Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 763
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. На обеспечение эффективного информационного и социолого- профилактического взаимодействия исполнительных, представительных и судебных властей по нейтрализации правонарушений в переходный период реконструкции социально-экономической жизни и политической ситуации.
Информационное взаимодействие основывается на:
- повсеместном знании людьми норм совместного общежития путем систематического и целенаправленного социального информирования населения о ходе реконструкции устаревших правовых норм и особенностях применения вновь установленных правил, при постоянном подкреплении уголовного права, гражданского и административного кодексов жизненными примерами и фактами их реализации;
- диалектическом сочетании возможностей правоинформирования населения об особенностях действия тех или иных правовых норм в регионе, области, крае с действиями процедурно-правового характера соответствующих силовых структур, профессионально и административно- управленческих органов при обеспечении прав и свобод человека как гражданина государства;
- постоянном информационном дублировании нормативной базы в
СМИ, а также по другим каналам социальной информации в интересах формирования навыков, умений и привычек правового поведения населения, формирования общественного мнения, которое отвечает национальным интересах, как личности, так и сообщества в целом.
Социолого-профилактическое взаимодействие предполагает выявление, устранение и нейтрализацию негативных условий, которые способствуют совершению правонарушений, постоянное улучшение материальной и организационно-психологической базы профилактики правонарушений. При этом следует учитывать: время получения и содержание информации об объекте профилактики; физические, социальные и психологические аспекты по устранению причин правонарушений; правовые и нравственные рамки допустимого вмешательства в социальные процессы; характер и направленность социальной правовоспитательной и правоохранительной деятельности.
Особое значение для социолого-профилактического взаимодействия имеет правильное использование психологических закономерностей правонарушений, а именно:
- чем труднее социальная ситуация, тем вероятнее проявление асоциальных норм в поведении личности или группы;
- при существенном расхождении объективного содержания ситуации и ее личностного смысла человек чаще поступает в соответствии с личностным смыслом;
- стремление к достижению значимой цели социального взаимодействия через социальное отклонение чаще перевешивает угрозу ответственности;
- чем опаснее социальное нарушение, тем сильнее деформация личностных образований и поведения;
- чем меньше значимость социальной опасности социального отклонения от нормы, тем меньше заметна деформация личности.
Социальная правовоспитательная работа является центральным звеном повышения уровня правокультуры и правосознания населения в силу того, что, с одной стороны, формирует чувство ответственности каждого члена группы за эффективность выполнения своих социальных обязанностей перед коллективом и семьей, а с другой стороны, направляет общественное мнение, а соответственно и морально-психологический климат, на оперативную и полноценную оценку значимости просоциального поведения и деятельности личности.
Правовая культура представляет собой идейно-правовое состояние общества, как составная часть общей культуры народа, наряду с политической, нравственной и экономической культурой. Основными элементами правовой культуры, которые формируются в процессе социальной работы являются:
- правосознание - это форма общественного сознания, как совокупность сложившихся идей, взглядов, настроений и чувств, выражающихся в оценке правовых явлений. Правосознание общества проявляется в степени выражения знаний и понимания прав человека, в осознании необходимости строго исполнения законности, веры в право и развитие чувства права и законности у населения;
- состояние законности в стране, т.е. степень действенности всех декларируемых принципов обеспечивается реальностью их осуществления, а от этого, соответственно, зависит и прочность правопорядка;
- состояние правоприменительной практики, которая связана с деятельностью правоохранительных органов и других правовых структур по защите прав личности или группы, социальной реабилитации лиц, которые отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях.
В случае нарастания социальной нестабильности с низкой степенью социальной защищенности населения социальные отклонения и правонарушения характеризуются, тем что: социальные отклонения превращаются в устойчивые и повторяющиеся (если они оказываются более эффективным средством достижения цели, например материального благополучия); индивидуальные социальные отклонения имеют способность к распространению, если воспроизводятся причины и условия, породившие это отклонение; социальные отклонения способны порождать новые формы социальных отклонений, если не задействованы правоохранительная, право- воспитательная и право-профилактическая деятельность среди населения.
4.6.2. Психосоциальная работа с подростками в воспитательной
колонии
Адаптация или приспособление — один из ключевых вопросов, возникающих при лишении свободы человека. В условиях воспитательной колонии понятие адаптации следует рассматривать в широком аспекте.
Поскольку именно от условий отбывания наказания: строгих, обычных, облегченных или льготных — будет зависеть суть проблемы, так как при
переходе из одних условий в другие, пусть даже в пределах одной колонии, меняются социальная среда, распорядок дня, трудовая и учебная деятельность, оценка перспектив, стремления воспитанника. Поэтому очень важно сформировать у подростка умение адаптироваться. Адаптацию новичка следует рассматривать как активное взаимодействие личности с новой окружающей действительностью.
Основная цель социально-психологической адаптации и ее конечный результат — благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений. Более половины преступлений, за которые подростки осуждены, совершены в группах, часть осужденных до водворения их в воспитательную колонию были приговорены к условному наказанию, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
К объективным факторам относятся условия внешней среды, условия, в которых подросток находился до помещения в новую обстановку. Для адаптации к ней осужденных ведется психосоциальная подготовка.
Коррекционно-профилактическая работа начинается еще в карантине. Попадая в колонию, подросток встречается с трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Нередко эти препятствия осложняются отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов, нервным срывам.
Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков в условиях воспитательной колонии.
1 Высокий уровень тревоги. Больше половины вновь прибывших в воспитательную колонию несовершеннолетних осужденных имеют высокий уровень тревожности, что препятствует формированию адаптационного поведения. Анализируя причины, выделив в тревоге компоненты, можно успешно ориентироваться в трудностях воспитанника.
2. Практически у каждого осужденного подростка отмечаются (в той или иной степени) эмоциональная напряженность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, сниженный эмоциональный фон, а также какие-либо расстройства. Попадая в воспитательную колонию, подросток узнает, что такое распорядок дня, правила поведения. Именно поэтому возможны расстройства сна, вялость, пассивность, быстрая утомляемость, «уход в себя».
Все это можно преодолеть еще в медицинском карантине. Чем больше он получит информации, тем легче, быстрее привыкнет к жизни отряда.
3. Большое место в общей тревожности подростка занимают всевозможные страхи, ощущение непонятной угрозы, связанная с этим неуверенность в себе и т. п. Особенно осторожно необходимо действовать при поступлении так называемых обиженных осужденных. Зачастую группа вновь прибывших воспитанников настолько заражена элементами тюремной субкультуры, что приходится прилагать немало усилий для разрешения ситуации. Единого рецепта здесь нет, работа строится как с самим воспитанником (лучше всего индивидуально), так и с остальной группой медицинского карантина. Здесь важен принцип равенства осужденных.
Основная цель социально-психологической адаптации и ее конечный результат — благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений. Более половины преступлений, за которые подростки осуждены, совершены в группах, часть осужденных до водворения их в воспитательную колонию были приговорены к условному наказанию, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
К объективным факторам относятся условия внешней среды, условия, в которых подросток находился до помещения в новую обстановку. Для адаптации к ней осужденных ведется психосоциальная подготовка.
Коррекционно-профилактическая работа начинается еще в карантине. Попадая в колонию, подросток встречается с трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Нередко эти препятствия осложняются отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов, нервным срывам.
Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков в условиях воспитательной колонии.
1 Высокий уровень тревоги. Больше половины вновь прибывших в воспитательную колонию несовершеннолетних осужденных имеют высокий уровень тревожности, что препятствует формированию адаптационного поведения. Анализируя причины, выделив в тревоге компоненты, можно успешно ориентироваться в трудностях воспитанника.
2. Практически у каждого осужденного подростка отмечаются (в той или иной степени) эмоциональная напряженность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, сниженный эмоциональный фон, а также какие-либо расстройства. Попадая в воспитательную колонию, подросток узнает, что такое распорядок дня, правила поведения. Именно поэтому возможны расстройства сна, вялость, пассивность, быстрая утомляемость, «уход в себя».
Все это можно преодолеть еще в медицинском карантине. Чем больше он получит информации, тем легче, быстрее привыкнет к жизни отряда.
3. Большое место в общей тревожности подростка занимают всевозможные страхи, ощущение непонятной угрозы, связанная с этим неуверенность в себе и т. п. Особенно осторожно необходимо действовать при поступлении так называемых обиженных осужденных. Зачастую группа вновь прибывших воспитанников настолько заражена элементами тюремной субкультуры, что приходится прилагать немало усилий для разрешения ситуации. Единого рецепта здесь нет, работа строится как с самим воспитанником (лучше всего индивидуально), так и с остальной группой медицинского карантина. Здесь важен принцип равенства осужденных.
Аналогичным образом решаются вопросы относительно лидеров отрицательной направленности (первые затруднения обычно возникают при выполнении обязанностей дневального по уборке помещений). Хорошо помогают здесь примеры знакомых воспитанников, которые вели себя подобным образом, но пересмотрели свои взгляды по прибытии в колонию.
Также необходимо помнить, что требования одинаковы для всех и не выходят за рамки, установленные УИК РФ, правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.
4. Идентификация подростка с тюремной субкультурой опасна еще и тем, что накладывает отпечаток на оценку перспективы его пребывания в колонии, на характер взаимоотношений со сверстниками. Не удивительно, что практически все вновь прибывшие 18-летние стремятся уехать в исправительную колонию. Но большая их часть все-таки остаются, увидев отношение сотрудников, перспективу освобождения (возможно условно- досрочное освобождение). Поэтому оптимальный прием — убеждение воспитанника не спешить с принятием решения, а присмотреться и действовать более обдуманно, опираться на свои впечатления.
5. В зависимости от личностных качеств, образования и просто возраста меняется и круг общения воспитанника. Если же, попав в отряд, он ни с кем не общается, замкнут — это сигнал опасности, здесь нужна помощь психолога и воспитателя.
Свои первые впечатления о колонии осужденные получают в медицинском карантине. Сотрудники всех отделов и служб посещают их в этот период, чтобы получить необходимую информацию, а также познакомиться, рассказать о своем направлении работы, вопросах, которые могут решать. Это учителя, мастер учебно-производственных мастерских, медицинские работники, сотрудники воспитательного, оперативного отделов, психологи; специалисты по социальной работе.
В колонии у воспитанников формируется психологическая готовность жить и действовать в новых условиях. Психосоциальная подготовка помогает преодолеть инертность психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменениями обстоятельств. В течение первых двух недель нахождения осужденного в карантине с ним проводится работа, направленная на выявление уровня адаптивных способностей. Используются следующие приемы и методы: наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, тестирование. Проводится обработка данных, и составляются характеристики с возможным прогнозом поведения. Работа с осужденными в период их адаптации продолжается и в отрядах по выходе из карантина. Она заключается в индивидуальных беседах, разборе конфликтов и осложненных отношений, выявлении притесняемых осужденных и оказании им помощи.
Рассмотрим специфику организации условий социальной адаптации различных категорий осужденных.
Работа проводится в несколько этапов.
Первый этап. Сначала беседа, цель ее — личное знакомство, знакомство с работой психолога и специалиста по социальной работе, как, где
их можно найти, в каких случаях может быть полезен психолог либо специалист по социальной работе. Затем ознакомление с личными делами осужденных в спецчасти, заводится карта социально-психологического сопровождения воспитанника, в которой хранится вся информация о нем, результаты тестирования.
После обработки результатов проводятся индивидуальные беседы, уточняются и корректируются данные для составления социально-психологической характеристики воспитанника; потом происходит углубленное знакомство.
Выясняются сведения автобиографического характера, информация о родителях, друзьях, уровне жизни, материальном достатке, увлечениях, о взаимоотношениях в семье, школе, на улице, чтобы узнать предпосылки совершенного преступления.
Таким образом, выявляется степень социального отчуждения и криминальной вовлеченности.
После анализа событий последнего промежутка времени перед арестом можно представить в качестве гипотез возможные трудности в адаптации подростка. Одновременно проводить свои наблюдения должен и воспитатель медицинского карантина. В первые дни особенно важно взаимодействие психолога, воспитателя и специалиста по социальной работе, чтобы увидеть возможные проявления в ситуациях, где необходима помощь, и вовремя отреагировать на них. Многие воспитанники приезжают в колонию с отрицательной установкой, не зная конкретных фактов, а опираясь на чьи- либо мнения в следственном изоляторе. Поэтому крайне важно создать первое впечатление о колонии, с которым воспитанник будет жить до получения своих наблюдений. При распределении контингента медицинского карантина психолог и специалист по социальной работе информируют о возможных трудностях адаптации, предоставляют социально-психолого-педагогическую характеристику, говорят о необходимости определить осужденного в группу риска, поставить на оперативный или профилактический учет.
Если воспитанник попал в одну из групп (например, склонные к аутоагрессии, конфликтным проявлениям), работа с ним строится по плану группы, которую он будет посещать.
Здесь одновременно с психокоррекционными мероприятиями на контроль берется и вопрос о степени адаптивности. По истечении трехмесячного срока пребывания в воспитательной колонии проводится плановая встреча каждого воспитанника со специалистом по социальной работе и психологом. Проходит она в кабинете психологической поддержки и носит непринужденный характер.
Параллельно с беседой используются произвольные письменные опросы.
Результатом встречи становится оценка адаптации. Обращается внимание на поддержку родных, на установление взаимоотношений с воспитателем отделения, с ребятами, на оценку перспектив его пребывания. Возникшие трудности обсуждаются, даются рекомендации. По итогам этих встреч вносятся коррективы и в индивидуальные перспективные планы воспитательной работы с осужденными, составляемые воспитателем.
Второй этап. Адаптация к строгим условиям отбывания наказания.
Помещение воспитанника в дисциплинарный изолятор, особенно на срок
После обработки результатов проводятся индивидуальные беседы, уточняются и корректируются данные для составления социально-психологической характеристики воспитанника; потом происходит углубленное знакомство.
Выясняются сведения автобиографического характера, информация о родителях, друзьях, уровне жизни, материальном достатке, увлечениях, о взаимоотношениях в семье, школе, на улице, чтобы узнать предпосылки совершенного преступления.
Таким образом, выявляется степень социального отчуждения и криминальной вовлеченности.
После анализа событий последнего промежутка времени перед арестом можно представить в качестве гипотез возможные трудности в адаптации подростка. Одновременно проводить свои наблюдения должен и воспитатель медицинского карантина. В первые дни особенно важно взаимодействие психолога, воспитателя и специалиста по социальной работе, чтобы увидеть возможные проявления в ситуациях, где необходима помощь, и вовремя отреагировать на них. Многие воспитанники приезжают в колонию с отрицательной установкой, не зная конкретных фактов, а опираясь на чьи- либо мнения в следственном изоляторе. Поэтому крайне важно создать первое впечатление о колонии, с которым воспитанник будет жить до получения своих наблюдений. При распределении контингента медицинского карантина психолог и специалист по социальной работе информируют о возможных трудностях адаптации, предоставляют социально-психолого-педагогическую характеристику, говорят о необходимости определить осужденного в группу риска, поставить на оперативный или профилактический учет.
Если воспитанник попал в одну из групп (например, склонные к аутоагрессии, конфликтным проявлениям), работа с ним строится по плану группы, которую он будет посещать.
Здесь одновременно с психокоррекционными мероприятиями на контроль берется и вопрос о степени адаптивности. По истечении трехмесячного срока пребывания в воспитательной колонии проводится плановая встреча каждого воспитанника со специалистом по социальной работе и психологом. Проходит она в кабинете психологической поддержки и носит непринужденный характер.
Параллельно с беседой используются произвольные письменные опросы.
Результатом встречи становится оценка адаптации. Обращается внимание на поддержку родных, на установление взаимоотношений с воспитателем отделения, с ребятами, на оценку перспектив его пребывания. Возникшие трудности обсуждаются, даются рекомендации. По итогам этих встреч вносятся коррективы и в индивидуальные перспективные планы воспитательной работы с осужденными, составляемые воспитателем.
Второй этап. Адаптация к строгим условиям отбывания наказания.
Помещение воспитанника в дисциплинарный изолятор, особенно на срок