ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
• метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
• метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Справка по итогам анализа урока
Аналитическая справка эксперта ___________________________________________
Ф.И.О.
об уроке, проведенном учителем ___________________________________________
Ф.И.О.
Дата проведения | Класс | Предмет | Количество учащихся | % Присутствующих учащихся | |
По списку | Присутствовало | ||||
| | | | | |
Тема урока | |
Оценка составляющих компонентов урока
Компо ненты урока | Содержание анализа | Оценка |
1 | Санитарно-гигиеническая обстановка в классе чистота; освещенность; порядок; в классе проветрено | |
2 | Готовность к уроку оборудование, приборы; материалы, сырьё; доска; учащиеся (дневники, ручки, тетради) | |
3 | Структура урока организационный момент; проверка выполнения домашнего задания; изложение нового материала; закрепление полученных знаний; сообщение домашнего задания | |
4 | Содержание урока соответствует программе; увязано с современной жизнью; осуществляются межпредметные связи; способствует развитию интеллектуальных способностей; способствует развитию нравственных и эстетических чувств; включает использование учителем дидактического материала и и оборудования кабинета | |
5 | Форма проведения урока урок-беседа; урок-рассказ; урок объяснения; урок-лекция; другой | |
6 | Методы работы с учащимися соответствуют содержанию материала; целям и возрастным особенностям учащихся; способствуют развитию наблюдательности и логичности мышления; учат самостоятельно работать с книгой или дополнительной литературой; позволяют использовать в работе ТСО и дидактический материал; учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных особенностей | |
7 | Деятельность учащихся сколько учащихся активно участвуют в работе на уроке; как осуществляется мотивация в течение всего уроке; отношение учащихся учителю | |
8 | Психологическая подготовка учителя умение владеть классом; стиль и тон общения; педагогический такт; наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем; внешний вид, культура речи, поза, мимика, жестикуляция. | |
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ (УРОКОВ)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКОВ
Существует множество подходов к анализу уроков независимо от их формы. В общем плане проведения анализа урока выделяют шесть опорных пунктов:
1. Психологическая цель.
2. Стиль деятельности педагога.
3. Организация познавательной деятельности учащихся.
4. Организованность учащихся.
5. Учет возрастных особенностей учащихся.
6. Выполнение ТЦУ и конечный результат урока.
По этим позициям проводится полный или частичный анализ урока, т.е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов. Рассмотрим подробнее этот подход на материале анализа «стиля деятельности педагога» и «организации познавательной деятельности учащихся».
Стиль деятельности педагога как объект анализа, по Л. Т. Охитиной, предполагает ответы на два вопроса. Первый вопрос - в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения, а именно:
- соотношение нагрузки на память детей и их мышления;
- соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;
- какие звенья эвристического обучения выполняются учителем, а какие - учащимися (кто ставит проблему, кто формирует, кто решает);
- соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес; волевое усилие к преодолению трудностей) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации).
Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе стиля, это каковы особенности при самоорганизации учителя, т.е.:
- подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цепи и внутренней готовности к ее осуществлению)
- рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его проведения (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость);
- педагогический такт учителя;
- психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения школьников с ним и друг с другом, деловой контакт).
Достаточно большой интерес представляет схема-анализ организации познавательной деятельности учащихся, в процессе которой учителю предлагается ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения:
- как он добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых вопросов, как помогал им отличить инвариантные признаки от вариативных;
- какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);
- как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;
- какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных занятий, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению).
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы:
- на каком уровне формирования знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул);
- на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;
- с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни эвристического решения проблем, использование задач с недостающими или «лишними» данными, организация кружковой, исследовательской работы и др.);
- какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;
- какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы).
Существует множество подходов к анализу уроков и их видов.
Основные виды анализа современного урока:
• Краткий
• Структурный
• Аспектный
• Полный
• Комплексный
• Системный (по Ю.А. Конаржевскому).
Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.
Структурный анализ - является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
- цель урока;
- структура и организация урока;
- содержания урока;
- деятельность учителя на уроке;
- деятельности учащихся на уроке;
- домашнее задания;
- санитарно-гигиенические условия урока;
- психологического аспекта урока.
Системный анализ (по Ю.А. Конаржевскому) – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.
Полный анализ - это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Мы рекомендуем примерную схему полного анализа уроки, па основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.
Примерная схема полного анализа урока (автор Кукушкин В.С.)
1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа:
а) Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
- программных требований;
- содержания материала;
- необходимого уровня знаний и умений учащихся;
- места урока в системе уроков по данной теме;
- подготовленности класса;
- возможностей самого учителя;
- прогнозов на конечный результат обучения.