Файл: Анализ посещенного урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
в) Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока. Вопросы для анализа:
а) Соответствие структуры урока его цели и типу.
б) Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
в) Целесообразность распределения времени по этапам урока.
г) Рациональность использования оборудования кабинета.
д) Научная организация груда учителя и учащихся.
е) Организация начала и конца урока.
ж) Оптимальный темп ведения урока.
з) Наличие плана и степень, его выполнения. 
3. Анализ содержания урока. Вопросы для анализа:
а) Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
б) Логичность изложения.
в) Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).
г)Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
д) Выделение ведущих идей по данной теме.
е) Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
ж) Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
з) Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя). Вопросы для анализа:
а) Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
-темы урока;
- цели урока;
- возможностей класса;
- возможностей самого учителя;
- учебно-материальной базы.
б) Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
в) Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно но¬выми).
г) Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
д) Качественное освоение нового материала (как определя¬ется учителем качество освоения).
е) Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся.
ж) Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход г; заданиям, инструктаж и пр.).
з) Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

5.Анализ работы учащихся на уроке. Вопросы для анализа:
а) Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
б) Интерес к теме или к уроку.
в) Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
г) Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
д) Наличие навыков самоконтроля.
е) Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
ж) Умения самостоятельно приобретать .знания; самостоятельность суждений.
з) Культура межличностных отношений.
и) Реакция на оценку учителя.
6. Анализ домашнего задания. Вопросы для анализа:
а) Методы и приемы проверки домашнего задания.
б) Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
в) Объем домашнего задания (чем определяется).
г) Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
д) Посильность домашнего задания для всех учащихся.
е) Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
ж) Методика задания на дом, инструктаж.
з) Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока. Вопросы для анализа:
а) Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
б) Соответствие мебели возрасту учащихся.
в) Уровень освещенности, чистота помещения.
г) Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом особенностей их здоровья.
д) Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
е) Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
ж) Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
з) Наличие отвлекающих от темы урока моментов, а при неизбежности — их использование учителем в ходе учебного занятия.
и) Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
8. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом) Вопросы для анализа:
а) Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины

, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
б) Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
в) Развитие и тренировка памяти учащихся; как организации урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), активизация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
г) Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.
д) Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.
е) Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
ж) Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.
з) Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
и) Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мыслей и чувств каждого ученика, педагогический такт учителя.
Общие выводы по уроку:
1. Оценка самоанализа урока учителем.
2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Схема анализа урока (по Васильевой Г. Б.):
1. Правильность определения и реализации учителем целей урока.
2. Научная содержательность урока. 
3. Связь обучения с жизнью.
4. Оптимизация методов и средств обучения.
5.Активизация мыслительной деятельности учащихся и организация их самостоятельной работы.
6. Дифференцированный подход к обучаемым, индивидуализация обучения.
7. Формирование общенаучных умений и навыков.
8. Применение ТОО, вычислительной техники, дидактического и наглядного материала.
9. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
10. Выполнение требований практической части учебных программ.

11. Соблюдение требований возрастной и педагогической психологии.

Методика анализа урока с позиции личностно-ориентированного образования (РГПУ).
1. Подготовка учителя к уроку
- Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося.
- Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.
- Проводилась ли диагностика личностного развития обучение л и. воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач урока и определении его содержания.
- Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.
- Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).
2. Организация урока
- Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.
- Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен их интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.
- Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль или оценка. Какие роли выполняются учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.
- Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.
- Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.
3. Содержание
- Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.
- Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока.
- Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов. Была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они проявились в этом выборе.
- Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами этих видов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.

- Какими способами личностного развития овладели учащиеся:
- умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями;
- умением сотрудничества и взаимопомощи;
- умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины:
- умением самопознания, рефлексии и др.
- В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.
- Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.
4. Технологии обучения
- Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.
- Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.
- Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.
- Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивидуальная поддержка.
- Как осуществлялось развитие гуманитарного мышление учащихся.
- Как предупреждались затруднения учеников и устанавливалась обратная связь.
- Какие из современных технологий обучения использовал учитель.
- Каков эффект технологий, использованных учителем.
5. Экология урока
-Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.
- Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной, и не переутомились ли дети.
- Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха.
- Эргономические условия.
- Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников - с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся.
6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке
- Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.
- Понимает ли педагог юношескую, детскую психологию, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.
- Хорошими ли профессиональными знаниями владеет учи¬тель, может ли выстроить спою систему доказательств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.
- Были ли на уроке педагогические находки, вдохновение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный педагогический почерк.
- Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.
- Не проявляет ли учитель раздражительности и недовольства детьми, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.