Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 645

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воздействие на больного звуков колокола. По старым церковным традициям для больных и умирающих создавали особый ритм звона. В хосписе практикуются невербальные формы контакта с пациентами. Варианты вербального общения с больными, к сожалению, были скомпрометированы психологией лжи.
Помимо звукотерапии особое внимание уделяется запахам, ведь чистый воздух, а также использование фитотерапии — одно из условий хорошего самочувствия пациента. Психотерапевтическим воздействием обладают старые — «до-больничные» — фотографии больных. Они помогают лучшему контакту пациентов с персоналом. Это «совместное» проживание «лучших времен» жизни больного способствует также его более полноценному восприятию самого себя. Процесс умирания нередко облегчают, как бы поддерживая пациентов, фотографии их родителей. В хосписе существует альбом, где помещены фотографии пациентов хосписа и записаны последние или наиболее значимые их слова. Это способствует сохранению и улучшению качества взаимоотношений с вновь поступающими больными.
В хосписе применяется особый вид лечения — сказкотерапия. В разные периоды жизни у человека преобладают те или иные Я. Но в последний период (у большинства это период болезни) заболевание делает человека беспомощным, и психически он превращается в ребенка: его детское Я, бессильное, зависимое, подчас капризное, берет верх над другими аспектами его личности. Это лидерство может быть и негативным, и позитивным.
Рассмотрим позитивную сторону.
Человек находится перед лицом смерти. Реальность окружающего такова, что избежать смерти невозможно. Логика родительского и взрослого Я не дает никакой надежды. Но на помощь приходит детское Я, выраженное творческой фантазией, - появляется возможность веры в чудо. Фантазия ребенка, «оседлавшего» стул, превращает его во всадника, «мчащегося» на коне, созданном его воображением. И нет таких обстоятельств, которые не отступили бы или не покорились этой силе.
Возможности человеческого воображения неограниченны, а возникающая при этом у больного человека «детская вера в чудо» очень часто облегчает его страдания и оберегает от дополнительных переживаний: неизвестно что, но какое-то чудо может спасти от заболеваний, от смерти...
ПРИМЕР: Во времена, когда говорить больному правду о диагнозе и прогнозе считалось деонтологически неверным, А. Гнездилов и его коллеги в домашних условиях создали самодеятельный психотерапевтический театр, который они назвали Комтемук — Компанейский театр музыкальных картинок. Идея создания театра взята из жизни. Персонификация рака нередко вызывала особое отношение к нему и к образу самого себя. Некоторые пациенты, возвратившись домой после операции, пытались как бы уничтожить связь со своим прошлым, которое, по их представлению, привело их к заболеванию: одни меняли квартиры, многие сжигали старую одежду.
Психологически это можно трактовать как попытку уйти, убежать от болезни, сменив образ самого себя, или как бы родиться заново, стать другим.


Одним из важнейших разделов психотерапевтической работы является невербальная психотерапия — создание бессловесных контактов. Известны три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный.
1. Физический контакт. Каждый человек обладает личностным пространством, на которое рассчитаны голос, дистанция с окружающими людьми. Прикосновение одного человека к другому — уже вторжение в его личностное пространство, которое в зависимости от обстановки несет определенные последствия. Прикосновение к человеку в момент сообщения ему информации (или же получения ее от больного) создает ощущение близости, сопереживания, очень естественного контакта. Рукопожатие — это не только дань традиции, в которой сохранена память о временах, когда оно было жестом, показывающим отсутствие в руке камня или оружия.
Рукопожатие в наше время — это и физический контакт, помогающий определить совместимость людей, и готовность их к взаимодействию.
2. Эмоциональный контакт. Находясь в толпе, в окружении незнакомых людей, человек испытывает по отношению к ним то симпатию, то антипатию.
В нас уже заложены некие архетипы, вызывающие предпочтение или отвержение.
Именно эта особенность психики человека позволяет медработнику, имеющему установку на служение, помощь, добро, находить полноценный контакт с больными, остро нуждающимися в эмоциях добра и взаимопонимания. Последствия такого контакта неоценимы. Стоит вспомнить, как одно и то же лекарство, выписанное разными врачами, действует неодинаково...
3. Интеллектуальный контакт. Это, прежде всего, общение с больным на уровне представлений, понятий, мыслей, в отрыве от других типов контактов.
Уметь слушать, не навязывая своего мнения, сочувствовать и поддерживать больного — один из основных принципов хосписа. И в этом отношении все виды и способы контактирования с больным хороши, поскольку они взаимодополняют друг друга.
Так, физический контакт, дополняя эмоциональный и интеллектуальный, являя собой в значительной мере язык тела, предполагает не только какие-то конкретные приемы (например, расположение в пространстве во время беседы с больным на одном с ним уровне), но и самые обычные действия, поступки: присутствие около больного, даже в те минуты, когда он находится в бессознательном состоянии, держание за руку, создающее чувство безопасности, умение всеми способами отогнать одиночество и оказать, таким образом, необходимую больному психологическую помощь и поддержку.
Отношения больных со священником также носят психотерапевтический характер. В христианской традиции существует таинство исповеди. Человек, испытывающий чувство вины, а оно ощущается во время депрессии, нередко нуждается не в обычном собеседнике, а в таком, который бы даровал прощение. Таинство причастия дает надежду, она возрождается, когда произносятся слова: «Во исцеление души и тела...» Если

не исцеляется тело, исцеляется душа. Очищение снимает подчас не только душевные боли, но и облегчает физические. Модель мира, в которой не существует смерти, дает и утешение, и успокоение, ибо есть справедливость, есть жизнь и нет смерти.
Применяется психотерапия и через родственников, близких больного.
Гармонизация их отношений дает возможность передать тяжелую информацию менее болезненно. Имея больший опыт общения, они легче находят с больным общий язык.
Очень важный вид терапии — терапия домашними животными.
Эмоциональное тепло, которое животные (собаки, кошки и др.) дают человеку, не соизмеримо ни с каким иным источником эмоций.
Медицина — это, прежде всего, искусство. Умение врача слушать и слышать больного — индивидуальная психотерапия. Умение ждать — здесь одно из необходимых.
С помощью врача или самостоятельно больному необходимо преодолеть определенный психологический барьер, прежде чем он, доверяясь врачу, включит его в свою жизнь и свои проблемы. Ориентация врача на больного открывает возможности для индивидуальной психотерапии. И врач должен быть готов играть роль, какую предназначит ему пациент. Единственное условие при этом — не грешить против правды, какой бы горькой она ни была. Даже если больной вынуждает ко лжи, например, в разговоре о диагнозе и перспективах. Лучше в данном случае уклониться от ответа, сохранив, таким образом, за больным право по-прежнему доверять врачу.
Правда дает возможность реального контакта с больным. Он должен верить врачу от первой минуты до последней. Умирание и смерть крайне индивидуальны, и единого рецепта контакта с больными в этот период не существует. Помочь человеку найти смысл в «обессмыслившейся» жизни, разделить его одиночество, поддержать, не оставить в минуты смятения, обратить его к самому себе — важная цель индивидуальной психотерапии.
Однако суггестивные методы психотерапии в таких случаях нежелательны.
Человек должен быть самим собой, разделяет он убеждения врача или нет, принимает его воззрения или отвергает.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

4.3. Психосоциальная помощь личности с психологической
травмой
4.3.1. Терапия посттравматического синдрома
Посттравматический стресс (ПТС) — это болезненное, шокирующее переживание, реакция на стрессовый фактор за пределами обычного воздействия, психологическая реакция на травму. Возникновение ПТС может вызвать любая экстремальная ситуация: война, авиакатастрофа, потеря близкого человека, переживание угрозы опасности, попытка изнасилования, насилие.
Терапия посттравматического синдрома основывается на активизации совладающих (копинг) ресурсов личности. Поведение, направленное на
устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг-поведением, или совладающим поведением. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии
(копинг-стратегии), на основе личностно опыта (личностных или копинг- ресурсов). Совладающее поведение — результат взаимодействия копинг- стратегий и копинг-ресурсов.
Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкий уровень развития приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. С. Фолькман выделяет следующие виды копинг- ресурсов:
- физические (здоровье, выносливость и т.д.);
- психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.);
- социальные (социальные связи человека и другие виды социальной поддержки).
Копинг-ресурсы подразделются на личностные и средовые копинг- ресурсы. Ресурсы личности — это ресурсы когнитивной сферы, а именно: возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представление человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее
(интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми
(аффилиация); умение сопереживать окружающим (эмпатия).
Ресурсы социальной среды — это система социальной поддержки
(окружение, в котором живет человек, — семья, общество) и социально- поддерживающий процесс (умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).
К формам психологической помощи (терапии) относятся:
- психологическое консультирование с целью активизации копинг- ресурсов личности;
- групповая работа (включение клиента в психотерапевтическую группу или группу взаимопомощи), направленная на создание сети социальной поддержки.
Это позволяет обеспечить психологически безопасное пространство контакта, где человек овладевает опытом проживания травмирующих переживаний, поскольку осознание и действие, умение отдавать и получать. Он должен принять и интегрировать разнообразные аспекты собственной личности, поскольку любой человек может быть серьезным и игривы» рассудительным и спонтанным, требовательным и снисходительным по отношению к себе, интеллектуальным и обаятельным и т.; Человек сложен и противоречив, потому что он человек. Поэтому, личная забота о себе должна отвечать сложности и многообразию собственной личности.
Для профилактики вторичной травмы необходимо использовать:


- ресурсы личности
— способности, позволяющие индивиду поддерживать чувство стабильности и целостности в разных ситуациях и в разное время (способность переживать, переносить интегрировать сильные воздействия; способность сохранять ощущение жизненной силы, позитивного настроя, уверенности в то, что ты достоин любви; способность поддерживать связи с другими людьми);
- Я-ресурсы — способности, позволяющие индивиду реализовать свои потребности и взаимодействовать с другими людьми;
- навыки самоосознавания — интеллект, способность к интроспекции, сила воли и инициативность, нацеленность на личностный рост, осознание собственных потребностей, способность видеть перспективы;
- навыки межличностного взаимодействия и самопомощи способность предвидеть последствия, способность устанавливать зрелые отношения с другими, способность устанавливать границы в межличностных отношениях.
4.3.2. Психосоциальная помощь жертвам насилия
Дети, бесспорно, самая незащищенная и уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. Именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся заложниками и нередко жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия.
Проблема, которая всегда существовала и, очевидно, будет еще долго присутствовать в любом обществе, — насилие над детьми, смерть детей от голода, их гибель во время бомбардировок и обстрелов, в межнациональных конфликтах, убийство в лагерях беженцев, на бытовой почве. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, вовлечение в нищенство, попрошайничество и проституцию, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию, пренебрежение их нуждами и интересами.
В России не проводится широких социологических исследований о распространенности насилия над детьми.
Отдельные организации
(благотворительные фонды, детские учреждения) ведут собственную статистику. Большинство этих данных позволяет лишь косвенно судить о распространенности насилия над детьми в России, например сведения о количестве беспризорных детей. С 1994 г. официальные данные о детях, жертвах преступлений в семье, отдельно нигде не приводятся. Статистика такого рода просто закрыта для общественности, и даже в ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» сведения о жертвах домашнего насилия не включаются. Отсутствие подобной информации отражает общую тенденцию: право детей — жертв плохого обращения в семье на защиту в российском правосудии остается необеспеченным.
Жестокость, проявляемая к детям в семьях, вызывает разнообразные нарушения, в частности социальную дезадаптацию детей и подростков.
Безнадзорность ухудшает психическое здоровье детей. Психологическая патология среди социально дезадаптированных несовершеннолетних