Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 641

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
достигает 95 %. И хотя факты жестокого обращения с детьми и их эксплуатации известны давно, долгое время никто не занимался поиском подтверждений последствий этих явлений, губительных для физического и психического здоровья ребенка. До конца XIX в. преобладала позиция, согласно которой дети являются собственностью, «имуществом» родителей
(владельцев), обладающих абсолютным контролем над их жизнью и смертью.
Дети даже могли быть куплены или проданы.
В 1962 г. американский врач С. Кемп и его сотрудники описали синдром избиваемого ребенка. На официальном уровне в России доминирует подход, согласно которому под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья человека (ребенка) — убийства, телесные повреждения, истязание. Если физический вред не обнаруживается, все другие насильственные действия не квалифицируются как преступные деяния и не подлежат правовому определению. Не ведется и учет жертв насилия в семье с разделением по признакам пола и возраста, а также по видам насилия.
Выделение и определение фактов и причин насилия в семье — лишь первый шаг к его преодолению. Важен комплексный подход к этому явлению: системный анализ особенностей детского развития в ситуации интенсивного усложнения отношений с родителями, ориентация на их диагностику, в том числе выявление психологических новообразований в сфере сознания личности и оказание квалифицированной помощи для ее реабилитации.
Безопасность детей в семье должна обеспечиваться комплексом мероприятий, объединенных в специальные программы: экстренной и оперативной, долговременной и повседневной, рутинной и эксклюзивной помощи жертвам насилия и их семьям; просвещения, консультирования и психологической коррекции для родителей — виновников насилия; общей и специальной профилактики насилия в семье.
Во всем мире социальная работа опирается на законодательство.
Существует социальный контроль за соблюдением системы ограничений
(условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. Социальный работник, улаживающий труднейшие обстоятельства при нежелании виновных в жестоком обращении взрослых сотрудничать и имеющий право предъявить к ним строгие требования, остается наиболее жизнеспособной и влиятельной, профессионально действующей
«инстанцией».
Социальная работа, направленная на предотвращение насилия в семье и оказание помощи детям — жертвам насилия, осуществляется такими организационными структурами, как:
- кризисные центры для женщин, кризисные центры для женщин с детьми или убежища стационарного и дневного пребывания, специализирующиеся на помощи именно этой категории» клиентов;
- службы и учреждения (отделения, группы), специализирующиеся на оказании квалифицированных услуг семье и детям, в том числе по месту жительства (например, в территориальных центрах социальной помощи семье

и детям, детских приютах, центрах социальной реабилитации для несовершеннолетних, специализированных подростковых линиях на
«телефонах доверия»);
- территориальные учреждения системы социального обслуживания населения в целом (в центрах психолого-педагогической помощи населению, центрах комплексного социального обслуживания, центрах медико- социальной помощи).
Специальная профилактика — это оказание не столько конкретных, сколько опосредованных услуг пострадавшему человеку. Опосредованные услуги представляют собой усилия, которые специальная служба направляет на сохранение статуса-кво ребенка, на создание условий, способствующих развитию его личности, получение образования, повышение благосостояния, оказание адекватной социальной и психологической поддержки, способствующей формированию уверенности в себе и своей самооценки с тем, чтобы чувства своей ненужности и одиночества у него не обострялись, а процессы личностного роста по возможности не приостанавливались под воздействием тех условий, в которых он оказался.
Профилактика имеет своей целью не столько удовлетворять потребности личности, сколько устранять и смягчать факторы риска, а значит, снимать угрозу повторения насилия.
Социально-психологическая поддержка включает в себя конкретную помощь, необходимую страдающему и пострадавшему от насилия, чтобы он мог сохранить максимально возможный уровень противостояния деструктирующим влияниям семьи как источника своих страданий. Улучшая положение жертвы насилия, такие услуги снижают риск плохого обращения с ней и носят гуманитарный характер, так как предназначены для защиты восстановления благополучия личности.
4.3.3. Технология работы с утратой и острым горем
Работа с горем проходит в три стадии:
- принятие утраты разумом;
- принятие утраты чувством;
- развитие новой идентичности.
Некоторые замечания о работе с горем. Человек, потерявший близких, все время что-то ищет: вещи, игрушки. Утрата может притягивать другие утраты и неприятности или способствовать приобретениям. Например, когда умерла бабушка, произошла переоценка отношения к родителям.
Возможные вопросы при работе с утратой.
О человеке, которого пациент потерял:
Расскажите мне, что это был за человек — экспрессивный или сдержанный, теплый или холодный? И т.п.
Как он обычно выражал свои чувства по отношению к вам? Как вы узнавали о его любви?
Если бы он оказался сейчас здесь, что бы вы хотели сказать ему?
Какие у него были недостатки?


Расскажите о самых неприятных моментах в ваших отношениях.
Расскажите о его характерных чертах, может быть, вы вспомните о нем что-то смешное?
Какими были его манеры, расскажите о том, что было характерным именно для него, что больше всего его раздражало (в любой области, пусть даже в области политики)?
Какими были его привычки? Может быть, что-то в его привычках раздражало вас? Если он курил, разбрасывал ли пепел по всему дому?
Что вообще вас раздражало в нем более всего?
О смерти:
Расскажите, как он умирал.
Когда в последний раз вы видели его?
Какой была ваша первая реакция на его смерть? Вы плакали?
Удалось ли вам с ним проститься?
О похоронах:
Расскажите, как его хоронили. Его кремировали?
Приходили ли вы на могилу? Сколько раз?
Что было потом, что произошло с его личными вещами?
Убрали ли вы в его комнате?
Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?
Что вы сохранили?
Пользуетесь ли вы его вещами? Например, если у умершего был любимый плащ, носите ли вы его? Если была какая-то другая вещь, например фотоаппарат, пользуетесь ли вы этой вещью, починили ли ее, если она была сломана?
Если да, это хороший знак, если нет, можно спросить, почему.
Попросите показать альбом с фотографиями и наблюдайте за выражением лица пациента.
Если работа не идет, можно узнать, нет ли чувства вины. Наиболее частая причина затруднений — разногласия, враждебные чувства между пациентом и умершим. Болеющий человек мог быть капризным, требовательным, мог раздражать друзей и родственников.
Очень важно, как человек говорит об умершем. Если беспрестанно повторяет, каким он был хорошим, это может настораживать. Важно, чтобы пациент мог говорить об умершем как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки.
Работа с детьми, пережившими утрату. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты, объясняя это тем, что не хотят расстраивать детей. Но часто причина состоит в том, что они сами не в состоянии вынести интенсивности эмоций ребенка. То, что дети не видят слез родителя, накладывает на них запрет на выражение собственных чувств: «Как я могу плакать, если я не видел твоих слез?» Если родители избегают говорить об утрате, высказывать свои чувства, дети начинают прятать свои чувства и вопросы.

Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет ничего, кроме патологических реакций. Родителя нужно научить помогать ребенку. Для этого, прежде всего, нужно помочь ему выразить свои собственные чувства. Это необходимо для здорового проживания горя. Тогда он (она) сможет включить в процесс проживания горя детей, разделить с ними свои чувства, ответить с возможной откровенностью на их вопросы, дать выразить им свое сочувствие и оказать поддержку.
Реакция детей при благоприятных условиях.
При создании соответствующих условий работа с горем у детей происходит так же, как и у взрослых. Благоприятные для детей условия проживания горя: хорошие отношения с родителем до его смерти; получение адекватной информации, откровенные ответы на вопросы ребенка; участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей; хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
4.3.4. Комплексная реабилитация вынужденных переселенцев из
«горячих точек»
Назначение программы: способствовать комплексной реабилитации мигрантов, их успешной интеграции в социальную жизнь.
Реабилитационная модель направлена на достижение двух осн о в н ы х ц е л е й :
- преодоление травматического опыта, виктимности и социопатических тенденций развития (в частности, девиантных и делинквентных форм поведения);
- обеспечение условий и возможностей эффективной социальной адаптации посредством пролонгированной психологической, социальной и правовой помощи, организации систематических психокоррекционных и медико-оздоровительных мероприятий.
Программа должна способствовать решению следующих реабилитационных задач:
- стабилизации эмоционального и психофизического состояния вынужденных переселенцев;
- снижения уровня тревожности, враждебности, преодоления травматического опыта, виктимности, социофобий и социопатических тенденций развития;
- оптимизации самооценки;
- снижения конфликтности, отчужденности и преодоления барьеров в общении;
- формирования навыков адаптивного и успешного поведения;
- повышения уровня правовой, психологической и социальной защищенности;
- социальной интеграции и профессионального самоопределения.
Выделяют несколько основных направлений реабилитационной работы: психокоррекционное, социально-правовое, профориентированное и медико- оздоровительное.


Психокоррекционное направление включает:
- организацию индивидуальной психокоррекционной работы с вынужденных переселенцев (компенсация перенесенных психотравм, коррекция эмоциально-волевых нарушений и социопатических черт характера);
- проведение групповых тренинговых занятий, направленных на формирование навыков эффективной коммуникации и уверенного, адаптивного поведения.
Социально-правовое направление предполагает:
- социальную защиту вынужденных переселенцев — определение детей, оставшихся без опеки и попечительства, в учреждения временного пребывания (приюты); оказание специализированной социальной помощи на базе областного центра социальной помощи семье и детям (социальный патронаж семей вынужденных переселенцев, культурно-просветительские мероприятия, материальная помощь из «Банка вещей»; в экстремальных ситуациях — организация спонсорской помощи отдельным семьям);
- правовую защиту интересов вынужденных переселенцев, их правовое консультирование по телефону; бесплатные очные юридические консультации.
Профориентационное направление — оказание психологической помощи подросткам в профессиональном самоопределении — включает:
- проведение индивидуальных профориентационных занятий с подростками;
- проведение цикла групповых тренинговых занятий
«Профессиональное самоопределение»
(по специально разработанной программе).
Медико-оздоровительное направление — цикл медико-оздоровительных мероприятий, направленных на стабилизацию психофизического состояния людей, включает:
- курс лечебно-профилактических процедур наряду с психо- коррекционными занятиями;
- направление детей в летний оздоровительный лагерь.
Реабилитация вынужденных переселенцев не ограничивается
«сглаживанием» негативных социальных и психологических последствий миграции, но предполагает также активацию позитивных («ресурсных») переживаний, раскрытие творческих и зрелых качеств личности.
Необходимо не только компенсировать полученные психотравмы, но и сформировать у вынужденных переселенцев устойчивое представление о собственных внутриличностных ресурсах и установку на активное преодоление жизненных трудностей. Важно, чтобы мигранты перестали воспринимать себя жертвами социального экстремизма и смогли (по крайней мере, в рамках данной программы) раскрыть свои адаптационные, творческие и духовные возможности, т.е. получить доступ к внутренним ресурсам организма и психики.


Индивидуальная психокоррекция поведенческих, эмоционально- волевых, коммуникативных и личностных нарушений осуществляется согласно семишаговой модели (автор Л.В. Сафонова), которая включает:
- раппорт — установление позитивного контакта с личностью, определение оптимального темпа и наиболее приемлемой формы взаимодействия;
- релаксационный тренинг — обеспечение комфорта и релаксации методами телесно-ориентированной психокоррекции;
- активизацию позитивных (ресурсных) переживаний; использование ресурсов воображения для формирования ярких «ресурсных» образов, ассоциированных с позитивными эмоциями и чувством уверенности в себе;
- проработку патогенного материала методами поведенческой, имагинативной и суггестивной психокоррекции, психосинтеза, гештальттерапии и арттерапии при постоянном поддержании позитивного
(ресурсного) состояния;
- психокоррекцию методами творческого самовыражения: арттерапевтические занятия, направленные на гармонизацию эмоционально- волевой сферы личности;
- формирование «образов достижения»; прояснение жизненных целей и представлений о будущем, укрепление позитивного образа Я и развитие мотивации к достижению успеха в будущем;
- подведение итогов психокоррекции: упражнения, направленные на интеграцию позитивного опыта, приобретенного в ходе занятий.
Индивидуальная психокоррекция рассчитана на полугодовой курс систематических занятий, продолжительностью 1 — 1,5 ч, частотой 2 занятия в неделю.
Групповая психокоррекционная работа с вынужденными переселенцами включает три компонента:
- включает элементы тренинга уверенного поведения и общения, групповой психотерапии и психодрамы, формирование навыков адаптивного и уверенного поведения, успешного социального взаимодействия и устойчивой мотивации достижения;
- групповые дискуссии и ролевые игры: обсуждение базовых адаптационных стратегий поведения и эффективных способов выхода из психотравмирующих ситуаций, их проигрывание в ролевом тренинге.
Трудности реализации программы
— низкий уровень психологического просвещения населения и как следствие
— несформированность у представителей уязвимых категорий мотивации на получение психологической помощи.

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24