Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с «Я-концепцией» развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, ее, видимо, можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.

В соответствии с взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в высокой самооценке, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. Эту потребность также можно рассматривать с точки зрения стремления к самоактуализации.

Но так как позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. В результате может возникать рассогласование между идеальным и реальным Я.

Но вместе с тем, развитие «Я-концепции» – это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. «Я-концепция» – это определенная система, в которой, как отме­чалось выше, можно выделить три элемента:

1. Когнитивная составляющая «Я-концепции» или Образ Я. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ве­дущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Опи­сывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, красивый и т.д., которые, по сути, являются абстрактными понятиями и никак не связаны с конкретным со­бытием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характери­стики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутив­ные, ролевые, статусные, психологические их можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов само­описания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать себя, неповторимость своей личности через сочетания отдельных черт.


Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколь­ко объективны его знания о себе, его самооценка, об истинности Образа «Я» правомерен относительно его когнитивного компонента. Причем здесь надо учитывать, что всякая установка – не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. По­этому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей «Я-концепции».

2. Эмоционально-оценочная составляющая «Я-концепции» – самооценка. Человек как личность – самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выража­ется в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка от­ражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собст­венной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в структуру его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, само­отрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное самоудовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

3. Поведенческая составляющая «Я-концепции» заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объек­том. Особенность «Я-концепции» заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень значи­тельное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

Выделив три основные составляющие «Я-концепции», не следует забывать о том, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они нераз­рывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную «Я-концепцию» мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.



Е.Б. Перелыгина выделяет три основные модальности самоустановок, а, следовательно, связанных с этим соответствующих имиджей: Реальное «Я», Зеркальное «Я», Идеальное «Я».

Кроме трех основных модальностей установок, данным автором рассматривается еще одна разновидность самоустановки, которая играет особую роль в процессе формирования «Я-концепции» человека и соответственно его имиджа – это Конструктивное «Я» («Я» в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие конструктивного «Я-проекта» от Идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В «Я-конструктивное» трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Таким образом, значение «Я-концепции» заключается в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности клиента, определяет интерпретацию опыта и явля­ется источником его ожиданий.

Основываясь на теории Р. Бернса о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концепции, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других – его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он выступает в социальное взаимодействие. Отметим, что ни Я-концепция, ни идеальное Я, ни образ у других не совпадают с имиджем личности. Такое совпадение представляло бы некий идеальный случай, где нет необходимости в деятельности по созданию имиджа.

Однако существуют разные точки зрения на то, какое из возможных расхождений между Я-концепцией, идеальным Я и образом у других составляет наиболее острую психологическую проблему для человека. К. Хорни определяет первопричину личностных нарушений не в конфликте между Я-концепцией и непосредственным опытом индивида, а скорее в конфликте между Я-концепцией и идеальным Я, считая, что существенное расхождение между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Значимость этого противоречия усиливается благодаря тому, что образ у других во многих случаях точнее отражает то, чем мы являемся на самом деле, чем Я-концепция, которая подвержена предрасположению в пользу собственного Я. Тем самим конфликт между идеальным Я и образом у других фактически вбирает в себя тот конфликт между Я-концепцией и идеальным Я, на который указывает К.Хорни. Следовательно, именно расхождения между Я-концепцией, идеальным Я и образом у других служат источником активности субъекта, которая находит свое выражение в деятельности по созданию имиджа.


Делая вывод по данному подходу можно подчеркнуть, что содержание имиджа определяется сущностным противоречием между содержанием идеального Я и его образа у других, то есть между тем, «каким я хотел бы быть», и тем «каким я являюсь для других». В свою очередь, имидж проецируется на Я-концепцию личности, что приводит к изменениям в ней, которые выражаются в приближении ее к идеальному Я.

Таким образом, построение «Я-концепции» имеет огромное значение в формировании индивидуального имиджа. А имидж, в свою очередь, – это «высвечивание» своих сильных и умелое использование слабых сторон. Но без знания основных подходов в формировании целостного образа, имиджмейкер рискует упустить нечто важное, без чего невозможно достичь желаемого результата.
2.2. Имиджирование как форма самопрезентации
Рассматривая основные подходы к имиджу, мы выявили, что он может быть произведением социального искусства, с использованием культурных форм, в его субъективной (личностной) и ролевой (образной) выразительности.

В связи, с чем необходимо рассмотреть имидж как форму самопрезентации, управления впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям, и изменении его (перевоплощении) с учётом конкретной ситуации.

В современном обществе каждый человек должен владеть искусством самопрезентации. Особенно значимо это для тех людей, чья профессия и должность является публичной. Если речь идёт о фирме, то здесь носителем имиджа является руководитель, его коллектив, их процесс деятельности, товар, или услуга. Все это можно отнести и к сфере политики, педагогики, шоу-группы, и многому другому. Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, умение делать выбор, адекватность поведения новым культурным нормам дадут человеку возможность уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встречается  в работах И. Гоффмана, выдвинувшего концепцию «социальной драматургии». Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия. По его мнению, «независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Такой контроль возможен преимущественно путем воздействия на «определение» им ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами». Сам термин «управление впечатлением» говорит о том, что данный процесс можно выстраивать, в связи с этим появляется необходимость искать пути реализации этого процесса.


В определении понятия «самопрезентация» можно остановиться на следующих подходах. Ж. Тедеши и М. Риес дают такую трактовку: «…самопрезентация это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определенное впечатление у окружающих»17. Однако в разных литературных источниках часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением (И. Гофман, М. Снайдер), самоподача (В.В. Хороших, И.И. Петрова), самопредъявление (Ю.П. Кошелева). Рассмотрим отдельно каждую трактовку.

Е.Л. Доценко рассматривает управление образами как один из видов манипуляции. А манипуляция в данном случае представляет собой вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Другие исследователи (В.В. Хороших, И.И. Петрова) определяют самоподачу как способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия18.

 Ю.П. Кошелева использует понятие «самопредъявление», под которым понимает трансляцию человеком своего образа «Я» с учётом присутствия другого, выделяя в нем стратегии самоподачи и стратегии самораскрытия. Данный автор определяет «самораскрытие» как трансляцию своего образа «Я» с целью выражения личного представления человека о себе, а «самоподачу» – как трансляцию своего образа «Я» с целью создания желаемого впечатления о себе19.

О.А. Пикулёва рассматривает самопрезентацию как «постоянно предъявляемый в межличностном взаимодействии процесс представления «Я-информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта взаимодействия с учётом специфики социальной ситуации»20.

Таким образом, желание индивида показать себя с лучшей стороны, чтобы быть позитивно воспринятым окружающими, влияет, в свою очередь, на самооценку и самоуважение. Самопрезентация относится к стремлению человека представить свой желаемый образ как для аудитории во вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Целенаправленно или нет люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых – осознанно.