Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К основным непроизводственным фондам относятся объекты культурно-бытового назначения (дворцы культуры, столовые, жилые дома и т.п.). Их доля на предприятиях железнодорожного транспорта составляет примерно 10%.
В зависимости от целевого назначения и срока службы основные производственные фонды на предприятиях железнодорожного транспорта подразделяются на следующие группы:
1) здания (производственные корпуса цехов, административные корпуса, производственные лаборатории, склады, гаражи и т. п.);
2) сооружения (тоннели, мосты, железнодорожные пути);
3) передаточные устройства (электро- и теплосети, водопровод, канализация);
4) машины и оборудование, в том числе:
– рабочие машины и оборудование (станки, подъемно-транспортное оборудование и др.);
– силовые машины и оборудование (электродвигатели, генераторы, трансформаторы и т. п.);
– измерительные, регулирующие и контролирующие устройства и приборы, лабораторное оборудование и т.п.;
– вычислительная техника;
– прочие машины и оборудование.
5) транспортные средства (подвижной состав, транспортные средства для транспортировки грузов и людей в пределах предприятия и вне его);
6) инструменты и приспособления;
7) производственный и хозяйственный инвентарь;
8) прочие основные фонды.
В соответствии с существующей в стране методикой основные фонды классифицируются следующим образам:
-
По принадлежности:
– собственные;
– арендованные.
-
По характеру использования:
– действующие;
– бездействующие.
-
По степени воздействия на предмет труда и степени участия в производственном процессе:
– активные;
– пассивные.
Учет, оценка и планирование основных фондов ведутся в натуральной и стоимостной формах. Натуральная форма учета необходима для определения их технического состояния, производственной мощности предприятия, степени использования оборудования, резервов повышения выработки на оборудовании, составлении паспортов оборудования и других целей. С помощью натуральных показателей учет осуществляется отдельно для каждой группы основных средств. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его прибытия и выбытия.
Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных средств, их динамики и структуры, расчета амортизационных отчислений, показателей использования, экономической эффективности капитальных вложений.
Существует несколько видов оценок основных фондов, связанных с их длительным участием и постепенным изнашиванием в процессе производства:
-
Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат на приобретение средств, их доставку и монтаж. Оценка основных средств по первоначальной стоимости используется для учета их на балансе предприятия, поэтому данную стоимость также называют балансовой. -
Восстановительная стоимость– это затраты на воспроизводство основных средств в современных условиях, как правило, она устанавливается во время переоценки основных средств, которую проводят для определения их истинной стоимости с учетом темпов инфляции и научно-технического прогресса. -
Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных средств и суммой начисленного износа. Остаточная стоимость показывает реальную стоимость основных средств. -
Ликвидационная стоимость – стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов основных фондов . Если ликвидационная стоимость оборудования превышает его остаточную стоимость, разница между ними представляет собой доход предприятия, в противном случае эта разница является убытком.
Для определения реальной единообразной стоимости основных фондов организаций в современных условиях и создания предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране проводится их переоценка, которая дает объективные данные об основных фондах, их общем объеме, отраслевой структуре, техническом состоянии, территориальном разделении.
7.2. Износ и амортизация основных фондов
Износ – это технико-экономическое понятие, выражающее уменьшение степени дальнейшей эксплуатационной пригодности или уменьшение потребительской привлекательности тех или иных свойств объектов основных фондов со временем. Различают физический и моральный износ.
Физический износ – это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящая не только в процессе эксплуатации, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Физический износ основных фондов зависит от качества основных фондов, их технических характеристик (конструкция, вид и качество материалов, качество постройки зданий и монтажа оборудования); особенностей технологического процесса (скорость и сила резания, подачи и т. п.); времени их действия (количество дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену); степени защиты основных средств от внешних условий (жара, холод, влажность, атмосферные осадки); качества ухода за основными средствами и их обслуживания; квалификации рабочих и их отношения к объектам основных средств.
Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных средств. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие объекты основных средств ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена). Частичный износ возмещается путем ремонта.
Моральный износ – это потеря стоимости, или обесценивание основных средств, т. е. потеря их стоимости до наступления физического износа. Моральный износ выступает в двух формах. Первая форма – уменьшение стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Вторая форма морального износа обусловлена созданием и внедрением в производство более производительных и совершенных видов оборудования. Морально устаревшее оборудование необходимо заменять до срока его физического износа.
Частичное возмещение морального износа достигается за счет модернизации основных средств, а полное – за счет замены на новое.
Амортизация – это денежное возмещение износа основных средств путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции (т.е. в себестоимость). Амортизация осуществляется в целях полной замены основных средств при их выбытии. Сумма амортизационных отчислений зависит от стоимости объекта основных средств, времени эксплуатации.
В целях определения амортизационных отчислений, учитываемых в составе расходов при определении налогооблагаемой прибыли, предприятия начисляют амортизацию одним из следующих способов:
-
Линейный (способ равномерно списания) – исходя из первоначальной стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. -
Нелинейный (способ уменьшаемого остатка) – исходя из остаточной стоимости основных средств и нормы амортизации. -
Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования –исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе – количество лет срока службы объекта. -
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из объема выпуска продукции в натуральном выражении в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования основных средств.
7.3. Показатели использования и состояния основных фондов
Наиболее полное и более эффективное использование основных фондов дает возможность повысить пропускную и провозную способность отдельных участков и железных дорог в целом, ускорить доставку грузов и пассажиров, снизить материальные, трудовые и денежные затраты на единицу продукции и капиталовложения на развитие транспорта, улучшить технико-экономические показатели работы железных дорог и линейных предприятий.
Эффективность использования основных производственных фондов оценивается с помощью показателей их использования. Показатели выражают конечный результат использования всей совокупности основных фондов. К ним относятся:
1. Фондоотдача (ФО) – отношение стоимости продукции, выпущенной с использованием основных производственных фондов за год, к среднегодовой стоимости этих фондов. Фондоотдача характеризует объем продукции, приходящийся на 1 рубль, вложенный в основные фонды,
ФО = ,
где Q – стоимость годового объема продукции;
Фср.год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
На железнодорожном транспорте фондоотдача измеряется количеством приведенных тонно-километров (условно-натуральный показатель), приходящихся на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
ФО = ,
или в стоимостном выражении как величина доходов (Д), приходящихся на один рубль среднегодовой стоимости производственных средств:
ФО = .
2.Фондоемкость (ФЕ) – это показатель, обратный фондоотдаче, характеризующий среднегодовую стоимость основных производственных фондов, приходящахся на 1 рубль годового объема выпускаемой продукции:
ФЕ = =
Фондоемкость используется при выборе наиболее эффективных путей технического прогресса, в ценообразовании, в разработке планов.
3. Фондовооруженность (ФВ) – это отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности персонала предприятия (Ч
ср.сп):
ФВ =
Если производительность труда на предприятии растет более быстрыми темпами по сравнению с фондовооруженностью, то это свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов предприятия.
4.Рентабельность производства (фондов) – величина прибыли, приходящаяся на 1 рубль всей совокупности фондов (основных и оборотных):