Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К основным непроизводственным фондам относятся объекты культурно-бытового назначения (дворцы культуры, столовые, жилые дома и т.п.). Их доля на предприятиях железнодорожного транспорта составляет примерно 10%.

В зависимости от целевого назначения и срока службы основные производственные фонды на предприятиях железнодорожного транспорта подразделяются на следующие группы:

1) здания (производственные корпуса цехов, административные корпуса, производственные лаборатории, склады, гаражи и т. п.);

2) сооружения (тоннели, мосты, железнодорожные пути);

3) передаточные устройства (электро- и теплосети, водопровод, канализация);

4) машины и оборудование, в том числе:

– рабочие машины и оборудование (станки, подъемно-транспортное оборудование и др.);

– силовые машины и оборудование (электродвигатели, генераторы, трансформаторы и т. п.);

– измерительные, регулирующие и контролирующие устройства и приборы, лабораторное оборудование и т.п.;

– вычислительная техника;

– прочие машины и оборудование.

5) транспортные средства (подвижной состав, транспортные средства для транспортировки грузов и людей в пределах предприятия и вне его);

6) инструменты и приспособления;

7) производственный и хозяйственный инвентарь;

8) прочие основные фонды.

В соответствии с существующей в стране методикой основные фонды классифицируются следующим образам:

  1. По принадлежности:

собственные;

арендованные.

  1. По характеру использования:

– действующие;

– бездействующие.

  1. По степени воздействия на предмет труда и степени участия в производственном процессе:

– активные;

– пассивные.

Учет, оценка и планирование основных фондов ведутся в натуральной и стоимостной формах. Натуральная форма учета необходима для определения их технического состояния, производственной мощности предприятия, степени использования оборудования, резервов повышения выработки на оборудовании, составлении паспортов оборудования и других целей. С помощью натуральных показателей учет осуществляется отдельно для каждой группы основных средств. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его прибытия и выбытия.


Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных средств, их динамики и структуры, расчета амортизационных отчислений, показателей использования, экономической эффективности капитальных вложений.

Существует несколько видов оценок основных фондов, связанных с их длительным участием и постепенным изнашиванием в процессе производства:

  1. Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат на приобретение средств, их доставку и монтаж. Оценка основных средств по первоначальной стоимости используется для учета их на балансе предприятия, поэтому данную стоимость также называют балансовой.

  2. Восстановительная стоимость– это затраты на воспроизводство основных средств в современных условиях, как правило, она устанавливается во время переоценки основных средств, которую проводят для определения их истинной стоимости с учетом темпов инфляции и научно-технического прогресса.

  3. Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных средств и суммой начисленного износа. Остаточная стоимость показывает реальную стоимость основных средств.

  4. Ликвидационная стоимость – стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов основных фондов . Если ликвидационная стоимость оборудования превышает его остаточную стоимость, разница между ними представляет собой доход предприятия, в противном случае эта разница является убытком.

Для определения реальной единообразной стоимости основных фондов организаций в современных условиях и создания предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране проводится их переоценка, которая дает объективные данные об основных фондах, их общем объеме, отраслевой структуре, техническом состоянии, территориальном разделении.
7.2. Износ и амортизация основных фондов
Износ – это технико-экономическое понятие, выражающее уменьшение степени дальнейшей эксплуатационной пригодности или уменьшение потребительской привлекательности тех или иных свойств объектов основных фондов со временем. Различают физический и моральный износ.

Физический износ – это постепенная утрата основными средствами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящая не только в процессе эксплуатации, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Физический износ основных фондов зависит от качества основных фондов, их технических характеристик (конструкция, вид и качество материалов, качество постройки зданий и монтажа оборудования); особенностей технологического процесса (скорость и сила резания, подачи и т. п.); времени их действия (количество дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену); степени защиты основных средств от внешних условий (жара, холод, влажность, атмосферные осадки); качества ухода за основными средствами и их обслуживания; квалификации рабочих и их отношения к объектам основных средств.



Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных средств. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие объекты основных средств ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или текущая замена). Частичный износ возмещается путем ремонта.

Моральный износ – это потеря стоимости, или обесценивание основных средств, т. е. потеря их стоимости до наступления физического износа. Моральный износ выступает в двух формах. Первая форма – уменьшение стоимости машин или оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Вторая форма морального износа обусловлена созданием и внедрением в производство более производительных и совершенных видов оборудования. Морально устаревшее оборудование необходимо заменять до срока его физического износа.

Частичное возмещение морального износа достигается за счет модернизации основных средств, а полное – за счет замены на новое.

Амортизация – это денежное возмещение износа основных средств путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции (т.е. в себестоимость). Амортизация осуществляется в целях полной замены основных средств при их выбытии. Сумма амортизационных отчислений зависит от стоимости объекта основных средств, времени эксплуатации.

В целях определения амортизационных отчислений, учитываемых в составе расходов при определении налогооблагаемой прибыли, предприятия начисляют амортизацию одним из следующих способов:

  1. Линейный (способ равномерно списания) – исходя из первоначальной стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта.

  2. Нелинейный (способ уменьшаемого остатка) – исходя из остаточной стоимости основных средств и нормы амортизации.

  3. Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования –исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе – количество лет срока службы объекта.

  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из объема выпуска продукции в натуральном выражении в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования основных средств.



7.3. Показатели использования и состояния основных фондов
Наиболее полное и более эффективное использование основных фондов дает возможность повысить пропускную и провозную способность отдельных участков и железных дорог в целом, ускорить доставку грузов и пассажиров, снизить материальные, трудовые и денежные затраты на единицу продукции и капиталовложения на развитие транспорта, улучшить технико-экономические показатели работы железных дорог и линейных предприятий.

Эффективность использования основных производственных фондов оценивается с помощью показателей их использования. Показатели выражают конечный результат использования всей совокупности основных фондов. К ним относятся:

1. Фондоотдача (ФО) – отношение стоимости продукции, выпущенной с использованием основных производственных фондов за год, к среднегодовой стоимости этих фондов. Фондоотдача характеризует объем продукции, приходящийся на 1 рубль, вложенный в основные фонды,
ФО = ,
где Q – стоимость годового объема продукции;

Фср.год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
На железнодорожном транспорте фондоотдача измеряется количеством приведенных тонно-километров (условно-натуральный показатель), приходящихся на один рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
ФО = ,
или в стоимостном выражении как величина доходов (Д), приходящихся на один рубль среднегодовой стоимости производственных средств:
ФО = .
2.Фондоемкость (ФЕ) – это показатель, обратный фондоотдаче, характеризующий среднегодовую стоимость основных производственных фондов, приходящахся на 1 рубль годового объема выпускаемой продукции:
ФЕ = =
Фондоемкость используется при выборе наиболее эффективных путей технического прогресса, в ценообразовании, в разработке планов.

3. Фондовооруженность (ФВ) – это отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности персонала предприятия (Ч
ср.сп):
ФВ =
Если производительность труда на предприятии растет более быстрыми темпами по сравнению с фондовооруженностью, то это свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов предприятия.

4.Рентабельность производства (фондов) – величина прибыли, приходящаяся на 1 рубль всей совокупности фондов (основных и оборотных):