Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дополнительное премирование − вид материального поощрения, направленный на достижение эффективных результатов в определенной сфере деятельности. Выплачивается по основаниям, не предусмотренным премированием за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Премированиеработников осуществляется на основе трехступенчатой системы.
I УРОВЕНЬ − условия, определяющие право работников дороги на получение премии, отражающие степень обеспечения безопасности движения поездов техники безопасности и охраны труда. Такими условиями являются:
1. Отсутствие крушений, аварий, сходов пассажирских и грузовых поездов.
2. Отсутствие тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом с работниками (кроме случаев, когда не установлена вина работодателя).
3. Непревышение количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, к аналогичному периоду прошлого года.
II УРОВЕНЬ − показатели премирования, характеризующие ключевые задачи, позволяющие оценивать результативность производственно-хозяйственной и экономической деятельности филиала (дороги), структурного подразделения.
III УРОВЕНЬ − индивидуальные показатели премирования, характеризующие деятельность работника или группы работников (комплексной бригады, смены, отдела). Показатели премирования устанавливаются из задач, поставленных перед производственным участком, структурным подразделением. Для оценки индивидуальной деятельности работника могут устанавливаться:
− конкретные производственные показатели премирования, отражающие измеримые итоги трудовой деятельности по кругу ведения;
− показатели оценки индивидуальной деятельности конкретного работника, включающие в себя сложность поставленных задач, проявление творческой инициативы, объем выполняемой работы, качество и другие критерии.
Для оценки эффективности деятельности руководителей филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» сформирована система ключевых показателей деятельности. Более подробно данная система рассмотрена в 6 разделе.
Дополнительная заработная плата
заработная плата за непроработанное, но по закону оплачиваемое время (оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных обязанностей, оплата учебных отпусков). Дополнительная заработная плата рабочих принимается на уровне 10–12 % основной заработной платы.
Контрольные вопросы:
ТЕМА 6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ
План
6.1. Особенности, принцы, структура и методы управления на
железнодорожном транспорте.
6.2. Совершенствование управления железнодорожным транспортом в
современных условиях.
6.3. Система бюджетирования на железнодорожном транспорте.
6.4. Система ключевых показателей деятельности филиалов и
структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД».
6.1. Особенности, принципы, структура и методы управления
на железнодорожном транспорте
Надежное управление – основа устойчивой работы железнодорожного транспорта. Его деятельность, по сравнению с другими отраслями экономики страны, имеет существенные особенности, что во многом определяет специфику всей системы управления отраслью.
На территории России сформировалась моноцентрическая железнодорожная сеть, которая позволяет выполнять значительные объемы перевозок.
Все эксплуатационные звенья железнодорожного транспорта взаимодействуют в рамках общей технологии, которая вместе с повышенными требованиями к организации и безопасности движения поездов, координации деятельности множества участников перевозочного процесса предопределяет необходимость непрерывного централизованного руководства эксплуатационной работой в пределах всех железнодорожной сети. Такое управление позволяет оперативно, с учетом потребностей, решать задачи первоочередного вывоза пассажиров и приоритетных грузов, в том числе в условиях стихийных бедствий и иных неблагоприятных внешних воздействий.
По существу, железнодорожный транспорт Российской Федерации функционирует как единое предприятие с управлением из единого центра, роль которого с 1 октября 2003 г. выполняет ОАО «РЖД». На него возложено хозяйственное руководство всем комплексом железнодорожного транспорта общего пользования, включая централизованное формирование и распределение доходов от создаваемой транспортной продукции, сосредоточение финансовых и материальных ресурсов для развития сети, внедрения достижений научно-технического прогресса, приобретения и ремонта подвижного состава, содержания верхнего строения пути и др.
Модель управления Холдинга ОАО «РЖД» представлена на рисунке 6.1.
Структура ОАО «РЖД» в регионе Свердловской железной дороги представлена на рисунке 6.2.
Основные принципы управления железнодорожным:
− системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных интересов с коллективными и личными);
− многомерность и иерархичность (распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований централизма и единоначалия);
− целенаправленность (плановость управления на всех участках работы).
Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением трех основных групп методов: административных (организационно-распорядительных), экономических и социально-психологических.
Административные методы основаны на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция, и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей. Основными документами организационного регламентирования на железнодорожном транспорте являются положения о железной дороге, отделении железной дороги, линейном производственном подразделении. Важную роль играют Устав железнодорожного транспорта, Правила технической эксплуатации железных дорог и отраслевые руководящие материалы, а также корпоративные стандарты, должностные инструкции и другие отраслевые документы.
Экономические методы в условиях рыночного хозяйства имеют первостепенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, прибыль, рентабельность, кредит и другие.
Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. К ним относятся выявление и моральное поощрение лучших работников и коллективов, формирование убежденности, зрелости и активности трудящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства.
На железнодорожных дорогах, как и на других видах транспорта, применяются не отдельные
Премированиеработников осуществляется на основе трехступенчатой системы.
I УРОВЕНЬ − условия, определяющие право работников дороги на получение премии, отражающие степень обеспечения безопасности движения поездов техники безопасности и охраны труда. Такими условиями являются:
1. Отсутствие крушений, аварий, сходов пассажирских и грузовых поездов.
2. Отсутствие тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом с работниками (кроме случаев, когда не установлена вина работодателя).
3. Непревышение количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, к аналогичному периоду прошлого года.
II УРОВЕНЬ − показатели премирования, характеризующие ключевые задачи, позволяющие оценивать результативность производственно-хозяйственной и экономической деятельности филиала (дороги), структурного подразделения.
III УРОВЕНЬ − индивидуальные показатели премирования, характеризующие деятельность работника или группы работников (комплексной бригады, смены, отдела). Показатели премирования устанавливаются из задач, поставленных перед производственным участком, структурным подразделением. Для оценки индивидуальной деятельности работника могут устанавливаться:
− конкретные производственные показатели премирования, отражающие измеримые итоги трудовой деятельности по кругу ведения;
− показатели оценки индивидуальной деятельности конкретного работника, включающие в себя сложность поставленных задач, проявление творческой инициативы, объем выполняемой работы, качество и другие критерии.
Для оценки эффективности деятельности руководителей филиалов и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» сформирована система ключевых показателей деятельности. Более подробно данная система рассмотрена в 6 разделе.
Дополнительная заработная плата
заработная плата за непроработанное, но по закону оплачиваемое время (оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных обязанностей, оплата учебных отпусков). Дополнительная заработная плата рабочих принимается на уровне 10–12 % основной заработной платы.
Контрольные вопросы:
-
Особенности организации труда на железнодорожном транспорте. -
Виды норм затрат труда. -
В чём отличие явочной численности от списочной? Способы расчёта явочной численности. -
Назовите способы определения производительности труда. -
Пути повышения производительности труда -
В чем отличие сдельной формы оплаты труда от повременной. Какие системы имеют данные формы? -
Какие вы знаете виды доплат и надбавок?
ТЕМА 6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
ТРАНСПОРТОМ
План
6.1. Особенности, принцы, структура и методы управления на
железнодорожном транспорте.
6.2. Совершенствование управления железнодорожным транспортом в
современных условиях.
6.3. Система бюджетирования на железнодорожном транспорте.
6.4. Система ключевых показателей деятельности филиалов и
структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД».
6.1. Особенности, принципы, структура и методы управления
на железнодорожном транспорте
Надежное управление – основа устойчивой работы железнодорожного транспорта. Его деятельность, по сравнению с другими отраслями экономики страны, имеет существенные особенности, что во многом определяет специфику всей системы управления отраслью.
На территории России сформировалась моноцентрическая железнодорожная сеть, которая позволяет выполнять значительные объемы перевозок.
Все эксплуатационные звенья железнодорожного транспорта взаимодействуют в рамках общей технологии, которая вместе с повышенными требованиями к организации и безопасности движения поездов, координации деятельности множества участников перевозочного процесса предопределяет необходимость непрерывного централизованного руководства эксплуатационной работой в пределах всех железнодорожной сети. Такое управление позволяет оперативно, с учетом потребностей, решать задачи первоочередного вывоза пассажиров и приоритетных грузов, в том числе в условиях стихийных бедствий и иных неблагоприятных внешних воздействий.
По существу, железнодорожный транспорт Российской Федерации функционирует как единое предприятие с управлением из единого центра, роль которого с 1 октября 2003 г. выполняет ОАО «РЖД». На него возложено хозяйственное руководство всем комплексом железнодорожного транспорта общего пользования, включая централизованное формирование и распределение доходов от создаваемой транспортной продукции, сосредоточение финансовых и материальных ресурсов для развития сети, внедрения достижений научно-технического прогресса, приобретения и ремонта подвижного состава, содержания верхнего строения пути и др.
Модель управления Холдинга ОАО «РЖД» представлена на рисунке 6.1.
Структура ОАО «РЖД» в регионе Свердловской железной дороги представлена на рисунке 6.2.
Основные принципы управления железнодорожным:
− системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления с территориальным, общественных интересов с коллективными и личными);
− многомерность и иерархичность (распределение функций управления по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований централизма и единоначалия);
− целенаправленность (плановость управления на всех участках работы).
Решение управленческих задач на железнодорожном транспорте, как и в других отраслях хозяйства, обеспечивается применением трех основных групп методов: административных (организационно-распорядительных), экономических и социально-психологических.
Административные методы основаны на использовании таких инструментов воздействия, как регламент, норма, инструкция, и подкрепляются приказами, распоряжениями и указаниями руководителей. Основными документами организационного регламентирования на железнодорожном транспорте являются положения о железной дороге, отделении железной дороги, линейном производственном подразделении. Важную роль играют Устав железнодорожного транспорта, Правила технической эксплуатации железных дорог и отраслевые руководящие материалы, а также корпоративные стандарты, должностные инструкции и другие отраслевые документы.
Экономические методы в условиях рыночного хозяйства имеют первостепенное значение. Они ориентируют на применение таких рычагов повышения эффективности производства, как цена, прибыль, рентабельность, кредит и другие.
Социально-психологические методы включают в себя широкий спектр приемов социальной мотивации и морального воздействия на производственные коллективы и отдельных работников. К ним относятся выявление и моральное поощрение лучших работников и коллективов, формирование убежденности, зрелости и активности трудящихся путем воздействия на их гражданские и патриотические чувства.
На железнодорожных дорогах, как и на других видах транспорта, применяются не отдельные