Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 769

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.4. Психосоциальная работа с инвалидами и лицами,
страдающими психическими расстройствами
4.4.1. Социально-психологическая реабилитация инвалидов
Одним из наиболее эффективных и допустимых приемов оказания психологической помощи инвалидам по изменению личностных реакций, наряду с психологическим диагностированием и консультированием, является психологическая коррекция и психотерапия.
Психологическая коррекция - это комплекс мероприятий, направленных на исправление и улучшение психологических характеристик человека в соответствии с определенными требованиями за счет внутренних резервов самой личности. Коррекция соматонозогнозии представляет собой систему определенной психологической и физиологической функциональной организации инвалида для выработки психологической защиты и перестройки его установок в отношении заболевания.
Методы коррекционной работы могут быть ориентированы или на какую-то норму, или на индивидуальные возможности инвалида. Причем коррекции подвергается эмоциональная, рациональная или социально- психологическая сфера отношений. Психокоррекционная работа может быть реализована в различных формахгруппового или индивидуального воздействия: упражнения, тренировки, игры, социально-психологический тренинг.
Эффективными методами психокоррекционной деятельности являются:
- психологическая поддержка - комплекс плановых или эпизодических мероприятий, направленных на поощрение позитивных сдвигов и результатов поведения и деятельности инвалида;
- психологическое сопровождение представляет собой альтернативный набор мероприятий в которых проявляется психическая активность личности в присутствии и при поддержке специалиста;
- психологическое внушение - безальтернативное указание на вполне определенный порядок поведения и деятельности в соответствии с нормой;
- социально-психологическое упреждение - комплекс организационных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий социального взаимодействия личности;
- психологическая нагрузка - способ формирования навыков преодоления психологически сложных для разрешения ситуаций в эмоциональной и рациональной сфере.
Психотерапия определяется как комплексное лечебное воздействие психическими средствами на психику инвалида, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к своему заболеванию, себе и окружающей среде. Наиболее адекватным приемом психотерапевтического воздействия в ситуации инвалидности является рациональная психотерапия разъясняющего, успокаивающего, отвлекающего и активизирующего характера. При этом допускается косвенное внушение с

учетом индивидуальных особенностей личности инвалида, характера заболевания и тяжести общего состояния.
Основные цели психотерапии заключаются в разъяснении роли самого инвалида в успешности лечения и реабилитации, коррекции масштаба переживания, активирования людей на лечение, подавление отрицательных реакций. Одной из главных задач психотерапии является создание системы взаимного одобрения и через нее условий для подавления неадекватного отношения к болезни, которое мешает процессу лечения.
Социальный работник должен обеспечить приток к инвалидам положительной информации и не допускать отчаяния, неверия в собственные силы. В тех случаях, когда психотравматизация в результате инвалидности не может быть изменена, психотерапия направлена на изменение негативных оценок складывающихся обстоятельств, обучение способам преодоления отрицательных настроений.
Таким образом, развитие соматических заболеваний - это сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с клиническими стадиями, периодами и фазами происходят существенные психологические сдвиги.
Начало заболевания сопровождается, как правило, явлениями стресса, а в стадии разгара болезни развивается адаптация к ней. В зависимости от исхода того или иного заболевания определяется необходимость психологической нагрузки в процессе реабилитации, а также степень вмешательства специалиста в процесс личностного развития соматических больных.
Социально-психологическая реабилитация - это система медико- психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, а также лиц, перенесших заболевания, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений и условий жизни.
Основными принципами психологической реабилитации являются: принцип партнерства; принцип разноплановости предпринимаемых усилий; единство психологических, социально-психологических и социальных методов воздействия; постепенность и ступенчатость реализации реабилитационных мероприятий; достижения улучшения им стабилизации психологического здоровья больного.
В настоящее время реабилитационные проблемы решаются как бы в двух плоскостях: изучения всего спектра требований к инвалидности и изучения возможностей общества удовлетворить потребности инвалидов.
Поэтому реабилитация - это общественно необходимое социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, которое предусматривает создание оптимальных условий для активного участия инвалидов в жизни общества и возвращение пострадавшего к труду.
Методы реабилитации инвалидов носят разноплановый характер.
Главное содержание методики реабилитации заключается в опосредовани через личность лечебно-восстановительных мероприятий и воздействие с

учетом клинико-биологических, психологических, а также социальных факторов в процессе соматогенеза. Одной из главных задач реабилитации является обучение инвалидов воспринимать заболевание и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей.
Реабилитационный процесс можно разделить на несколько этапов: восстановительный (лечение); собственно реабилитации и реадаптации.
Для успеха организации реабилитации должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмосфера вокруг инвалида в его семье, в среде его близких. Социальный работник, оказывая помощь инвалиду, одновременно обязан психологически влиять и на родственников. Также следует постоянно уточнять психологическую настроенность инвалида, для чего регулярно беседовать с родственниками и знакомыми, умело использовать данные наблюдения.
Психологическая часть реабилитационного процесса начинается с преодоления отрицательных реакций и психологической мобилизации. Особое внимание в психореабилитационной работе уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессионально- и социально-адаптивных качеств личности.
При этом следует учитывать отношение инвалидов к психологическим методам работы. В одном случае наблюдается положительное отношение инвалида к приемам и способам психотерапии, в другом – отмечается пассивно-созерцательное отношение к психологу и его работе, в третьем – может иметь место неустойчивое, изменчивое отношение, вплоть до негативной реакции на требования и пожелания психотерапевта.
Реадаптация предполагает восстановительный процесс, обеспечивающий больному полное приспособление к условиям жизни до того уровня, в котором он пребывал до болезни.
Психологическая защита – это механизм приспособления, запускаемый сознанием человека при столкновении с патогенной ситуацией.
Психологическая защита инвалида может быть полезной и способствовать противоборству с заболеванием, а может быть и вредной
- попустительствовать заболеванию и препятствовать лечебно- профилактической деятельности.
Сущность психологической защиты состоит в перестройке как осознаваемых, так и неосознаваемых психологических установок, в изменении субъективной иерархии ценностей, т.е. в сдвигах, которые лишают значимости и тем самым обезвреживают то, что стало психологически травмирующим.
Искусство социальной работы во многом определяется тем, способен ли специалист снять действие механизмов психологической защиты в процессе взаимодействия с инвалидом и сформировать с ним доверительные отношения. Поэтому процессуальная часть взаимодействия социального работника с инвалидами и больными предполагает учет следующих психологических обстоятельств:


- в процессе общения с инвалидом необходимо улавливать малейшие оттенки его переживаний, проявлять душевную теплоту, мягкость и доброту, внимательно выслушивать страдающего человека и проявлять доброжелательность и заинтересованность;
- постоянно эмпатировать, соучаствовать в переживаниях больного и не скрывать своих актуальных чувств и настроений по отношению к совместно переживаемым явлениям, постепенно продвигаясь к пониманию психотравмирующих факторов и ситуаций;
- общение целесообразно организовать так, чтобы обеспечить взаимодействие с инвалидом один на один, стараться полноценно оценить свойства его нервной деятельности (силу, подвижность и уравновешенность).
Эмоционально-волевая сфера инвалида проходит сложный процесс формирования в напряженных условиях диагностических, оперативно- лечебных и реабилитационных мероприятий и должна опираться на достоверную оценку потенциальных возможностей инвалида.
4.4.2. Специфика психосоциальной работы в психиатрии
Для больных шизофренией характерен дефицит социальных навыков, существующий либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации. Развитие госпитализма может быть связано не только с длительной изоляцией больных, обусловленной стационированием в больницу, но и с проявлением особенностей подхода к оказанию психиатрической помощи, основанного на принципе патернализма, противоположного партнерству, и стремлении по возможности оградить пациента от тягот реальной социальной жизни. В таких случаях ответственность за его поведение перекладывается на других лиц
(медицинский персонал, родственников), игнорируется и даже не допускается какая-либо собственная активность и тем более попытки принять ответственность за свое социальное функционирование. В результате у пациентов утрачиваются навыки повседневной жизни, зачастую даже элементарные.
Для отечественной психиатрической практики психологическое просвещение больных шизофренией и их родственников — относительно новый вид лечебно-реабилитационного вмешательства. Между тем в зарубежной литературе просветительство представлено как один из самых важных подходов к обучению и психосоциальному лечению больных с психической патологией и считается едва ли не наиболее значимой частью психосоциального вмешательства в многогранной системе психосоциальной реабилитации. Психологическое просвещение способствует стимуляции активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за свое социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных из-за психического заболевания социальных контактов и повышению социальной компетентности.


В 2000 г. врачи Свердловской области включились в Проект по реформированию взрослой психиатрической службы, цель которого — оказание помощи в создании новых услуг психиатрической службы, новых общественных организаций, групп потребителей психиатрической службы и их родственников.
Первоуральск — один из четырех пилотных городов, где реализуется проект «Реформа взрослой психиатрической службы». Групповая работа стимулирует побуждения к размышлениям и действиям, она формирует активные установи в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека. Групповая работа — динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
Польза для участников группы — преодоление чувства изоляции, взаимная поддержка, информация и консультации, дополняющие государственные и общественные службы, возвращение в общество, практическая помощь, повышение знаний об опыте (ситуации), формирование полезных навыков и уверенности в себе, конкретные результаты
(трудоустройство, стабилизация материального положения, преодоление алкоголизма и наркомании).
Группа научила пациентов осознавать свою значимость, свои потребности и возможности, свое внутреннее состояние, сформировала навык эффективного общения с другими людьми. Участники группы начали более открыто говорить и обсуждать свои проблемы, проявлять личностные качества, эффективно общаться между собой и с другими людьми. В процессе группового взаимодействия получено намного больше информации о пациентах, об их интеллектуальных возможностях, жизненном опыте, потенциальных возможностях самореабилитироваться и развиваться, чем в обычных условиях.
Появились сплоченность участников групп, взаимопонимание и поддержка, у некоторых сложились определенные взаимоотношения, установились контакты с другими приглашенными специалистами. Все это в совокупности не только условие, но и ресурс физического и психического здоровья человека. Пациенты отметили, что взаимная поддержка в группе помогает им более успешно адаптироваться в социуме.
Программа тренингов для пациентов с психическими расстройствами имеет целью применить на практике различные групповые методики терапий, чтобы сформировать у потребителей психиатрической службы навыки социальной адаптации и оказать психосоциальную помощь. B ee задачи входит: формирование навыков самонаблюдения; формирование навыков конструктивного взаимодействия с другими людьми; профилактика рецидивов; обработка информации; содействие в осознании собственных потребностей и возможностей, формирование активной установки в