Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 815

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития психосоциальной работы в системе социальной работы в нашей стране.
4.Раскройте содержание понятия социально-психологической дезадаптации.
5. Охарактеризуйте соотношение психосоциальной и социальной работы в системе социальной помощи и поддержки населения.
6. Дайте определение объекта и субъекта психосоциальной работы.
7. Охарактеризуйте основные формы и методы психосоциальной работы в системе социальной работы.
8. Чем отличается методика и технология психосоциальной работы?
9. Перечислите основные группы (категории) социального риска.
Назовите факторы «социального неблагополучия».
10. Назовите основные виды трудной жизненной ситуации.
11. Назовите основные типы критических ситуаций. Опишите их характерные черты.
12. Охарактеризуйте отличительные черты напряженных ситуаций.
13. Назовите основные стратеги поведения человека в трудной жизненной ситуации.
Резюме по теме
Появление социальной работы переориентировало все человековедческие дисциплины и психологию в первую очередь на поддержку человека, находящегося в кризисной ситуации, будь то безработица, хроническая болезнь, инвалидность, посттравматический кризис, адаптация после мест лишения свободы и т.д. В любом случае, наряду с оказанием социально-экономической, социально-правовой и прочей помощи человек, попавший в кризисную ситуацию, нуждается в психологической помощи и поддержке, мобилизующей его внутренние ресурсы. Кроме того, и сами кризисные ситуации нередко становятся результатом межличностных и личностных затруднений и не могут быть решены вне психологического контекста.
Итак, психосоциальную работу можно обозначить как психологическую помощь клиенту с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия, которое может проявиться как в системе профессиональных, так и семейно-бытовых отношений.
В решении этих проблем участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов с разной специализацией, психотерапевта и психиатров. При этом элементы психосоциальной работы могут использоваться как частично, скажем в деятельности социального работника, учителя, врача, так и непосредственно составлять основное содержание деятельности практического психолога и психосоциального работника, работающих в различных социальных службах. Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника, учителя, врача могут быть представлены в виде первичного психологического консультирования, когда происходит первое ознакомление с проблемами, испытываемыми клиентами,

вычленение аспектов этих проблем, их осознание и самоактуализация резервов личности для решения своих психологических проблем. Функции первичного психосоциального консультирования выполняют также работники телефонов доверия, которые по телефону обсуждают с клиентами их проблемы, включая психологические, помогают вычленить и осознать эти проблемы, определить внутреннюю позицию клиента, адресовать к необходимым специалистам.
Таким образом, выделившись в специальное направление практической деятельности, психосоциальная работа имеет свои специфические задачи, функции, формы и методы в системе социальной работы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Тема
2.
Психологическая
характеристика
представителей разных групп населения как объектов
психосоциальной помощи
Цели и задачи изучения темы
Основной целью является рассмотрение психологических особенностей представителей тех социальных категорий, которые, прежде всего, нуждаются в психологической помощи и являются объектами психосоциальной работы.
Задачи:
- сформировать представления о дезадаптации как о предмете психосоциальной работы;
- дать представление об основных социальных категориях, нуждающихся в психологической поддержке;
- рассмотреть основные виды, причины и последствия поведенческих девиаций;
- рассмотреть основные виды, причины и последствия аддиктивного поведения (наркомании, токсикомании, алкогольной зависимости);
- рассмотреть психологические особенности инвалидов, психологию больных с неизбежным летальным исходом;
- дать представление о посттравматическом синдроме, последствиях психических травм детства;
- рассмотреть психологическое содержание кризисного состояния человека, его виды и признаки;
- рассмотреть психологические проблемы семьи
(кризисы, конфликты, трудности, нарушения, распад) как источник личностной дезадаптации.
2.1.
Дезадаптированная
личность
как
объект
психосоциальной работы
2.1.1. Социальная дезадаптация как объект психосоциальной
работы
Каждый человек независимо от возраста является объектом социализации, содержание которой определяется заинтересованностью
общества в том, чтобы человек успешно овладел следующими социальными ролями:
- мужчины и женщины (поло-ролевая социализация);
- семьянина — был бы способен к созданию прочной семьи (семейная социализация);
- труженика — мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни общества (профессиональная социализация);
- гражданина — был бы законопослушным гражданином общества
(политическая социализация).
Требования к человеку предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, в которые включен индивид.
Социализация человека всегда протекает в определенных условиях, кроме того, человек сам влияет на создание этих условий и может стать не только субъектом или объектом социализации, но и жертвой обстоятельств или условий. Проблемы, связанные с социализацией, могут явно не влиять на успешность человека в реализации общественно значимых функций, но через определенный период времени, иногда довольно значительный, они
«всплывают», что приводит к немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации, нарушениям социальной адаптации.
Современные ученые придерживаются мнения, что основное качество продуктивной личности, приобретаемое в процессе социализации — адаптивность. Под адаптивностью понимается способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими людьми, как в благоприятных, так и неблагоприятных жизненных ситуациях. Формирование адаптивности как жизненного качества должно быть основной целью и результатом психосоциальной работы.
Адаптивность предполагает принятие жизни и себя как ее части во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия жизни — быть ее автором и творцом. С позиций социализации человек выступает в трех ипостасях — объекта, субъекта, а иногда и «жертвы» как в стихийной, так и в направляемой, социально-контролируемой социализации.
Адаптивная личность— это личность, способная оптимально для себя приспособиться к условиям функционирования в изменяющейся среде и в дальнейшем психически, личностно и социально развиваться. Критериями адаптивной личности служат: способность контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять; способность к мобилизации новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи; гибкость в решении проблем; низкий уровень тревожности; проявления индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной и когнитивной организации жизни; наличие баланса напряженности—
расслабленности.
Если человек не умеет приспосабливаться и гибко реагировать на изменения внешней среды, в том числе социальной, может произойти
дезадаптация, нарушение приспособления организма к условиям

существования. Нарушения проявляются в ригидности (негибкости), социальной «тупости», социальной дезинтеграции и изолированности личности. В психиатрии под дезадаптацией понимается утрата приспособляемости к условиям социальной среды по причине психического заболевания (например, невроза).
Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных травмирующих воздействий среды на человека или менее интенсивных, но продолжительных. В результате возникают различные сбои в деятельности: снижение производительности труда и его качества, нарушения дисциплины труда, повышение аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической дезадаптации считаются проблемы, связанные с состоянием здоровья, настроением, тревожностью, степенью утомляемости, активностью поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и
(или) в отказе от деятельности.
В зависимости от жизненной сферы выделены следующие виды социальной дезадаптации.
Физическая дезадаптация связана с врожденными или приобретенными физическими особенностями индивида, снижающими трудоспособность, затрудняющими передвижение в пространстве, самообслуживание и др.
Психологическая
дезадаптация
понимается как нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающееся искаженной оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.
Экономическая дезадаптация выражается в неспособности человека или группы, например семьи, удовлетворить свои потребности в пище, жилье, одежде в данных экономических условиях. Иными словами, экономическая дезадаптация — это бедность, низкий уровень жизни.
Профессиональная дезадаптация проявляется в отсутствии работы, несоответствии между уровнем подготовки и выполняемой деятельностью, хронической неудовлетворенности работой, во вредном воздействии профессиональной деятельности, отсутствии на рабочем месте необходимых условий.
Социально-бытовая дезадаптация выражается в том, что условия быта не отвечают потребностям человека. Например, в результате военного конфликта человек приобретает статус беженца и, попадая в лагерь беженцев, оказывается совершенно неприспособленным к полевым условиям жизни.
Правовая дезадаптация проявляется в неопределенности или утрате правового статуса в обществе. В этом случае человек не может реализовать свои права и не получает гарантированных государством социальных благ.
Например, лица без определенного места жительства (бомж), утратившие документы и жилье, теряют статус гражданина, избирателя, инвалида, пенсионера.


Ситуационно-ролевая
дезадаптация
означает такое состояние личности или группы, которое не позволяет ей успешно справляться с определенной социальной ролью, необходимой в складывающейся ситуации.
О ситуационно-ролевой дезадаптации свидетельствуют:
1) неприятие социальной роли, т.е. внутреннее несогласие с ней, нежелание ее выполнять;
2)противоречие выполнения этой роли ожиданиям конкретной социальной группы, общества в целом, выраженным в нормах и ценностях;
3)возникновение острых межролевых противоречий при выполнении социальной роли.
Например, вследствие утраты работы человек приобретает непривычный для себя статус безработного, при этом он теряет и определенный уровень финансового обеспечения, а привычка покупать дорогие продукты, одежду и обувь остается. Рано или поздно это противоречие порождает конфликт между потребностями и невозможностью их удовлетворения и как следствие приводит к фрустрации.
Социокультурная дезадаптация характеризуется неспособностью или неготовностью, а также нежеланием субъекта социализации усвоить необходимый объем знаний, ценностей, социальных и культурных норм, принятых в обществе. Например, женщина, воспользовавшись услугами
Интернета, выходит замуж за иностранца, попадая в новую для себя социокультурную ситуацию. Слабое знание или незнание языка, законов, традиций и норм построения взаимоотношений в данной стране зачастую приводит к социальной изоляции и депривации, порождает ущербность моральных установок, смысложизненных ориентации, вызывает социокультурную дезадаптацию, девиантное поведение и другие социальные патологии.
По продолжительности дезадаптация может быть временной и устойчивой. Если человек оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию, и социальная среда ждет от него исполнения определенных действий), то это означает, что он находится в состоянии
временной
дезадаптации.
Временная дезадаптация характерна, например, для людей, которые оказались в новых учебных заведениях или производственных группах, где их роли и взаимоотношения с другими членами еще не определились, поскольку находятся в процессе становления. Адаптация как система действий, постепенно развертывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности. Однако действия человека могут и не дать желательных результатов, тогда состояние дезадаптации постепенно перейдет в устойчивую форму.
По своей природе дезадаптация может быть обусловлена как индивидуальными особенностями человека, так и социальными условиями, природными явлениями.