Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 813

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория кризиса появилась сравнительно недавно в результате, исследований Э. Линдемана, описанных в статье «Клиника острого горя»:
«Исторически на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов; интерес» совладанию (копинт) с экстремальными стрессорами».
Теория кризисов возникла на основе также идей психоанализа (в первую очередь таких его понятий, как «психическое равновесие» и «психологическая защита»), некоторых идей К. Роджерса и теории ролей. Отличительные черты теории кризисов согласно Дж. Якобсону следующие: теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»; в теории кризисов выделяются не только возможные патологические следствия кризисов, но и перспективы роста и развития личности.
Жизненные события теоретически квалифицируются как ведущие к кризисам, если они «создают потенциальную или активную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую он не может разрешить в короткое время и «привычным способом».
Д. Каплан выделяет четыре последовательные стадии кризиса: стадия первичного роста напряжения (стимулирует привычные способы решения проблем); стадия дальнейшего роста напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; стадия еще большего увеличения напряжения (требует мобилизации внешних и внутренних источников); стадия повышения тревоги и депрессии, для которой характерны чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.
Собственно говоря, кризис — это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней необходимостью жизни личности становится реализация своего пути, своего жизненного замысла.
Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, выступает воля. Воля — это орудие преодоления
«умноженных» друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, в которых проявляются важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной, возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация — кризис.
В психологии развития выделяют два вида кризисов: биологические и
«биографические». Биологические кризисы связаны с этапами календарного и психического развития человека, к ним относятся хорошо известные всем кризис новорожденного, кризис трех лет, подростковый, кризис середины

жизни и т.п.
«Биографическими» кризисами служат кризисы нереализованности, бесперспективности и опустошенности (Р.А. Ахмеров).
1.3.3.
Напряженная ситуация: понятие, характерные черты,
формы, классификация
Влияние напряженной ситуации на поведение человека зависит не только от характера задачи, конкретной обстановки, но и от индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, умений, свойств нервной системы, эмоционально-волевой устойчивости.
Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы или коллектива особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность нее субъекта. Напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство субъективного и объективного.
Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах.
Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением и связью объективного и субъективного.
Напряженная ситуация сложна, трудна и экстремальна: критическая, стрессовая, трудная, рискованная. В жизни часто возникают такие ситуации, они требуют от человека мышления, распределения внимания. Напряженная ситуация — психогенный раздражитель. Отсюда сила и продолжительность ее воздействия детерминированы психическим состоянием человека, его индивидуальными особенностями, подготовленностью.
Иначе говоря, напряженная ситуация по содержанию может быть одной и той же, а формы ее отражения в психике личности разнообразные. Любая напряженная ситуация характеризуется некоторыми чертами: внезапностью, неожиданностью, ломкой установок, напряженным психическим состоянием.
Поведение в напряженной обстановке определяется сочетанием двух психологических уровней регуляции, это дает основание представить напряженную ситуацию как сложный комплексный раздражитель. Реакции первого уровня — приспособительные, активизирующие и ориентировочные рефлексы, автоматические типа навыков; реакции второго уровня — активизирующие сложные интеллектуальные функции. Они формируют стратегию поведения и обеспечивают процесс распределения внимания между контролем за текущим состоянием управляемого объекта, выработкой нового, адекватного ситуации плана и способа деятельности.
Для оценки степени влияния напряженной ситуации используют такие показатели, как: физиологические сдвиги
(вегетативные реакции); психические изменения (показатели психических процессов определяющие успешность деятельности); изменения функционального уровня деятельности
(результат деятельности).


Противостоять напряженной ситуации возможно, если индивиду присущи:
-физиологическая устойчивость благодаря физическим и физиологическим качествам организма; психическая устойчивость, обусловленная профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряженной ситуации, наличие положительной мотивации, чувство долга); психологическая активность
(активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящее действие).
Итак, поведение и действия человека в напряженных ситуациях — сложный процесс, в котором переплетены различные его зависимости от информации, физиологических защитных и адаптивных реакций, подготовленности, психологической устойчивости и готовности, индивидуально-психологических особенностей личности.
Ученые выделяют следующие психологические формы реакций в напряженных ситуациях:
Резкое понижение организованности поведения, что может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, не использовании прошлого опыта в так называемых импульсивных, преждевременных и несвоевременных действиях.
Повышение общей чувствительности в напряженной ситуации нередко приводит к снижению надежности действий, появления торопливости и сумбурности в поведении; растерянности, замедленной реакции, нарушению логики рассуждения.
Неполнота, двусмысленность, неопределенность информации могут не только ухудшить временные характеристики и точность деятельности, но и вызвать ошибочные действия и еще более усложнить ситуацию.
Торможение действий и движений, как правило, характеризующееся замедленностью действий, вплоть до психического ступора (оцепенения).
Повышение эффективности деятельности выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмыслении появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершенствовании адекватных ситуации действий.
Рассмотрим некоторые характерные изменения в структуре деятельности, происходящие под воздействием напряженной ситуации.
1. Влияние напряженной ситуации на исполнительские функции.
Необдуманное импульсивное выполнение одного действия вместо другого — одно из типичных проявлений влияния напряженной ситуации, вызывающего неточность ее восприятия и оценки, ошибочные действия. В наиболее тяжелых случаях возможен отказ от Действий в результате психического ступора.
Исполнительные действия в сложной ситуации зависят от мотивации и волевых усилий. Выделены два типа трудностей различных действий: мешающие максимальному проявлению физических качеств и препятствующие эффективному проявлению интеллектуальных процессов.


Важнейшими детерминантами волевых усилий становятся мотивация, установка, самосознание, эмоциональное возбужден».
Эффективность волевых усилий находится в прямой зависимое от уровня профессионального мастерства человека в процессе выполняемой деятельности.
Влияние напряженной ситуации на процессы восприятия и мышления.
Отмеченные импульсивные действия в такой ситуации, прежде всего, результат неправильной оценки и необдуманного решения. Отказ от действий, замедленные и ошибочные действия» обычно возникают в связи с нарушениями процессов и приемов переработки информации и принятия решения. Процесс принятия информации нарушен вследствие снижения объема внимания, как правило, в напряженной ситуации внимание концентрируется на ограниченном круге действий в ущерб приему и переработке полного объема восприятия.
Влияние напряженной ситуации на эмоции. Эмоциональные реакции принято рассматривать как приспособительные акты, компонент реагирования. Суть этих реакций состоит в том, они помогают человеку быстрее определить полезность или вредность сложившихся в данный момент ситуаций. Психическое напряжение через эмоциональную стимуляцию мобилизует адаптационные механизмы человека: увеличивается выделение гормонов, усиливается процесс обогащения кислородом тканей.
Невысокая степень напряженности не ухудшает протекание химических процессов, а, наоборот, обостряет восприятие и активное реагирование. Низкая эмоциональная устойчивость — одна из самых частых предпосылок для возникновения и длительного ее хранения напряженности.
По данным К. К. Платонова и Е.А. Плетницкого, при воздействии сильных эмоциональных факторов у большинства людей повышается устойчивость всех функций и лишь примерно у 10-15 % наряду с ярко выраженными внешними проявлениями эмоций резко снижается профессиональная работоспособность, значительно влияет на деятельность личности в целом.
Все отмеченные формы психических реакций под воздействием напряженной ситуации обусловлены неопределенностью и дефицитом информации. В напряженной ситуации нарушаются не столько отдельные психические функции (ощущение, восприятие, память), сколько комплексный психический процесс оценки обстановки и принятия решения. Решающее условие сохранения устойчивости и эффективности деятельности — знания, навыки, умения, мотивы, волевые и другие качества личности.
Согласно психологической классификации выделяют следующие группы напряженных ситуаций, различающихся по продолжительности и содержанию, но сходных по психологической структуре: скоропреходящую напряженную ситуацию, длительную напряженную ситуацию, напряженную ситуацию с элементом неопределенности, напряженную ситуацию, требующую готовности к экстренным действиям, и напряженную ситуацию, в которой сочетаются неожиданность и дефицит времени.


Скоропреходящая напряженная ситуация характеризуется быстротой возникновения, необходимостью исключительно оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения при недостатке или противоречивом характере информации, ее быстром «старении» и т.д.
Действия в подобных ситуациях связаны с интенсивным функционированием мышления, гибким использованием прежнего опыта, переключением внимания с одной установки на другую. Быстрота обеспечивает способность психики к мгновенной актуализации, т. е. к ориентации на будущее. В этом психологический смысл данного явления, так как основной фактор скоропреходящей напряженной ситуации — внезапность.
В длительной напряженной ситуации человек успевает сориентироваться, но длительное напряжение постепенно истощает его физические и психические ресурсы, вызывая тем самым фрустрацию, апатию, истощение, подавление активности.
В напряженной ситуации с элементом неопределенности перед человеком встает трудная задача выбора одного из двух противоположных, но одинаково значимых решений. В напряженной ситуации, требующей готовности к экстренным действиям, человеку часто приходится управлять быстро протекающими процессами в условиях строгого дефицита времени, что предъявляет повышенные требования к его психологическим качествам и приводит к большим психологическим нагрузкам.
Иногда, например, нужно контролировать процессы, протекающие очень медленно. В этих условиях снижаются концентрация внимания и работоспособность, увеличивается время реакции. Такой режим длится в течение значительного времени, но всегда существует некоторая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций, в которых нужно максимально быстро включиться в процесс управления и выполнить экстренные действия для ликвидации аварийной ситуации. Здесь необходимы высокая бдительность и постоянная готовность к экстремальным действиям. В ситуации, в которой сочетаются неожиданность и дефицит времени, несмотря на неожиданность, человек должен немедленно принять единственно правильное решение. В данном случае правильные и неправильные действия могут быть резко разграничены.
1.3.4.
Стратегии поведения личности в трудной жизненной
ситуации
Независимо от характеристики ситуации — критической или напряженной — процесс проживания ее для человека становится стрессогенным, несмотря на продолжительность события и обстоятельства, воспринимаемые личностью как трудные, невыносимые и значительно осложняющие его жизнедеятельность. Человек испытывает стресс — нервно- психическое напряжение разной степени напряженности, в зависимости от того, как он воспринимает конкретную жизненную ситуацию и обстоятельства своей жизни.