ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2021
Просмотров: 1678
Скачиваний: 1
Легочный, не сопровождающийся бактериовыделением, и внелегочный туберкулез также могут протекать с рецидивами, принимать хронические формы и не поддаваться химиотерапии. Однако подобные формы заболевания встречаются редко, а диагноз туберкулеза в этих случаях должен быть подтвержден результатами бактериологических или гистологических исследований [2].
Регистрация результатов лечения проводится по следующим шести взаимоисключающим категориям:
-
излечение: больные с отрицательными результатами бактериоскопии мазков мокроты, полученными на последнем месяце лечения и по крайней мере однажды ранее в процессе лечения;
-
завершение лечения: больные, полностью завершившие назначенный курс химиотерапии, но не соответствующие критериям «излечение» или «неудача лечения» (в эту категорию включают больных с исходными отрицательными результатами бактериоскопии мазков мокроты после 2 мес химиотерапии и более);
-
неудача лечения: больные с положительными результатами бактериоскопии мокроты на 5-м месяце химиотерапии или позднее;
-
смерть: больные, умершие по каким-либо причинам в течение курса химиотерапии;
-
нарушение режима: больные, прервавшие лечение на 2 месяца и более;
-
перевод: больные, перемещенные из одного учреждения в другое, результаты лечения которых остались неизвестными.
Успех лечения определяется суммарным количеством больных, вошедших в группу «излечение» и «завершение лечения». В странах, где широко применяют метод посева, оценка результатов лечения может основываться на результатах данного метода исследования [2].
Литература
-
Rouillon A., Perdrizet S., Parrot R. Transmission of tubercle bacilli: the effects of chem otherapy. Tubercle, 1976, 57:275—299.
-
Revised international definitions in tuberculosis control. International Journal of Tuberculo sis and Lung Disease, 2001, 5:213—215.
-
Rieder HL Epidemiologic basis of tuberculosis control. Paris, International Union Against Tuberculosis and Lung Disease, 1999.
3. Какова роль микроскопии мазков мокроты у больных, направляемых в лечебные учреждения?
Ф. Луэлмо (F. Luelmo)1
Микроскопия мазков мокроты является наиболее эффективным методом идентификации источников туберкулезной инфекции. Этот метод используется для диагностики туберкулеза у лиц с подозрением на легочную патологию, а также для установления источников инфекции среди лиц с жалобами на кашель, обратившихся в лечебные учреждения по самым различным поводам. Микроскопию мокроты используют также для оценки динамики патологических изменений в процессе лечения, а также для подтверждения излечения.
Диагноз
Диагностическая значимость микроскопического исследования мазков мокроты обсуждена в главе 5 «Насколько достоверны результаты бактериоскопичес-кого исследования мазков мокроты?». Бактериоскопия мокроты имеет ряд непосредственных преимуществ по сравнению с посевом. Таким преимуществом является значительно более быстрое получение результатов исследования, которые отражают степень инфекционной опасности больного. Кроме того, эти результаты позволяют судить как о вероятности летального исхода от туберкулеза, если не будет проведено необходимое лечение, так и о необходимости более интенсивной лекарственной терапии на начальном этапе в связи с особенно высокой бактериальной нагрузкой.
1
Консультант Программы борьбы с
туберкулезом, Женева (Швейцария).
Часть
больных, обратившихся в лечебные
учреждения общего профиля, консультируются
и обследуются врачами по поводу симптомов,
подозрительных на туберкулез.
Обязанностью врача является заподозрить
у таких пациентов туберкулез и
провести соответствующие диагностические
исследования. Бактериоскопия мазков
мокроты у больных с продолжительным
кашлем является наиболее важным из
диагностических тестов, позволяющих
обнаружить больных с наиболее опасными
формами туберкулеза легких.
Рентгенологическое исследование
органов грудной клетки полезно при
дифференциальной диагностике
заболеваний легких у больных с
отрицательными результатами
бактериоскопии. Очередность проведения
этих диагностических процедур зависит
от степени распространения туберкулеза
в данном конкретном сообществе. В районах
со значительным распространением
туберкулеза бактериоскопия мазков
мокроты должна быть первоочередным
исследованием. В районах с не-
большой распространенностью туберкулеза бактериоскопия мазков и рентгенологическое исследование органов грудной клетки могут быть проведены в одно и то же время. Больным могут быть назначены непродолжительные курсы лечения антибиотиками широкого спектра действия, а рентгенографические исследования могут предприниматься как дополнительные диагностические методы до проведения бактериоскопии и получения результатов посева. В любом случае пациенты с изменениями, обнаруженными при рентгенографии органов грудной клетки, должны направляться на микроскопическое исследование мазков мокроты, прежде чем им будет установлен диагноз туберкулеза легких.
Выявление случаев заболевания
Диагноз форм туберкулеза легких, опасных в инфекционном отношении, часто не ставится вплоть до поздней стадии процесса, несмотря на то что такие пациенты обращались в лечебные учреждения в самом начале заболевания. Врачи нередко не подозревают туберкулез и не проводят бактериоскопических исследований мокроты у больных с жалобами на кашель, особенно если пациенты обратились по поводу нелегочной патологии. Установлено, что около 5—10% взрослых пациентов, посещающих лечебные учреждения в развивающихся странах, жалуются на кашель, продолжающийся более 2—3 нед [ 1, 2]. Доля положительных результатов бактериоскопии мазков мокроты у таких пациентов зависит от распространенности туберкулеза в данном сообществе. Систематические обследования взрослых посетителей амбулаторий при больницах общего профиля позволяет выявить значительное число источников туберкулезной инфекции [3]. Это позволяет раньше начать лечение таких больных, а также снизить их опасность для населения, для других больных и для персонала лечебных учреждений. Эффективное лечение выявленных больных обычно оказывает быстрый эффект и способствует снижению показателей распространенности [1] туберкулеза, смертности от него [4].
В районах с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой должна возрастать роль административных работников и парамедицинского персонала. Эти лица должны нести ответственность за идентификацию лиц с продолжительным кашлем и направление их на бактериологическое исследование мазков мокроты. Подобный скрининг является мерой по охране здоровья общества и направлен только на выявление и излечение источников инфекции, в дополнение к диагностическим мероприятиям у лиц, обратившихся в лечебные учреждения. Преимущественно общественно полезный характер этих мероприятий предполагает, что соответствующие исследования должны быть простыми, доступными для пациентов, бесплатными и не отвлекать от первоначальной цели обращения в клинику пациента. Важно зарегистрировать пациента, записать его имя и адрес. Если проведенное исследование мазков мокроты даст положительные результаты, то такого больного следует немедленно найти и начать его лечение.
Посевы мокроты не могут быть приоритетным тестом в систематическом выявлении больных туберкулезом. Больные, в мокроте которых микобактерии обнаруживаются только методом посева, представляют гораздо меньшую опасность заражения окружающих, чем больные с положительными результатами исследования мазков. Кроме того, посевы мокроты гораздо сложнее и дороже, чем бактериоскопия, а их результаты становятся известными значительно позднее.
Продолжительность кашля рассматривают как ориентир при направлении пациента на бактериоскопию. Различия в величине этого ориентира в отдельных странах зависят от распространенности бациллярных форм туберкулеза в них, доступности медицинской помощи, посещаемости лечебных учреждений и от возможностей лабораторной службы. Исследование мазков мокроты играет весьма незначительную роль в систематическом выявлении туберкулеза у длительно кашляющих взрослых в странах с очень низкой распространенностью этого заболевания в связи с низкой экономической эффективностью и высоким риском ложноположительных результатов. Посещаемость медицинских учреждений в различных странах может различаться. Население развитых стран обращается за консультацией чаще и в более ранние сроки, поэтому значимость продолжительности кашля как критерия в этих странах должна быть меньше. При этом возрастает доля обследуемых пациентов с кашлем нетуберкулезного генеза, увеличивается рабочая нагрузка лабораторий и снижается экономическая эффективность данного метода скрининга.
Исследования по распространенности кашля среди взрослых пациентов, находящихся под амбулаторным наблюдением, помогают в установлении оптимальной продолжительности кашля, при которой следует проводить бактериоскопию мазков мокроты [2, 5, 6].
Выявление случаев заболевания с помощью бактериоскопии мазков мокроты у амбулаторных пациентов способно существенно повысить число выявленных источников инфекции. Показателями активности работы по выявлению случаев заболевания служат количество обследованных амбулаторных пациентов, число проведенных бактериоскопий и число обнаруженных источников заражения. Например, в Перу в 1990 г. было обследовано данным методом 210 905 пациентов, что позволило выявить 24 023 ранее не известных заразных случаев туберкулеза легких. В 1993 г. при 602 000 бактериоскопий мазков мокроты, проведенных у 332 000 пациентов, обнаружили 35 646 новых случаев заболевания. К 1999 г. число выявленных больных сократилось до 24 511, хотя число исследований мазков у 1 085 749 пациентов было увеличено до 1 938 201 [1, 4]. Доля положительных результатов бактериоскопических исследований мазков мокроты является одним из косвенных показателей роли программы по снижению распространенности туберкулеза в обществе. Частота обнаружения мико-бактерий в мазках мокроты у лиц с респираторными симптомами в Перу составила 18,7% в 1990 г.; 14,3% в 1991 г.; 8,5% в 1993 г. и 2,7% в 1999 г. Подобным же образом частота положительных ответов при исследовании мазков мокроты в Чили за последние два десятилетия снизилась с 10 до 2%. К 1999 г. в Перу ежегодно методом бактериоскопии мазков мокроты обследовалось почти 5% взрослого населения [1].
Микроскопическое исследование мазков мокроты в процессе химиотерапии и при ее завершении
Микроскопия мазков мокроты играет ключевую роль в мониторинге ответов на химиотерапию больных туберкулезом легких, выделяющих микобактерии. Это исследование следует повторять в конце первого этапа химиотерапии. Если возбудители продолжают обнаруживаться, то сроки интенсивной фазы терапии удлиняются еще на 1 мес. Бактериоскопию мазков следует проводить также во время второго поддерживающего этапа химиотерапии и в конце его, что позволяет судить об излечении туберкулеза. Абациллирование мокроты (конверсия), наступающее на 2—3-м месяце химиотерапии, считается хорошим прогностическим показателем. Он определяется по соотношению между числом боль-ных-бактериовыделителей в начале лечения, у которых не выявляются КУМ методом бактериоскопии к концу курса химиотерапии, и общим числом больных, начавших лечение. Этот показатель говорит о возможностях программы удерживать больных на лечении, сбору образцов мокроты, устранению источников инфекции, а также является ранним показателем исхода лечения [ 7]. Короткие курсы химиотерапии могут быть вполне эффективными у больных, в мазках мокроты которых после 2—3 мес лечения продолжают обнаруживаться кислотоустойчивые микобактерии, не растущие на питательных средах (видимые, но не растущие). В подобных ситуациях имеет место выделение уже мертвых бактерий. Поэтому заключение о неэффективности химиотерапии у больных с продолжающимся бактериовыделением следует давать не ранее чем через 5 мес и более после начала лечения (см. главу 57 «Как осуществлять мониторинг химиотерапии?»). Исчезновение микобактерий из мазков мокроты в процессе химиотерапии и их отсутствие в конце лечения позволяет считать такого пациента излеченным от туберкулеза.
Литература
-
Tuberculosis en el Peru 1999. [Peru National TB control programme 1999.] Lima, Ministry of Health, 2000.
-
Baily G.V. et al. Potential yield of pulmonary tuberculosis cases by direct microscopy of sputum in a district of South India. Bulletin of the World Health
Organization, 1967, 37:875—892.
3. Banerji
D., Anderson S. A sociological study of awareness of symptoms among
per-
sons with pulmonary tuberculosis. Bulletin
of the World Health Organization, 1963,
29:665—683.
-
Suarez P.G. et al. The dynamics of tuberculosis in response to 10 years of intensive control efforts in Peru. Journal of Infectious Diseases, 2001, 184:473—478.
-
Larbaoui D. et al. The efficiency of methods of diagnosing pulmonary tuberculosis: an investigation in a chest clinic in Algiers. Tubercle, 1970, 51:403—411.
-
Grinspun M., Rojas L. Comparison between radiological and bacteriological finding in tuberculosis. Revista Medica de Chile, 1973, 101:797—805.
-
An expanded DOTS framework for effective tuberculosis control. Geneva, World Health Organization, 2000 (document WHO/CDS/TB/2002.297).
4. Сколько туберкулезных микобактерий содержится в образце мокроты при положительных результатах микроскопии ее мазков?
К. Томен (K. Toman)
Если мазок мокроты приготовлен правильно, то количество бактерий в препарате будет, вероятно, соответствовать их количеству в мокроте. Количественные взаимоотношения между этими двумя показателями, которые были изучены многими исследователями [1—4], можно проиллюстрировать следующим примером.
Количество мокроты в мазке на предметном стекле составляет около 0,01 мл. Мокрота в мазке распределена на поверхности стекла площадью около 200 мм2 (10-20 мм). Поскольку площадь поля зрения микроскопа при использовании объектива с иммерсией составляет около 0,02 мм2, для исследования всего мазка необходимо исследовать 10 000 таких полей зрения, при увеличении в 1 000 раз (в 100 раз иммерсионный объектив и в 10 раз окуляр). Правда, размеры поля зрения при флюоресцентной микроскопии в 15 раз больше, если используется объектив с увеличением в 25 раз и окуляр с увеличением в 10 раз. При скрининге по одной линии длины мазка (20 мм) удается просмотреть 100—120 микроскопических полей зрения, или около 1% площади всего мазка. Приведенные расчеты относятся к мазкам размерами 10-20 мм, но в современной практике обычно приготовляют мазки размерами 20-30 мм.
Таким образом, если в 1 мл образца мокроты содержится около 5 000 бактерий, то во всем мазке (если он был приготовлен в соответствии с описанным выше методом) будет находиться около 50 бактерий. Если эти микроорганизмы будут равномерно распределены по всем 10 000 полям зрения, то на 200 полей зрения будет приходится всего одна бактерия. При исследовании 100 полей зрения вероятность обнаружения туберкулезных микобактерий будет составлять всего 50%. Следовательно, для того чтобы обнаружить 3 кислотоустойчивые микобактерии (КУМ) (минимальное количество, которое рекомендуется выявить для того, чтобы результаты анализа считать положительными), придется исследовать около 600 полей зрения. При исследовании около 300 полей зрения вероятность выявления трех КУМ составит около 50% [5—7].
Для того чтобы была возможность обнаруживать одну бактериальную клетку в каждых 10 полях зрения (или 10 бактериальных клеток в 100 полях зрения), необходимо, чтобы во всем мазке (10 000 полей зрения) было около 1 000 таких бактерий, что эквивалентно содержанию 100 000 (105) бактерий в 1 мл мокроты
СКОЛЬКО ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МИКОБАКТЕРИЙ СОДЕРЖИТСЯ В ОБРАЗЦЕ МОКРОТЫ ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МИКРОСКОПИИ ЕЕ МАЗКОВ?
(табл. 1). Чтобы можно было обнаруживать по одной бактериальной клетке в каждом поле зрения, в 1 мл образца мокроты должно содержаться 106 КУМ (см. табл. 1). Обычно же образцы мокроты, в которой обнаруживаются КУМ, содержат не менее 105 микробных тел в 1 мл.
Все приведенные выше расчеты основаны на предположении, что все бактерии равномерно распределены в образце мокроты, т.е. что каждая порция материала, взятая из образца, будет содержать одно и то же число КУМ, равномерно распределенных по всему мазку. Однако, как известно, туберкулезные бактерии распределены в образце мокроты неравномерно; напротив, часто они обнаруживаются в виде скоплений. Поэтому, если из одного образца мокроты приготовить несколько мазков, количество бактерий в разных мазках будет различным. Тем не менее при исследовании с помощью специальной методики большого количества препаратов, приготовленных из разных образцов мокроты, было сделано несколько интересных наблюдений. В частности, число выросших колоний при повторном исследовании одного и того же образца варьировалось только в определенных пределах, но вовсе не было случайным (см. главу 5 «Насколько достоверны результаты бактериоскопического исследования мазков мокроты?»). Аналогичным образом, вариации в количестве колоний, выделяемых из различных образцов мокроты, не были случайными, но коррелировали с концентрацией КУМ в них.
Таблица 1
Оценочное количество кислотоустойчивых микобактерий в образце мокроты и вероятное количество микобактерий в мазках (минимальные величины, по оценкам)
Число иммерсионных |
|
|
полей зрения, в которых |
Число микобактерий |
Число микобактерий |
обнаруживается |
в мазке |
в 1 мл мокроты |
1 микобактерия |
|
|
100 |
100 |
10 000 |
10 |
1 000 |
100 000 |
1 |
10 000 |
1 000 000 |
Таким образом, несмотря на существенные различия между отдельными образцами мокроты, количество КУМ в мазке в значительной мере совпадает с их концентрацией в образце мокроты [4]. Уменьшение количества бактерий в мокроте ниже определенного уровня снижает вероятность того, что КУМ будут перенесены из мокроты в материал мазка, и, соответственно, вероятность их выявления при бактериоскопическом исследовании приближается к нулю. Хотя было показано, что при оптимальной лабораторной технике положительные результаты бактериоскопии мазка могут быть получены при наличии 100—1000 КУМ в 1 мл мокроты [8]. На практике возможность положительных ответов микроскопии мазка имеется при содержании около 10 000 КУМ в 1 мл мокроты. Информативность и чувствительность однократного исследования