Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными принципами сопровождения личности в кризисной ситуации становятся гуманное отношение к личности и вера в ее силы; комплексный подход к оказанию квалифицированной помощи.
Таким образом, психосоциальное сопровождение — это интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для развития и саморазвития личности. Наличие социально-психологического сопровождения делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается психосоциальная помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение.
Выделяют личностно-центрированное и средо-центрированное кризисное вмешательство. Наиболее эффективно одновременное воздействие и на среду, и на личность.
Этапы социально-психологического сопровождения личности. В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три этапа:
- диагностико-аналитический, служащий основой для постановки целей;
- собственно-деятельностный — отбор и применение методических средств;
- контрольно-аналитический — анализ конечных и промежуточных результатов, позволяющий корректировать ход работы.
Диагностико-аналитический этап — предполагается оценка ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит, определение, имеет ли место острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности.
При этом используются различные методы: беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документации.
Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, специалист по сопровождению вначале сосредоточивается на факте, событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент. Затем он старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией. Оцениваются также настоящее кризисное состояние клиента, степень его неспособности к привычной жизнедеятельности.
Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту предоставляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч.
Собственно-деятельностный этап посвящен решению специфических проблем кризисной ситуации клиента. Прежде всего, проводится работа по снятию остроты переживания, формированию адекватной самооценки; осуществляется помощь в осознании как внешних, так и внутренних проблем,

приведших к кризису и препятствующих изменению дезадаптивных форм поведения на адаптивные, а также формирование стрессосовладающего поведения в процессе индивидуальной и групповой работы.
По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом теряет ощущение, что находится под контролем), сопровождающий занимает более пассивную позицию, выступая по преимуществу в качестве поддерживающего. Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, т.е. формированию сети психосоциальной поддержки. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями и радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.
Помимо работы с родственниками и ближайшим окружением необходим поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях (работа с сообществом лиц, переживших кризис).
Контрольно-аналитический этап — период осмысления результатов деятельности по решению той или иной проблемы, обсуждение достигнутого прогресса, анализ изменений (в поведении, восстановлении когнитивного контроля над ситуацией, психологического состояния). Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то этот этап может стать заключительным. Если изменений не наблюдается или они незначительны, этот этап может стать стартовым в проектировании процесса сопровождения
(происходит возврат на первый этап, либо даются рекомендации посещения группы взаимопомощи).
На третьем этапе сопровождения позитивными и благоприятными изменениями в поведенческих реакциях людей, попавших в кризисные ситуации, являются:
- поддержка положительных социальных контактов, взаимодействие с окружающими;
- адекватное формулирование мысли и обсуждение проблем;
- позитивные взаимоотношения с ближайшим окружением;
- отсутствие жалоб на плохое физическое самочувствие;
-контроль за выражением своих эмоций (эмоции стали более богатыми и стабильными);
- появление настроя на позитивное разрешение проблемы, вера в собственные силы;
- появление и обсуждение планов на будущее.
Таким образом, основной задачей психосоциального сопровождения является актуализация умения понимать и объективно оценивать, что в

конкретной ситуации зависит от личности, а что — от самой ситуации, от других людей, т. е. умение оценивать свой вклад в решение психотравмирующей ситуации.
Социально-психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности к кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса.
4.2.2. Технология кризисной интервенции
Суть психосоциальной помощи состоит в том, чтобы помочь клиенту в раскрытии своего внутреннего потенциала, внутреннего ресурса, к которому у самой личности не всегда есть доступ. Психологическая помощь заключается в эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержке человека или сообщества в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. Она основана на технологии «кризисной интервенции».
Кризисная интервенция существенно отличается от консультирования или психотерапии и предполагает:
- проведение работы, направленной на выражение сильных эмоций;
- уменьшение смятения благодаря процессу повторения;
- открытие доступа к исследованию острых проблем;
- формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента;
- создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
Этот метод основан на работе с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Помощь при кризисе центрирована на проблеме, а не на человеке.
Этапы и содержание работы. Сбор информации. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы.
Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.
Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.
Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь его отделить.
Формулирование и переформулирование п р о блемы. Результатом исследования ситуации может стать переформулирование проблемы, поскольку:


- формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классический пример — отрицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
- проблема может быть глобальной, и для того чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
- формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и
«исторические» проблемы.
Выясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы.
Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно ее переформулировать и подойти к ней по-новому.
Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему — она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.
Если определить суть проблемы не удается, необходимо проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы или нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.
Альтернативы и решения. Откажитесь от попыток решения проблемы.
Это часто ключевой момент работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
- когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
- когда решение усугубляет проблему.
Откажитесь от цели. Это полезно делать, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них: «Хочу, чтобы все было, как раньше», «Почему это произошло со мной?»
Подобные мысли могут принимать характер навязчивости.


4.2.3. Технология работы в хосписе
Хосписная служба — один из важных элементов семейной медицины, которая в нашей стране, увы, пока лишь пытается внедриться в быт россиян.
Основные принципы хосписной службы:
- услуги хосписа бесплатны: за смерть нельзя платить, как и за рождение;
- хоспис — дом жизни, а не смерти;
- контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь больного;
- смерть, как и рождение, — естественный процесс, его нельзя торопить и тормозить;
- хоспис — система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным;
- хоспис — школа и поддержка родственников и близких пациента;
- хоспис — это мировоззрение гуманизма.
Работа в хосписе ориентирована, прежде всего, на домашнюю обстановку, отсутствие жестких запретов: в палатах рядом с больным могут находиться домашние животные, вещи и предметы, которые ему дороги, любимые им «домашние» фотографии близких; в любое время сюда могут прийти родственники и оставаться с больным столько времени, сколько им необходимо.
Это называется психотерапия средой. Сюда включаются:
- эстетотерапия;
- арттерапия;
- звукотерапия;
- фитотерапия;
- сказкотерапия;
- невербальная терапия;
- общение со священником;
- терапия домашними животными.
Эстетотерапия и арттерапия - это все, что делает окружающую среду красивой: цветы, музыка, картины или скульптура. Но, прежде всего, это создание красоты человеческих отношений.
Психотерапия средой предполагает групповую психотерапию, осуществляемую не одним или двумя людьми, а всем персоналом хосписа, который составляет единую команду.
Поэтому здесь вниманием окружен каждый пациент, персонал готов услышать желание каждого и попытаться облегчить страдания не только тем, что они услышаны, но и безотказным выполнением всего того, что, возможно, их облегчит.
Для психотерапии средой также очень важен интерьер хосписа. Ничто так не утешает, не успокаивает и не гармонизирует пациента, как природа.
Поэтому хоспис желательно окружать садом, чтобы больной мог прикоснуться к цветам, деревьям, земле и воде, чтобы взгляд не упирался в стену, а мог видеть просторы неба и «море» звезд — все то, что облагораживает чувства и дает ощущение вечности и стабильности. В хосписе отмечается особое