Файл: РУКОВОДСТВО ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2021

Просмотров: 1230

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис 4 6 Препарат материала катетер-биопсии легких Казеозный детрит при туберкулезе легких * 730

Рис 4 7 Препарат материала трансбронхиальной внутриклеточной био псии Эпителиоидные клетки * 730


4.10. БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ


Биохимические методы позволяют оценить состояние систем гу­моральной регуляции и отдельных звеньев обменных процессов, функциональное состояние эндокринных и паренхиматозных орга­нов. Из сочетания этих компонентов складывается индивидуальное состояние неспецифической реактивности организма больного, ко­торое определяется генетическими факторами, возрастом, наличием сопутствующих заболеваний, аллергией, а также фазой, длитель­ностью и распространенностью туберкулезного процесса в легких.

Биохимические исследования, проводимые в разные периоды на­блюдения за больными, имеют различные задачи. При первом кон­такте больного с врачом решаются вопросы установления диагноза, определения активности и остроты туберкулезных изменений в лег­ких, выбора оптимальных методов специфической и патогенетиче­ской терапии. Биохимические сдвиги при развитии любого воспа­лительного процесса по своей природе неспецифичны, ни один из биохимических тестов не может служить абсолютным диагностиче­ским критерием.

Для оценки наличия и остроты воспалительного процесса в ми­нимальный комплекс исследований целесообразно включить опре­деление количества гаптоглобина, церулоплазмина, С-реактивного белка (СРБ). С целью выявления скрытой реактивности туберку­лезного процесса А. Е. Рабухин и Р. А. Иоффе предложили белко-вотуберкулиновую пробу. Белковые фракции сыворотки крови оп­ределяют до подкожного введения 20 ТЕ ППД-Л и через 48 ч после введения. При наличии скрытой активности под влиянием тубер­кулина воспаление в очагах «оживляется», что отражается в уве­личении количества «2-глобулиновой фракции; проба считается по­ложительной при увеличении «2-глобулинов более чем на 10% от исходного уровня. Чувствительность пробы умеренная, особенно у взрослых больных. Более чувствительным туберкулино-провокаци-онный тест оказывается при использовании в качестве контрольного показателя содержания гаптоглобина. Оценка результатов анало­гична приведенной выше. При увеличении содержания гаптоглобина не менее чем на 10% проба считается положительной.

Поскольку в последние годы наблюдается тенденция к нараста­нию частоты сочетания туберкулеза с сахарным диабетом, у всех больных при поступлении в стационар необходимо определять со­держание глюкозы в крови. При пограничных значениях, превы­шающих 5,55 ммоль/л (верхняя граница нормы), необходимо про­водить пробу на толерантность к глюкозе (нагрузка 50 г глюкозы с последующим определением уровня ее в крови через 1 и 2 ч). Для оценки состояния печени необходимо иметь представление о целостности ее паренхимы, а также о состоянии желчевыделитель-ной, антитоксической и синтетической функций.

Наиболее широкое распространение для диагностики паренхи­матозных повреждений печени получило определение активности аланин- и аспартатаминотрансфераз (АЛаТ и АСаТ). АСаТ содер­жится не только в гепатоцитах, но и в клетках миокарда и попе­речнополосатых мышц. Поэтому при инфаркте миокарда и массивной травме мышечной ткани (например, при операции) активность этого фермента в крови может кратковременно нарастать у больных с неповрежденной печенью. Значительно более специфичным для па­ренхиматозных повреждений печени является повышение активно­сти АЛаТ и отношения АСаТ/АЛаТ, которое в норме колеблется в пределах 1. Возрастание активности аминотрансфераз в пределах удвоенной нормы обычно свидетельствует об умеренно выраженных повреждениях, а выше удвоенной и тем более утроенной нормы — о развернутой картине паренхиматозного гепатита. Увеличение ак­тивности лактатдегидрогеназы-5 (ЛДГ5) на фоне положительной динамики легочного процесса и субъективно хорошей переносимости лечения служит ранним признаком начальных лекарственных по­вреждений гепатоцитов до их клинического проявления. Определяют активность и других ферментов, органоспецифических исключитель­но для печени (фруктозо-1-монофосфатальдолаза, урокининаза).


Определенное представление об антитоксической функции печени дает фракционное исследование билирубина крови. Если процесс связывания билирубина в печени нарушен, то в крови умеренно повышается содержание непрямого (свободного) билирубина, тогда как прямая реакция остается отрицательной. Аналогичная ситуация может сложиться при значительном гемолизе, когда печень не ус­певает «справляться» с большим количеством поступающего свобод­ного билирубина (гемолитическая желтуха). Однако значительный гемолиз обычно имеет и другие проявления (анемия, возникновение молодых форм эритроцитов). Вне гемолиза увеличение уровня не­прямого билирубина при отрицательной прямой реакции свидетель­ствует о нарушении антитоксической функции печени (способность образовывать парные соединения) и часто сопутствует (а иногда и предшествует) развитию побочных реакций на противотуберкулез­ные препараты.

Вариантом оценки антитоксической функции печени служит изу­чение ее экскреторной функции, которое проводят при помощи бромсульфалеиновой пробы. Эта проба очень чувствительна, проста в исполнении и позволяет получить достоверные данные для прогноза и раннего выявления побочного действия лекарств.

О нарушении желчевыделительной функции печени (холестаз) свидетельствует повышение в крови содержания тех соединений, которые являются нормальными компонентами желчи (прямой би­лирубин, щелочная фосфатаза, у-глутамилтранспептидаза, /З-липо-протеиды). Если количество этих соединений возрастает, а актив­ность аминотрансфераз остается в пределах нормы, то следует думать о холестазе, если имеется одновременное повышение обоих пока­зателей — о паренхиматозном гепатите.

Паренхиматозные изменения чаще возникают в результате при­менения гепатотоксичных лекарств, а явления холестаза — при развитии токсико-аллергических реакций на любые препараты.

Пробы на коллоидную устойчивость сывороточных белков помо­гают выявить как паренхиматозный, так и интерстициальный (па~ распецифический, токсико-аллергический) гепатит. Вариантами этих проб являются сулемовая, проба Вельтмана, реакция Таката — Ара, тимоловая проба.

При развитии лекарственной аллергии к любым препаратам не­редко в процесс вовлекаются почки, развиваются аллергические гломерулиты и васкулиты. Поэтому функциональное исследование почек необходимо не только до начала лечения, но и в процессе его. Показаниями к таким повторным исследованиям служат при­менение потенциально нефротоксичных антибиотиков (через 2 мес после начала лечения и затем ежемесячно) и развитие выраженных аллергических реакций на любые препараты (в ближайшие 1—2 дня после реакции).

Минимальную и в то же время достаточную для оценки состояния почек информацию дает определение их фильтрационной, концен­трационной и азотовыделительной функций. Всем этим требованиям отвечает проба Реберга—Тареева, дополненная определением уровня мочевины или остаточного азота крови.


При первом исследовании умеренное снижение примерно до 60 мл/мин начального процесса мочеобразования — клубочковой фильтрации — может сопутствовать инфильтративной фазе тубер­кулезного процесса (токсико-инфекционная почка). Такое снижение не является противопоказанием к применению потенциально не­фротоксичных антибиотиков, а по мере снятия явлений туберку­лезной интоксикации величина клубочковой фильтрации нередко нарастает. Снижение фильтрации в процессе лечения следует рас­сматривать как проявление побочного действия лекарств. Исходная клубочковая фильтрация ниже 60 мл/мин отражает наличие ос­ложнений туберкулеза (амилоидоз, сердечная недостаточность) или сопутствующих почечных заболеваний. Во всех этих случаях, кроме сердечной недостаточности, назначение потенциально нефротоксич­ных антибиотиков нежелательно, так как, во-первых, при исходной почечной патологии чаще выявляется их нефротоксическое действие, а во-вторых, указанные антибиотики выделяются из организма пре­имущественно по механизму клубочковой фильтрации и при зна­чительном снижении последней возможна кумуляция препаратов в организме с нарастанием их ототоксического эффекта. При развитии лекарственной аллергии, а также в ранних стадиях амилоидаза (в обоих случаях за счет повышения проницаемости клубочкового фильтра) иногда наблюдается патологическое увеличение клубоч­ковой фильтрации — более 150 мл/мин.

Снижение концентрационной способности почек, о чем свиде­тельствует уменьшение реабсорбции воды в канальцах ниже 97% и концентрационного индекса эндогенного креатинина ниже 40, всегда говорит о значительной давности и распространенности па­тологического процесса в почках и функциональной неполноценно­сти почек.

Азотовыделительная функция почек не нарушается длительно, пока сохраняется не менее 30% почечной паренхимы. Поэтому увеличение количества азотистых шлаков крови в процессе лечения (и даже в пределах нормы) должно привлекать внимание, а пре­вышение верхней границы нормы всегда свидетельствует о почечной недостаточности.

Следующим аспектом исходного биохимического исследования является оценка способности организма больного метаболизировать лекарства. Как эффект лечения, так и частота и выраженность побочных реакций токсического характера в значительной степени определяются «высотой» максимальных концентраций и длительно­стью циркуляции лекарственных препаратов в крови, а также путями их обезвреживания (инактивации). Так, темп ацетилирования ГИНК в организме при полноценном функционировании печени генети­чески детерминирован, не изменяется с возрастом и в процессе лечения. Все люди по скорости, с которой у них происходит аце-тилирование ГИНК, делятся на быстрых и медленных инактиваторов (ацетиляторов). У медленных инактиваторов в метаболизм ГИНК включаются процессы микросомного окисления в печени, при этом образуются продукты, более токсичные, чем ацетилизониазид. Сво­бодный ГИНК и продукты его метаболизма выводятся почками, поэтому по содержанию этих соединений в моче (суточной или порционной) можно судить о характере инактивации препарата в организме. Установление типа инактивации целесообразно проводить в самом начале для определения режима лечения (дозы, ритм).


Среди систем гуморальной регуляции большое внимание на фор­мирование неспецифической реактивности оказывает состояние кал-ликреин-кининовой системы крови (КС). КС в организме выполняет функцию физиологической адаптации кровообращения к изменяю­щимся условиям внешней и внутренней среды. Локальная активация КС обусловливает местную гиперемию, повышение сосудистой про­ницаемости, хемотаксис нейтрофилов. По сути это является защит­ной реакцией при повреждении тканей, но при нарушении физио­логического контроля внутри системы может выступить в качестве неуправляемого фактора воспаления. При аллергических реакциях образование комплексов антиген—антитело приводит к генерализо­ванной активации КС с тотальным повышением сосудистой прони­цаемости и снижением артериального давления.

Ранним фазам активного туберкулезного процесса в легких со­путствует адаптивная компенсированная активация КС, что прояв­ляется в равномерном сбалансированном увеличении содержания всех ее компонентов (предшественников, кининообразующего фер­мента калликреина, кининразрушающих ферментов). У лиц с со­мнительной активностью патологического процесса при подкожном введении 20 ТЕ ППД-Л через 24 ч наблюдается отчетливое повы­шение уровня калликреина, а через 48 ч увеличивается активность кининразрушающей кининазы I, что позволяет использовать этот тест как один из вариантов туберкулинпровокационных проб. При развитии деструкции, выраженной интоксикации, генерализации процесса, на высоте аллергических и токсико-аллергических лекар­ственных реакций КС активируется из-за высокого уровня калли­креина при подавлении активности кининразрушающих ферментов (иногда с истощением предшественников). Такое состояние КС слу­жит патогенетическим фактором в развитии указанных состояний и требует лекарственной коррекции антикининовыми препаратами [Ка­минская Г. О. и др., 1979; Свистунова А. С, 1980; Макинский А. И., 1981; Келеберда К. Я. и др., 1982].

Не меньшее значение в формировании характера ответной ре­акции организма на внедрение возбудителя туберкулеза имеет си­стема универсальных биорегуляторов простагландинов (ПГ) и «со­пряженных» с ними внутриклеточных посредников в действии на клетки гормонов и биологически активных веществ — циклических нуклеотидов (цАМФ и цГМФ). ПГ различных классов (Е и F2a

оказывают сильное и разнонаправленное действие как на состояние сосудистой проницаемости и хемотаксис фагоцитирующих клеток, так и на реакции клеточного иммунитета. Благоприятному течению туберкулезного процесса сопутствует сбалансированный рост уровня ПГ Е и F2a- При прегрессировании процесса физиологические со­отношения между обоими классами ПГ нарушаются [Сокол Т. В., 1984].

Существенное влияние на состояние неспефической реактивности оказывает усиление процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ). При туберкулезной интоксикации такое усиление приобре­тает универсальный характер, отрицательно влияя на течение ло­кального процесса, толерантность к туберкулостатикам и выражен­ность остаточных фиброзных изменений. Биохимические методы позволяют оценить интенсивность ПОЛ по количеству начальных и конечных продуктов этого процесса (диеновые конъюгаты, мало­новый диальдегид) и степень эндогенной антиоксидантной защиты (антиокислительная активность, содержание в крови естественного антиоксиданта «-токоферола). Выраженность и сбалансированность процессов ПОЛ четко коррелируют с фазой туберкулезного процесса и степенью интоксикации и вместе с тем служат обоснованием и критерием для применения антиоксидантной терапии.