ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2021
Просмотров: 1707
Скачиваний: 1
44. Что представляет собой феномен «падение и подъем» и в чем состоит механизм «последовательных схем»?1
М. Эспинал (M. Espinal)2
На рис. 16 представлено графическое изображение феномена «падения и подъема» в отношении изониазида. Подобный феномен нередко наблюдается при несоответствующем лечении больных туберкулезом [ 1, 2]
Первая пара столбиков представляет популяцию бактерий до начала химиотерапии. Микобактерии туберкулеза обнаруживаются при прямой бактериоскопии мазков мокроты, а общее их количество составляет 100 млн (108) или даже больше, что нередко имеет место в кавернах средней величины. Мутанты, устойчивые к какому-либо противотуберкулезному препарату (например, к изониазиду) в концентрации, в которой это лекарство обычно обнаруживается в кавернах, составляют лишь незначительную часть этой популяции (вероятно, всего лишь несколько сотен бактериальных клеток) (см. главу 41 «Как развивается устойчивость к лекарственным препаратам?» и главу 45 «Какое количество устойчивых к лекарственным препаратам туберкулезных ми-кобактерий можно обнаружить в мокроте пациентов, которые никогда ранее не получали противотуберкулезную химиотерапию?»).
После начала лечения общее количество бактерий быстро уменьшается (вторая пара столбиков). Однако это происходит за счет снижения численности чувствительной популяции бактерий (светлый столбик), в то время как количество лекарственно-устойчивых бактерий (темный столбик) остается практически неизменным. На втором месяце лечения (третья пара столбиков) общее количество бактерий продолжает сокращаться за счет чувствительных микроорганизмов.
В последующий период (четвертая пара столбиков) общее количество бактерий остается практически неизменным, однако структура бактериальной популяции радикально меняется — число лекарственно-устойчивых бактерий-мутантов начинает существенно увеличиваться.
На
следующем этапе лечения лекарственно-устойчивые
бактерии, имеющие теперь биологическое
преимущество, начинают быстро доминировать
над популяцией чувствительных
микроорганизмов (пятая пара столбиков).
После 4-го месяца (шестая пара столбиков)
чувствительные бактерии полностью за
мещаются мутантами; штамм становится полностью лекарственно-устойчивым, общее количество бактерий возвращается к исходному уровню (седьмая пара столбиков).
Таким образом, вначале результаты бактериоскопического исследования мазков мокроты положительны, так как в ней содержится огромное количество туберкулезных бактерий. После начала лечения количество бактерий в мокроте уменьшается до тех пор пока не снизится практически до порога чувствительности бактериоскопического метода (на рисунке показан горизонтальной линией между величинами 104 и105). (Для обнаружения около 10 кислотоустойчивых микобактерий примерно в 100 полях зрения под иммерсионным увеличением необходимо, чтобы в 1 мл мокроты их содержание достигало 50 000, т. е. между 104 и105, см. табл. 2 в главе 5 «Насколько достоверны результаты бактериоскопического исследования мазков мокроты?») Позже количество бактерий еще больше снижается; результаты бактериоскопии мазков мокроты становятся отрицательными, а наличие в ней бактерий можно продемонстрировать только при посеве — это период «падения». Через некоторое время число бактерий в мокроте вновь увеличивается, результаты бактериоскопии снова становятся положительными — это период «подъема». В реальности же происходит «падение» числа чувствительных бактерий и «подъем» числа лекарственно-устойчивых мутантов.
Развитие феномена «падение и подъем» можно предотвратить, если проводится адекватная химиотерапия с одновременным использованием многих препаратов. Лечение туберкулеза, предусматривающее назначение четырех противотуберкулезных препаратов в первой интенсивной фазе и не менее двух препаратов в фазе продолжения лечения, снижает риск селекции устойчивых форм микобактерий. Основной принцип полилекарственной химиотерапии состоит в том, что мутанты устойчивые к препарату А (например, к рифампицину) будут убиты препаратом Б (например, изониазидом), а микобактерии, устойчивые к препарату Б (например, к изониазиду), будут убиты препаратом А (например, рифампицином) [3].
Развитие множественной лекарственной устойчивости является следствием нескольких последовательно используемых и неадекватных схем лечения (в последнее время это явление называют механизмом «последовательных схем») [4]. Принято считать, что лекарственная устойчивость может возникать из-за нерегулярности химиотерапии, даже если назначаются несколько препаратов. Селекция лекарственно-устойчивых мутантов может иметь место после различных неадекватных схем химиотерапии, использующихся последовательно и сопровождающихся сменой циклов уменьшения микобактериальной популяции и ее последующим ростом за счет лекарственно-устойчивых мутантов. Лекарственная устойчивость может первоначально развиться к одному из препаратов в назначенной комбинации, а в последующем она возникает и к другим противотуберкулезным средством. Это и приводит к появлению штаммов микобактерий с множественной лекарственной устойчивостью.
Литература
-
Crofton J., Mitchison DA. Streptomycin resistance in pulmonary tuberculosis. British Medical Journal, 1948, 2:1009—1015.
-
Mitchison D.A. Sensitivity testing. In: Heaf F, Rusby NL, eds. Recent advances in tuberculosis. London, Churchill, 1968.
-
Iseman M.D. Treatment and implications of multidrug-resistant tuberculosis for the 21st century. Chemotherapy, 1999, 45:34—40.
-
Mitchison D.A. How drug resistance emerges as a result of poor compliance during short course chemotherapy for tuberculosis. International Journal of Tuberculosis
and Lung Disease, 1998,2:10—15.
45. Какое количество устойчивых к лекарственным препаратам туберкулезных микобактерий можно обнаружить в мокроте пациентов, которые никогда ранее не получали противотуберкулезную химиотерапию?1
А. Паблос-Мендез (A. Pablos-Mendez)2
Появление генетически детерминированных мутантов, обладающих устойчивостью к лекарственным препаратам, происходит спонтанно, и отдельные лекарственно-устойчивые микобактерии обычно присутствуют в составе диких штаммов, т. е. и в нормальной популяции бактерий, которые никогда не подвергались воздействию противотуберкулезных препаратов. Этот феномен был выявлен вскоре после открытия стрептомицина [1], а позже аналогичный вывод был сделан и в отношении других противотуберкулезных препаратов [2—5] (см. главу 41 «Как развивается устойчивость к лекарственным препаратам?»).
Продемонстрировать присутствие лекарственно-устойчивых мутантов в любой дикой культуре M. tuberculosis относительно несложно. Для этого производят посев на питательные среды, содержащие какой-либо противотуберкулезный препарат (например, изониазид) в возрастающих концентрациях — от 0 до 5 мкг/мл. Примерно через 14 дней отмечается интенсивный рост бактерий на среде, не содержащей изониазид, или на среде с минимальной концентрацией препарата (0,05 мкг/мл). В пробирках, где питательная среда содержит более высокие концентрации изониазида, рост бактерий не отмечается, однако примерно через 3 нед в них также появляются колонии микобак-терий. В течение нескольких последующих недель их количество увеличивается и может достигать нескольких сотен, в зависимости от концентрации препарата в питательной среде. Как правило, каждая из таких колоний вырастает из одной лекарственно-устойчивой бактериальной клетки, уже ранее содержавшейся в оригинальной популяции (дикий штамм).
Количество лекарственно-устойчивых мутантных клеток в диком штамме зависит от происхождения штамма, вида противотуберкулезного препарата, его концентрации и в значительной мере от общего количества бактерий. Как показано в табл. 49, вероятность выявления лекарственно-устойчивых мутантов
Таблица 49
Среднее количество мутантов, резистентных к различным препаратам, в бактериальных популяциях разной величины. Наблюдения основаны на подсчете числа колоний после 28 дней инкубации более чем 50 диких штаммов туберкулезных микобактерий на среде Левенштейна - Йенсена с противотуберкулезными препаратами3
Концентрация препарата, мкг/мл
108
106
104
102
Число
бактерий в популяции, подвергшихся
действию препарата6
Изониазид 0,05 0,1 0,2 1,0 5,0
Рифампицин
5 10 20
40 80
Этамбутол
1,0 1,5 2,0
3,0
Пиразинамид
10,0 50,0
Стрептомицин
1,0
4,0 10,0 100,0
4 000 500 330
~20 000 ~750 0-1
0 0
20 000-40 000 0-200 0-40 0-10 0-10
0-15 000 0-120 0-2 0
0-1 000 000
0-30 000 1 000-200 000
0-100 0-10 0-1
0-400 0-2
0
0
0
0-10 000 0-300
10-2 000 0-1 0 0
0-4 0 0 0 0
~2
0 0 0 0
0-100 0-3
0-20 0 0 0
а Источник: пункты 4-7 в списке литературы.
6 Исследования с рифампицином требовали гораздо большего числа бактерий и указывали на более редкое развитие спонтанной устойчивости.
тем ниже, чем меньше общее число бактерий. Например, в популяции, насчитывающей около 1 млн (106) туберкулезных микобактерий, число лекарственно-устойчивых мутантов при концентрации изониазида 0,05 мкг/мл варьируется от 20 000 до 40 000, однако в популяции из 100 (102) бактерий количество лекарственно-устойчивых мутантов при той же концентрации лекарства составит всего лишь от 0 до 4 клеток. Эта количественная зависимость имеет большое практическое значение.
Таким
образом, лекарственно-устойчивые
мутанты будут присутствовать наиболее
часто в участках поражения, где имеется
большое число возбудителей туберкулеза,
например в легочных кавернах у нелеченых
больных. Количество бактерий,
обнаруживаемых обычно в каверне
диаметром около 2,5 см, составляет около
100 млн (108).
Установлена четкая закономерность,
согласно которой число мутантных
штаммов микобактерий туберкулеза,
устойчивых к изониазиду, равно 1 на
106,
а к рифампицину — 1 на 108.
Мутанты с двойной устойчивостью могут
возникать крайне редко — 1 на 1014.
Число микобактерий, устойчивых к любому
из противотуберкулезных препаратов,
резко снижается при латентной
туберкулезной инфекции, у больных без
деструктивных изменений, а также
после интенсивной фазы противотуберкулезной
химиотерапии.
В
табл. 50 показано число лекарственно-устойчивых
мутантов, по оценкам, в двух популяциях
микобактерий: в одной с содержанием
100 млн (108)
и в другой с содержанием 100 000 (105)
бактерий, растущих на средах с
концентрацией препаратов, которая
обычно создается в каверне. Показатели,
приведенные в этой таблице, приобретают
особое практическое значение в приложении
к актуальной ситуации. Например, пациент
с кавернозной формой туберкулеза и
массивным бактериовыделением по данным
бактериоскопии мазков полу-
чает химиотерапию одним изониазидом. Как видно из таблицы 50, количество мутантов, устойчивых к изониазиду, уже в начале лечения может быть достаточно большим. Так, в каверне может насчитываться 300 микобактерий, устойчивых к концентрации препарата 1 мкг/мл, и около 500 — устойчивых к концентрации 0,2 мкг/мл. Возбудителей, устойчивых к очень низкой концентрации (0,1 мкг/мл), может оказаться около 4 000.
Таким образом, в многочисленной популяции микроорганизмов, находящихся в туберкулезной каверне, может присутствовать достаточно большое количество микобактерий, не поддающихся действию одного препарата (в данном случае изониазида) и способных размножаться. Эти данные в значительной мере объясняют частые неудачи, наблюдаемые при монотерапии больных с большим количеством возбудителей в мокроте (см. главу 44 «Что представляет собой феномен «падение и подъем» и в чем состоит механизм «последовательных схем»?» и главу 39 «Почему химиотерапия бывает неэффективной и что можно предпринять, чтобы избежать неудовлетворительных результатов лечения?»).
Однако когда больного лечат двумя активными препаратами, например изониазидом и стрептомицином, возникает совершенно иная ситуация (см. нижнюю часть табл. 50). Мутанты, устойчивые к одному из назначенных препаратов, как правило, чувствительны к другому, и наоборот. Трудности возникают только в тех случаях, когда мутанты устойчивы одновременно к двум препаратам. Как можно видеть из данных, представленных в нижней части таблицы, такая «двойная» лекарственная устойчивость наблюдается (если вообще имеет место) у штаммов туберкулезных бактерий только при очень низких концентрациях антибактериальных препаратов. К счастью, такие ситуации возникают редко.
Другой важный факт — это уменьшение количества бактерий (например, с108 до 105), которое обычно отмечается после начала эффективной терапии (см. последнюю колонку в таблице 50). При подобной ситуации имеется очень небольшая вероятность сохранения мутантов, устойчивых к одному из препаратов, а вероятность присутствия штаммов, устойчивых к двум лекарственным средствам, практически сводится к нулю.
Все приведенные выше данные показывают, что химиотерапия с использованием двух или большего числа противотуберкулезных препаратов почти неизбежно приведет к гибели всех устойчивых мутантов. Правильная химиотерапия, особенно в начальной интенсивной фазе лечения, способна настолько уменьшить численность микобактериальной популяции, что практически не останется шансов для появления новых устойчивых мутантов. Таким образом, по окончании фазы интенсивной химиотерапии лечение может быть продолжено менее «агрессивно» — например, вместо четырех противотуберкулезных препаратов можно будет использовать только два. Эта гипотеза была подтверждена результатами экспериментальных исследований на мышах и в конечном итоге заложила основы концепции двухфазной противотуберкулезной химиотерапии.
Литература
-
Crofton J., Mitchison D.A. Streptomycin resistance in pulmonary tuberculosis. British Medical Journal, 1948, 4:1009—1015.
-
Canetti G., Saenz A. Sur l'apparition tardive de variantes bacillaires resistantes au cours dutitrage de la streptomycino-sensibilite du bacilli tuberculeux. [Late finding of resistant bacilliduring testing of tubercle bacilli sensitivity to streptomycin.] Annales de lInstitut Pasteur, 1949,77:611—619.
-
Cohn M.L., Middlebrook G., Russell W.F. Jr. Combined drug treatment of tuberculosis. I. Prevention of emergence of mutant populations of tubercle bacilli resistant to both streptomycin and isoniazid in vitro. Journal of Clinical Investigation,
1959, 38:1349—1355.
-
Canetti G., Grosset J. Teneur des souches sauvages de Mycobacterium tuberculosis en variants resistants a l'isoniazide et en variants resistants a la streptomycine sur milieu de Loewenstein-Jensen. [Percentage of isoniazid-resistant and streptomycin-resistant variants in wild strains of Mycobacterium tuberculosis on Loewenstein-Jensen medium]. Annales de lInstitut Pasteur, 1961, 101:28—46.
-
Canetti G., Le Lirzin M. Some comparative aspects of rifampicin and isoniazid.
Tubercle, 1968, 49:367—376.
6. Rist
N.
La
resistance de bacilli tuberculeux a la rifampicine. [Resistance of
tubercle
bacilli to rifampicin.] Revue
de Tuberculose et Pneumologie (Symposium Rifadine),
1969, 33bis:33—38.
7. Le
Lirzin M., Djurovic V. Etude sur milieu de Loewenstein-Jensen de la
composi-
tion des souches sauvages de Mycobacterium tuberculosis
en variants resistants a la
rifampicine et en variants
resistants al l'ethambutol. [A study of the composition
of
rifampicin- and ethambutol-resistant variants of wild strains
of Mycobacterium
tuberculosis, cultivated on Loewenstein-Jensen
medium]. Annales
de lInstitut
Pasteur, 1971, 120:531—548.