ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.
7. Общая оценка урока как элемента системы личиостно-орнентированного образования
-Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвоении знаний.
-Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к ученику. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили ли своп субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.
-Учитель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную работу с классом с индивидуальной работой. Поощрял ли индивидуальные достижеия.
-Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.
С.Н. Падчеварова и В.А. Падчеваров предлагают свою схему психолого-педагогического анализа урока, в основу которой положены идеи В.К. Розова:
1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.
2. Цель урока и его образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т. п.). Готовность классного помещения к уроку.
4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подведение итогов проверки знаний. Оценка ответов учащихся.
5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Научная и идейная направленность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий и развивающий характер. Система и последовательность изложения, образность, доступность, связь с ранее пройденным.
Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач, формулировка логических заданий.
Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по воспитанию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. Роль и место самостоятельной и творческой работы учащихся в процессе изучения нового материала, работы с учебниками, справочниками и дополнительной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изучения нового материала.
6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения, самостоятельные и творческие работы дифференцированного характера.
7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж и его выполнение. Дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
8. Характеристика познавательной деятельности учащихся.
Внимание. Использование учителем общепсихологических принципов организации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внешний вид учителя, мимика и жестикуляция, доброжелательность; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность изложения. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.
Восприятие. Приемы создания установки на восприятие нового материала, усвоение целостного восприятия образа предмета при выделении существенных признаков.
Память. Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение развития всех типов памяти учащихся: логической, зрительной, слуховой.
Мышление. Создание проблемной ситуации в начале овладения учащимися новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Активность учащихся, вызванная интересом, -поисками новых решений, системой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний ка конкретную задачу. Опора на коллективное отношение учащихся класса к анализу и оценке ответов опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственно чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. Трудности при усвоении учащимися новых понятий.
Личность. Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Степень удовлетворенности школьников (в связи с уровнем их притязаний) выполненным заданием; способность учителя заразить учащихся своим отношением к учебному предмету, выявлять новые мотивы их поведения. Приемы формирования интеллектуальных, волевых и других свойств личности учащихся в учебной деятельности.
9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство. Увлеченность предметом. Педагогический такт. Речь (дикция, темп, образность, орфоэпика, эмоциональность).
Е.М. Муравьев и А.Е. Богоявленская предложили следующие схемы анализа школьной лекции и семинарского занятия.
Схема анализа школьной лекции:
1. Оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий.
2. Оценка оптимальности содержания материала лекции:
- рациональность логики изложения;
- полнота раскрытия темы;
- выделение главных мыслей, ведущих понятий;
- воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала.
3. Приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:
- актуализация темы, ее практическая значимость; » четкость структуры и плана лекции;
- эмоциональность и проблемный характер изложения материала; в создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.;
- использование ТОО;
- осуществление межпредметных связей;
4. Умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности.
5. Характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи.
6. Методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление.
7. Манера поведения и характер общения учителя и учащихся.
8. Качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний.
Схема анализа семинарского занятия:
1. Место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.
2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.
3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:
- своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
- система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультации, работа консультантов, творческих групп, использование материалов стенда «Готовимся к семинару», алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
- разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).
4. Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:
- четкость определения темы и цели семинара;
- психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;
- формы стимулирования их активности и познавательного интереса;
- соотношение деятельности учителя и учащихся; краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.
Полезным и доступным может стать использование валеологического анализа урока с количественно-качественными оценками по специальным критериям:
1. Объем нового материала: количество новых понятий, правил, законов, узловых вопросов и т.п., частота их упоминаний в ходе урока.
2. Объем повторительного материала: на каких этапах урока, количество ответов учащихся, форма предъявления учащимися своих знаний, выполненных работ и пр., способы контроля.
3. Насыщенность учебными действиями: количество или деятельность выполнения - слушания, записывания, переписывания, разбора, анализа, чтения, наблюдения, решения задачи и упражнения, ответов с места, ответов с выходом к доске и т.п.
4. Характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, реконструктивное воспроизведение, объяснение, логические операции, умозаключение, выполнение по типовым правилам, выполнение с изменением условий, элементы переноса и творчества.
5. Уровень эмоциональности и интереса: количество заданных учащимися вопросов, примеров, аналогий; участие в обсуждении — менее 1-3 учащихся, больше 3 учащихся класса, больше половины.
6. Проявление тревожности и утомления: признаки беспокойства, страха, агрессивности; формы поддержания контакта и общения; способы контроля и оценивания, отношение учащихся к оценкам и замечаниям; признаки сонливости, отвлечения, увеличение количества не верных ответов и на каких этапах урока они отмечены.
7. Способы и приемы, применяемые для оптимизации учебного процесса и состояния учащихся: личное общение, смена темпа, физкультурные паузы, гимнастика для глаз, элементы юмора, мини-задания, состязания и др.
8. Динамика состояния учителя: эпизоды, вызвавшие положительные эмоции или чувство тревоги, неудовольствия, напряженности, и их влияние на взаимоотношения и на учебный процесс.
При составлении заключения по уроку надо оценить общий уровень нагрузки и сбалансированность различных сторон учебной работы. Так, например, при большом объеме или сложности нового материала целесообразно уменьшить количество учебных действий, выполняемых учащимися на уроке, и наоборот.
Экспериментальное применение валеологического анализа учителями в педагогической практике показало глубокое понимание ими полезности методики такого анализа.
В издательстве Московского психолого-социального института вышло пособие «Психолого-педагогическая практика в системе образования» (1998 г.), ориентированное на студентов-практикантов. Его авторы (М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина и С.И. Наумова) помимо традиционных вопросов рекомендуют при анализе уроков обратить внимание на следующее: