Файл: Учебное пособие по дисциплине итинфраструктура предприятия (курс лекций) Направление подготовки 38. 03. 05 Бизнесинформатика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98 встречавшуюся местами несогласованность ранних серий, что улучшило структурное единство издания, которое теперь дает более четкое пред- ставление об ИТ Сервис-менеджменте. Современная структура ITIL пред- ставлена на рисунке 5.
Рисунке 5. Современная структура ITIL
Структурированный подход, изложенный в библиотеке ITIL, состоит из семи элементов (рисунок 6).
Все элементы взаимодействуют между собой и в определенной сте- пени перекрываются друг с другом.
Рисунок 6. Представление элементов библиотеки ITIL (источник:
OGG)
А) Предоставление услуг
Как уже отмечалось, Поддержка услуг и Предоставление услуг счи- таются центральными компонентами передового опыта ITIL для ИТ Сер- вис-менеджмента.
В книге ITIL по Предоставлению услуг описываются требования, необходимые для оказания услуг. В этой серии рассматриваются следую- щие вопросы:

Управление Уровнем Услуг;

Управление Финансами ИТ;

99

Управление Мощностями;

Управление Непрерывностью ИТ-услуг;

Управление Доступностью.
В данную ознакомительную книгу было включено также Управле- ние Информационной Безопасностью (со ссылкой на книгу ITIL по ин- формационной безопасности), но оно не является частью серии по предос- тавлению услуг.
Управление Уровнем Услуг
Целью Управления Уровнем Услуг является достижение ясных со- глашений с заказчиком об ИТ-услугах и реализация этих соглашений. Со- ответственно, для Управления Уровнем Услуг необходима информация о потребностях заказчика, о предоставляемых ИТ-организацией техниче- ских средствах и об имеющихся финансовых ресурсах.
Управление Уровнем Услуг рассматривает услуги, предоставляемые заказчику (с акцентом на заказчике. ИТ-организация может повысить сте- пень удовлетворенности заказчика через создание услуг на основе его по- требностей (услуги, вызванные спросом), только на базе своих техниче- ских возможностей (услуги, вызванные предложением. В главе об Управ- лении Уровнем Услуг книги по Предоставлению услуг рассматриваются следующие вопросы:

как оптимизировать ИТ-услуги для их предоставления заказчи- кам по доступным ценам на основе точного определения договоренностей в Соглашении об Уровне Услуг;

как проводить мониторинг и обсуждение услуг;

как организовать Поддержку Услуг Внешними Договорами с поставщиками.
Управление Финансами ИТ
Управление Финансами касается экономических вопросов предос- тавляемых ИТ-услуг. Например, Процесс Управления Финансами подго- тавливает информацию о расходах, возникших при предоставлении услуг.
В результате при определении необходимых изменений ИТ- инфраструктуры или ИТ-услуг возможен учет финансовых факторов (со- отнесение расходов и доходов – цены и результата). Определение, отнесе- ние расходов, их прогноз и отслеживание, рассматривавшиеся в главе об управлении финансами книги по предоставлению услуг, – все это охваты- вается термином «расчет себестоимости», а в нынешнем издании ITIL на- зывается «бюджетированием и бухгалтерским учетом». Эта деятельность повышает информированность о расходах (где возникают издержки и ка- кие) и может использоваться также при составлении бюджета. Управление
Финансами ИТ описывает различные методы выставления счетов, вклю- чая определение цели выставления счетов за ИТ-услуги (для чего это ис-


100 пользуется в компании?) и определение ценообразования, а также аспекты бюджетирования.
Управление Мощностями
Управление Мощностями представляет собой процесс оптимизации расходов, времени приобретения и размещения ИТ-ресурсов с целью обеспечения выполнения договоренностей с заказчиком. Процесс Управ- ления Мощностями имеет дело с Управлением Ресурсами, Управлением
Производительностью, Управлением Спросом на ИТ, моделированием, планированием мощностей, Управлением Нагрузкой и определением не- обходимого объема технических средств для работы приложений. В
Управлении Мощностями акцент делается на планировании для обеспече- ния согласованного Уровня Услуг сейчас и в будущем.
Управление Доступностью
Управление Доступностью является процессом, обеспечивающим соответствующее размещение ресурсов, методов и технологий для под- держки Уровня Доступности ИТ-услуг, согласованных с заказчиком.
Управление Доступностью занимается такими вопросами, как оптимиза- ция обслуживания, и разрабатывает способы минимизации числа инци- дентов.
Управление Непрерывностью ИТ-услуг
Этот процесс касается подготовки и планирования способов устра- нения чрезвычайных ситуаций с ИТ-услугами в случае остановки бизнеса.
Называвшийся в предыдущем издании ITIL «Планированием на случай чрезвычайных обстоятельств», этот процесс уделяет основное внимание связям между всеми компонентами, необходимым для защиты непрерыв- ности деятельности компании при катастрофах (т. е. для Управления Не- прерывностью Бизнеса), а также средствам предотвращения таких катаст- роф. Управление Непрерывностью ИТ-услуг является процессом плани- рования и координации технических, финансовых и управленческих ре- сурсов, необходимых для обеспечения непрерывности услуг после катаст- роф, в соответствии с договоренностью с заказчиком.
Б) Поддержка услуг
В книге ITIL по поддержке услуг описывается, как заказчик может получить доступ к соответствующим услугам для поддержки своего биз- неса.
Эта книга охватывает следующие области:

Служба Service Desk;

Управление Инцидентами;

Управление Проблемами;

Управление Конфигурациями;

Управление Изменениями;

Управление Релизами.

101
Служба Service Desk
Служба Service Desk является точкой контакта пользователя с ИТ- организацией. Ранее в книгах ITIL она называлась службой Help Desk.
Цель Service Desk: Поддержка услуг, предоставляемых ИТ- организацией на основе достигнутых с заказчиком договоренностей, пу- тем выполнения ряда действий по поддержке (из разных процессов).
Основными задачами службы Help Desk были регистрация, решение и отслеживание инцидентов. Служба Service Desk имеет более широкие функции (например, получение Запросов на Изменения) и может выпол- нять действия, относящиеся к нескольким процессам.
Задачи службы Service Desk:

Ответы на обращения;

Предоставление информации;

Взаимодействие с поставщиками;

Операционные задачи;

Мониторинг инфраструктуры.
Управление Инцидентами
Разграничение между инцидентами и проблемами, вероятно, являет- ся одним из самых известных, но не самых популярных вкладов библио- теки ITIL в развитие ИТ Сервис-менеджмента. Хотя это разграничение иногда может запутывать, но его главное достоинство заключается в уста- новлении различия между быстрым восстановлением услуг.
Инцидент - любое событие, не являющееся частью нормальной ра- боты услуги и ведущее или способное привести к остановке или потере уровня качества этой услуги
Цель процесса: восстановить нормальную работу ИТ-услуги как можно быстрее и минимизировать неблагоприятное воздействие сбоя на работу пользователей и отделов предприятия, таким образом, обеспечивая согласованный уровень качества услуги и установлением причины инци- дента и устранением этой причины.
Процесс Управления Инцидентами предназначен для устранения инцидента и быстрого возобновления предоставления услуг. Инциденты регистрируются, причем качество регистрационной информации опреде- ляет эффективность ряда других процессов.
Управление Проблемами
Если есть подозрение о проблеме в ИТ-ицфраструктуре, то целью
Процесса Управления Проблемами является установление корневой при- чины. Подозрение о существовании проблемы может возникнуть из-за на- личия инцидентов, но безусловно целью является предотвращение сбоев везде, где это возможно.


102
Когда причины установлены (определены известные ошибки), при- нимается бизнес-решение о том, необходимо ли делать улучшения в ин- фраструктуре для предотвращения возникновения новых инцидентов. Та- кие улучшения производятся путем подачи Запросов на Изменение.
Необходимо обратить внимание на то, что определение Управления Про- блемами, дающееся в ITIL, значительно отличается от определения, кото- рое раньше было принято, например, в ИТ-индустрии США.
Управление Конфигурациями
Задачами Управления Конфигурациями являются контроль изме- няющейся ИТ-инфраструктуры (стандартизация и мониторинг статуса), идентификация Конфигурационных Единиц (инвентаризация, верифика- ция и регистрация), сбор и Управление Документацией по ИТ- инфраструктуре, а также предоставление информации об ИТ- инфраструктуре для всех других процессов.
УправлениеИзменениями
Управление Изменениями направлено на контроль проведения из- менений в ИТ-инфраструктуре. Целью процесса является определение не- обходимых изменений и способов их проведения с минимальным нега- тивным воздействием на ИТ-услуги, при одновременном обеспечении контроля (отслеживании) изменений посредством консультаций и коор- динации действий со всей организацией. Изменения производятся по За- просу от Заказчика, из Процесса Управления Проблемами или из некото- рых других процессов. Управление Изменениями тесно связано с деятель- ностью по мониторингу статуса элементов из Процесса Управления Кон- фигурациями. Внесение изменений производится согласно разработанной схеме, включающей определение, планирование, создание и испытание, принятие окончательного решения о проведении, внедрение и оценку.
Управление Релизами
Релизом называется набор Конфигурационных Единиц, которые со- вместно тестируются и вводятся в активную рабочую среду. Главной за- дачей Управления Релизами является обеспечение успешного развертыва- ния релизов, включая интеграцию, проведение тестирования и хранение.
Управление Релизами обеспечивает гарантию того, что в использовании находятся только тестированные и корректные версии авторизованного программного и аппаратного обеспечения. Управление Релизами тесно связано с деятельностью по Управлению Конфигурациями и Управлению
Изменениями. Реальное внесение изменений часто осуществляется через действия в рамках Процесса Управления Релизами.
И в заключение ответим еще раз на вопрос: Какие преимущества может дать бизнесу внедрение данной методологии, чем она может ока- заться полезной в перечисленных ситуациях? Что получат пользователи в


103 случае построения корпоративной информационной системы на принци- пах, предлагаемых ITSM?
Это, как минимум, следующее:
1. Улучшение качества обслуживания клиентов организации.
Если обобщить все изложенные ниже отдельные результаты, то это станет полностью очевидным.
2. Повышение качества взаимодействия различных бизнес- подразделений организации. За счет обеспечения требуемого качества функционирования ИТ-сервисов, используемых для организации взаимо- действия различных структур и подразделений.
3. Улучшение качества обслуживания потребителей ИТ-услуг внут- ри организации. Снижение числа сбоев, сокращение времени простоя раз- личных систем, повышение эффективности использования ресурсов - все это обязательно приведет к улучшению. Ниже мы более подробно пере- числим каким образом.
4. Контроль за текущим состоянием ИТ-инфраструктуры в целом, отдельных сервисов и компонент.
5. Доступность в реальном времени и в удобном для понимания виде информации о:

работоспособности конкретных приложений

загруженности каждого из критичных ресурсов

соответствии предоставляемых сервисов требуемому уровню

позволит реально оценивать текущее состояние дел и при необхо- димости оперативно реагировать на критичные состояния.
6. Анализ эффективности функционирования ИТ-инфраструктуры и ее элементов. За счет предоставления возможности обработки и отобра- жения интегральных характеристик уровня использования существующих ресурсов:

загруженности серверов

загруженности каналов связи

качества работы приложений

что позволит оценить эффективность использования ресурсов и планировать дальнейшее развитие ИТ - инфраструктуры.
7.
Повышение качества взаимодействия различных
ИТ- подраздалений между собой. Достигается путем повышения прозрачности происходящих в ИТ инфраструктуре процессов. Взаимоотношения между подразделениями ИТ, состояние происходящих там процессов также как и процессов ориентированных на внешних пользователей могут быть отра- жены при помощи различных метрик и сделаны доступными для руково- дителей разных уровней.

104 8. Уменьшение общего числа сбоев и нестандартных ситуаций.
Это достигается путем накопления информации по возникающим пробле- мам, дальнейшей ее автоматизированной обработке и получению реко- мендаций по внесению изменений в состав ИТ с целью повышения отка- зоустойчивости.
9. Уменьшение времени восстановления системы после возникнове- ния аварийной ситуации. Достигается путем оптимального построения подсистемы, ответственной за такие процессы восстановления, автомати- зацией процесса диагностики и поиска источника проблем, введения воз- можности контроля за процессом восстановления и создания четко регла- ментированных процедур восстановления.
10. Качественное изменение уровня системы поддержки пользовате- лей. Наличие единого оператора службы поддержки пользователей ИТ- ресурсами позволит не только зафиксировать проблему, но и проконтро- лировать время ее устранения персоналом ИТ-подразделения, а в даль- нейшем - проанализировать причины возникновения проблемы и предло- жить способы устранения возможности ее возникновения. При этом во многих случая оператор сам сможет принять меры по разрешению про- блемы (когда она известна и описана в специальной структурированной информационной базе).
11. Увеличение возможности самообразования пользователей.
Наиболее традиционные и часто встречающиеся вопросы по эксплуатации различных приложений будут собираться в единое хранилище, структури- роваться для облегчения поиска и с подробными объяснениями способов решения вопроса размещаться на общедоступном ресурсе (например, на интранет-сайте).
12. Осуществление полной инвентаризации имеющегося оборудова- ния и технологий, учет эффективности его использования и контроль те- кущего состояния. Зная реальную загруженность дорогостоящего обору- дования при необходимости можно переходить на более экономичные решения в случае, когда реальный процент использования дорогого обо- рудования не высок.
13. Прогнозирование возможных проблем и своевременное выраба- тывание предложений по их предотвращению. Анализ тенденций, оценка потребностей в устройствах хранения, вычислительных мощностях и т.д. позволяет предвидеть возможную нехватку ресурсов и предусмотреть ва- рианты решения проблем.
14. Оценка реальной стоимости отдельных ИТ-сервисов и всей ИТ- инфраструктуры в целом. Достигается путем четкой формализации пре- доставляемых услуг, полной прозрачности ИТ-инфраструктуры и возмож- ности учета стоимости всех ее элементов, включая деятельность персона- ла.


105 15. Систематизация использования программного обеспечения.
Для этого необходимо построить стандарты комплектования рабочих станций программным обеспечением и тем самым снизить издержки на их поддержку и сопровождение.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15