Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
По соответствию стратегическим целям:
-
показатели, относящиеся к стратегической цели «Увеличение масштабов транспортного бизнеса». Примеры показателей: грузооборот, пассажирооборот; -
показатели, относящиеся к стратегической цели «Повышение производственно-экономической эффективности». Примеры показателей: удельный расход топлива на тягу поездов, средняя участковая скорость движения грузового поезда; -
показатели, относящиеся к стратегической цели «Повышение качества работы и безопасности перевозок». Примеры показателей: количество нарушений безопасности движения, качество оформления перевозочных документов; -
показатели, относящиеся к стратегической цели «Повышение финансовой устойчивости и эффективности». Примеры показателей: прибыль по прочим видам деятельности, рентабельность по прочим видам деятельности.
Для каждого филиала и структурного подразделения разработаны свои показатели эффективности, которые представлены в Классификаторе, методике и регламенте формирования целевых значений ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД», утвержденных распоряжение ОАО «РЖД» и пересматриваемых ежегодно, в соответствии со структурными изменениями в Компании. В таблице 6.1. представлены некоторые ключевые показатели деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД».
Таблица 6.1
Ключевые показатели деятельности производственного
блока ОАО «РЖД»
№ | Наименование показателя | Ед. изм. | Формула расчета показателя | ||
| |||||
1.1 | Непроизводительные расходы | руб. | В соответствии с методикой оценки непроизводительных расходов | ||
1.2 | Укомплектованность штата | % | (Списочная численность работников на дату) / (количество штатных единиц по штатному расписанию на дату) х 100 % | ||
1.3 | Состояние условий труда | % | (Количество рабочих мест с устранимыми вредными факторами рабочей среды и трудового процесса) / (Общее количество рабочих мест) | ||
1.4 | Дебиторская задолженность | Млн руб. | Дебиторская задолженность : покупатели и заказчики (в т. ч. по перевозкам), авансы полученные | ||
1.5 | Кредиторская задолженность | Млн. руб | Кредиторская задолженность : поставщики и подрядчики, авансы полученные | ||
| |||||
2.1 | Выручка, взысканная по предоставлению услуг инфраструктуры | руб. | Выручка, взысканная по предоставлению услуг инфраструктуры | ||
2.2 | Коэффициент безопасности инфраструктуры | Млн. ткм брутто / событие | Среднее количество выполненной тонно-километровой работы между событиями в границах железной дороги |
Продолжение табл. 6.1
2.3 | Выполнение графика движения грузовых поездов | % | ((Количество проследовавших грузовых поездов в границах железной дороги) – (Количество грузовых поездов, опоздавших по вине дороги в границах железной дороги)) / (Количество проследовавших грузовых поездов в границах железной дороги) х 100 % | |||
| ||||||
3.1 | Выручка, взысканная по перевозочным видам деятельности | Млн. руб. | (Выручка, взысканная по грузовым перевозкам + Выручка, взысканная по предоставлению услуг инфраструктуры + Выручка, взысканная по предоставлению услуг локомотивной тяги) при осуществлении грузовых перевозок в рамках заключенных договоров | |||
3.2 | Доходная ставка на тонну | Руб./тонн | (Выручка, начисленная по грузовым перевозкам) / (Количество погруженных тонн грузов) | |||
3.3. | Погрузка грузов | тонн | Количество погруженных тонн груза | |||
3.4 | Качество оформленных перевозочных документов | % | (Общее количество оформленных документов - Количество корректировок, внесенных в перевозочные документы) / (Общее количество оформленных документов) х 100 % | |||
| ||||||
4.1 | Погрузка грузов | тонн | Количество погруженных тонн груза | |||
4.2 | Грузооборот | Млн. ткм | Грузооборот | |||
4.3 | Средний вес брутто поезда грузового движения | тонн | Средний вес брутто поезда грузового движения | |||
4.4 | Средняя участковая скорость движения грузового поезда | Км/ч | Средняя участковая скорость движения грузового поезда | |||
4.5 | Среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении | Тыс. ткм брутто / сутки | Среднесуточная производительность локомотива рабочего парка в грузовом движении, ткм брутто в границах плеч локомотивных бригад | |||
| ||||||
5.1 | Себестоимость работы ТПС | Руб. /10 тыс. ткм брутто | Затраты ЦТ на железнодорожные перевозки / Ткм брутто во всех работах |
Окончание табл. 6.1
5.2 | Техническая скорость локомотива | Км/ч | ((Линейный пробег локомотивов (локомотиво-км)) / (Суммарное время нахождения локомотивов в движении без учета стоянок на станциях) |
5.3 | Эксплуатируемый парк локомотивов | Ед. | Средний эксплуатируемый парк локомотивов |
5.4 | Производительность труда локомотивных бригад | Млн. ткм брутто / 1000 чел | (Ткм брутто во всех работах) / (Среднесписочная численность на перевозках) х 100 % |
| |||
6.1 | Количество нарушений безопасности движения | Ед. / км | (Количество нарушений безопасности движения по вине Центральной дирекции по ремонту пути) / (Количество отремонтированных км пути собственными силами) |
| |||
7.1 | Количество событий, связанных с нарушением безопасности движения на единицу технической оснащенности | Ед. / тех. ед | (Количество событий, связанных с нарушением безопасности движения по хозяйству автоматики и телемеханики) / (количество технических единиц) |
7.2 | Удельные затраты на текущее содержание контактной сети | Руб. / км развернутой длины КС | Расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт КС / км развернутой длины КС |
7.3 | Выполнение программ капитального ремонта объектов инфраструктуры | % | (Выполнение бюджета затрат на капитальный ремонт объектов инфраструктуры (млн. руб.) / (Бюджет затрат на капитальный ремонт объектов инфраструктуры (млн. руб.)) х 100 % |
7.4 | Балльная оценка содержания контактной сети | баллы | Количество штрафных баллов / количество проверенных километров КС |
Основными этапами управления показателями эффективности предприятия является:
1. Постановка цели (определение задач высшего уровня для реализации стратегии бизнеса; каскадирование задач через иерархию ключевых показателей эффективности);
2. Планирование (разработка мероприятий по совершенствованию для достижения целей бизнеса; документирование планов совершенствования; интегрирование планов коррективных мероприятий в общие планы совершенствования);
3. Реализация;
4. Анализ результатов (выявление отставания в эффективности; обзор ситуации на производстве и совещания по планированию; обзоры эффективности деятельности руководителей подразделений; обзоры эффективности деятельности производственных руководителей высшего звена);
5. Планирование коррективных мероприятий (определение направлений усовершенствования по их важности; определение коренных причин отставания в эффективности; оценка краткосрочных мероприятий по локализации недостатков; выработка идей по устранению первопричин и выбор приоритетов; пересмотр целей в рамках цикла бизнес планирования; мероприятия на производственных участках по отслеживанию процесса устранения недостатков).
В целях совершенствования системы управления с использованием ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока компании разработана «Методика оценки результатов работы филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением от 14.10.2011 № 2220р, которая устанавливает основные принципы и порядок оценки результатов.
Целевые значения ключевых показателей деятельности филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» формируются в соответствии со следующими принципами:
1. Согласованность. Целевые значения показателей должны быть согласованы, с точки зрения обеспечения реализации поставленных общекорпоративных задач. Необходимо исключить противоречие целевых значений показателей для подразделений различных уровней управления ОАО «РЖД».
2. Достижимость или реалистичность. Целевые значения показателей должны стимулировать повышение эффективности деятельности, быть ориентированными на реализацию перспективных целей, и быть достижимыми при учете существующих лимитирующих факторов (время, материальные ресурсы, кадровые ресурсы и т.д.).
3. Своевременность. Установление четких временных ориентиров достижения целевых значений показателей является необходимым условием дальнейшего мониторинга значений показателей.
4. Контролируемость. Необходимы эффективные инструменты контроля достижения целевых значений показателей, обеспечивающие необходимую информацию для расчета и анализа значений показателей, с учетом степени влияния руководителей подразделений на их значение.
5. Планирование от возможного, а не от достигнутого (относительно предыдущих периодов). Планирование от достигнутого снижает мотивацию на обеспечение существенного роста эффективности. Планирование целевых значений показателей должно быть направлено на решение общекорпоративных задач по развитию Компании, отдельных подразделений и видов бизнеса, учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на реализацию этих задач.
Контрольные вопросы:
-
Перечислите основные принципы управления железнодорожным транспортом. -
Назовите структуру Холдинга ОАО «РЖД». -
Перечислите основные принципы формирования системы бюджетирования на железнодорожном транспорте. -
Что относится к основным компонентам системы бюджетирования? Дайте их краткую характеристику. -
Что такое ключевые показатели эффективности? -
Каково их значение ключевых показателей в деятельности железнодорожного транспорта?
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
План
-
Понятие основных фондов, их классификация, учет и оценка. -
Износ и амортизация основных фондов. -
Показатели использования и состояния основных фондов. -
Оборотные средства. Их сущность и классификация. -
Показатели эффективности оборотных средств.
7.1. Понятие основных фондов, их классификация, учет и оценка
Основные фонды – это средства труда, которые, сохраняя свою натуральную форму, участвуют в производстве продукции длительное время, в течение нескольких производственных циклов и переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию частями, по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды.
К основным производственным фондам относятся те основные фонды, которые непосредственно принимают участие в производственном процессе (станки, оборудование, транспортные средства, устройства СЦБ, и т.п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, сооружения и т.п.). Их доля в общей структуре основных фондов составляет около 90 %.