Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 764

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
понадобиться некоторое время для того, что бы я смог узнать ответ на Ваш вопрос, и мы встретимся тогда то и я Вам скажу»,
Если на каком-то этапе Вы понимаете, что у Вас не хватает сил помогать другим людям, вы должны принять решение не консультировать (или не делать ту работу, которую Вы сейчас выполняете) вообще или по данному вопросу.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24

4.5.3. Технология работы с суицидальными клиентами
Основные мероприятия психологического обеспечения психосоциальной работы по предупреждению суицидального поведения могут быть представлены следующим образом:
1. Эффективная работа психолого-суицидологической службы по накоплению, систематизации и использованию опыта профилактической деятельности, анализу тенденций и разработке специальных научно- практических программ.
2. Умелое прогнозирование суицидальной активности и усиление профилактической работы по социальным группам, временам года и обстоятельствам.
3. Обучение молодежи приемам и способам снижения уровня неконструктивной конфликтности, полноценному использованию существующих возможностей по формированию правовой культуры и правоисполнительной обстановки на местах.
4. Систематическое проведение мероприятий психогигиены и оказания адекватной психологической помощи людям с острым личностным кризисом.
Выявление суицидальных намерений. О суицидальных намерениях могут свидетельствовать следующие предупреждающие з н а ки :
- сниженное настроение;
- нарушения сна, режима питания;
- злоупотребление алкоголем, наркотиками;
- саморазрушительное поведение;
- разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти;
- социальное отчуждение;
- снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);
- резкое изменение состояния, например внезапное просветление после периода длительной депрессии;
- резкие изменения в поведении: человек, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей;
- приведение дел в порядок — составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных;
- для подростка — раздаривание любимых кассет, книг, безделушек;

- разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.
К факторам, увеличивающим риск суицида, относятся:
- суицидальные попытки в прошлом;
- годовщины утрат;
- переживание потери;
- алкоголизм;
- смертельные болезни (СПИД, рак);
- психическое заболевание.
Работа специалиста с суицидальным клиентом. Разумеется, человек может быть печальным и не стремиться покончить с собой, а составление завещания может означать только сознание ответственности перед семьей, и ничего более. Но сочетание нескольких разных признаков должно настораживать. Клиенту не всегда легко прямо сказать о своих намерениях, он может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться.
Если у специалиста (или консультанта) в процессе разговора появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни.
Например: «Я услышал, вы сказали, что так жить дальше невозможно»;
«Меня беспокоит ваше состояние»; «Я хочу узнать, не думаете ли вы о самоубийстве».
Если у человека нет подобных намерений, он просто даст отрицательный ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, нужно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии:
- степень разработанности плана, конкретизацию деталей;
- степень летальности;
- доступность средств.
Прежде всего, дать возможность человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом: желание обрести покой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи? Консультанту важно «прочитать» это скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если нельзя разрешить проблему, то, вероятно, можно сделать что-то, что принесет хотя бы временное облегчение.
Часто начинающие консультанты задаются вопросом: «А если клиент убедит меня в том, что самоубийство — действительно самый лучший для него выход?» Но клиент обращается к консультанту не для того, чтобы посоветоваться, стоит ли ему умирать. И мы не судьи, которые могут решить его судьбу и сделать за него выбор. Задача консультанта в этом разговоре, как

и в любом другом, слушать клиента, понимать и принимать его чувства. Но, разумеется, окончательный выбор, как и в любой другой ситуации, делает сам клиент.
Советы консультантам по работе с клиентами, склонными к суициду
- Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным.
- Не пытайтесь спорить или отговаривать от суицида, вы проиграете спор.
-
Не пытайтесь преуменьшить боль, переживаемую другим.
Высказывания типа «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают человеку, что вы не понимаете его.
- Не пытайтесь улучшить и исправить состояние клиента. Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете.
- Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы. Принимайте проблемы человека серьезно, говорите о них открыто и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения этого чело века, а не со своей или общепринятой.
- Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред.
- Никогда не обещайте держать план суицида в секрете.
4.6.
Психосоциальная
работа
в
пенитенциарных
учреждениях
4.6.1. Психосоциальная профилактика правонарушений
Борьба с преступностью в настоящее время превратилась в серьезную социальную проблему. По данным печати, например, только организованная преступность в стране представлена 12 тыс. организованных преступных формирований, в которых задействовано примерно 80-120 тыс. человек.
Организованная преступность контролирует значительную часть частного предпринимательства и государственных предприятий, а также банковских структур. Большая часть ценных бумаг, акций предприятий и финансовых средств аккумулирована в криминальной среде. За последнее время предпринимаются активные попытки криминала проникнуть в структуру государственных и выборных органов. Следовательно, в процессе реализации различных социальных предприятий и программ следует учитывать эту криминальную составляющую и понимать сущность правонарушений, а также социальных аспектов правоохранительной, правовоспитательной и правопрофилактической деятельности.
Понимание сущности девиантного поведения вообще и процесса предупреждения правонарушений в частности имеет три стороны: формальную, инструментальную и содержательную.
Формальная сторона дела заключается, по сути, в оценочных суждениях по классификации правонарушений, структуре, массовости и

распространенности, состоянию и динамике развития криминогенной обстановки, масштабе и уровне ее проявления.
Инструментальная сторона очерчивает тот пласт явлений, который связан с возможными санкциями общества для наведения порядка в процессе социального взаимодействия, методами и формами профилактики отклоняющегося поведения и т.п.
Содержательная сторона исследования правонарушений включает целый комплекс проблем по закономерностям, причинам и видам нарушений, механизмам и условиям, а также тенденциям развития правовой обстановки в стране.
Основные принципы психосоциальной работы по профилактике правонарушений, т.е. делинквентного поведения, с учетом формальной, инструментальной и содержательной сторон этого процесса должны опираться, прежде всего:
1. На четкие представления о видах и функциях социальной нормы как неотъемлемого элемента социального управления, одного из средств социальной ориентации и контроля поведения личности или группы.
Социальная норма обеспечивает:
- стабильность, устойчивость и сбалансированность социальной системы в целом;
- необходимые каналы и средства реализации властных полномочий на всех уровнях;
- соответствующую стратификацию общественных, межличностных и межгрупповых отношений;
- передачу социального опыта регулирования и разрешения трудных ситуаций социального взаимодействия;
- социальный контроль и ориентацию поведения личности и группы и тем самым способствует формированию определенного типа личности, ее отношений к социальной действительности;
- формирование правосознания, правокультуры, мотивации и установок на ответственное и социально значимое действие.
2. На всестороннюю подготовленность и доверие к субъектам социального управления, которые способны нейтрализовать существующие противоречия в сфере управления страной. К таким противоречиям следует отнести, прежде всего: противоречия между ростом масштабов и сложности задач становления рыночных отношений и возможностями социальных институтов оптимизировать этот процесс; противоречия между отживающими формами и способами руководства и управления и новыми функциями государства и его органов; противоречия между декларируемыми нормами и социальными ценностями поведения людей и реальным положением дел с соблюдением их прав в области экономики, культуры и права; противоречия, связанные с изменением социальных ценностей, установок в обществе на длительную перспективу и отсутствием социальных гарантий самого общества по обеспечению социального статуса отдельных социальных групп.


В свою очередь, субъект социального управления в такой ситуации должен уметь целенаправленно обеспечить процесс:
- благоприятной социальной интеграции личности и предупреждения крайних проявлений деформации личностных ценностных установок и ориентаций, социальных статусов и ролей, развития социальной конфликтности в обществе;
- полноценного социального обучения и переподготовки кадров, воспитания и профессионализации отдельных групп населения;
- конструктивного регулирования административно-правовых и гражданских отношений людей и власти;
- предупреждения и искоренения социальных патологий субъектов управления, а именно: бюрократизма, использования служебного положения, взяточничества, вымогательства, корыстных действий.
Классификация социальных отклонений по их типам:
Социальные отклонения по типу нарушаемой нормы могут быть: правовые (преступления и иные правонарушения: административные, гражданские, трудовые, финансовые и т.д.), моральные или правила общежития. В профилактике девиантного поведения в социальной работе существенную роль играют юридически установленные правонарушения.
Неправомерное действие (правонарушение ) - это юридические факты, которые противоречат нормам права и нарушают установленный в стране порядок. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление - это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.
Проступок - это противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности и проявляющееся в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве и бродяжничестве.
Социальные отклонения по типу внутренней структуры можно подразделить: по субъекту (граждане, должностные лица, группы, взрослые, несовершеннолетние, мужчины, женщины); по объекту
(по сфере общественной жизни, по социальной направленности, по ценности); по целям
(корыстные, насильственные, социально-пассивные); по ориентациям на внешнюю или внутреннюю среду и т.д.
Корыстные
правонарушения
подростков
и
юношей
- это противоправные действия, которые носят незавершенный “детский” характер, поскольку совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии.
Например, угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия).
Насильственные
правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость и жестокость.