и отчуждение реального человека от управления общественными процессами;
3) враждебность окружающей среды к простому человеку в удовлетворении его элементарных потребностей в жизни и профессиональной деятельности, резком росте насилия и правонарушений на всех уровнях управления, неблагополучном развитии внутрисемейных отношений на фоне резкого снижения материального благосостояния людей.
Приведенные варианты девиантного поведения имеют разные проявления и последствия. Медицинские последствия: