Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тот факт, что Германия яростно настаивала на признании Словении и Хорватии, вызвал обвинение в адрес немецкой внешней политики в одностороннем и преждевременном содействии разделению государств29. Критики утверждали, что это ускорило распад Югославии. Но распад многонационального государства был в первую очередь вызван самими региональными акторами. Однако тот факт, что Германия признала Хорватию и Словению до того, как стали известны результаты независимой экспертной комиссии, созванной Еврокомиссией и возглавляемой французским конституционным судьей Бадинтером, был критическим30. Это пошатнуло доверие к ЕС.

Действия немецкой внешней политики вызвали большие симпатии в Хорватии, но в сербских СМИ они были раскритикованы. В ЕС немецкая политика признания подпитывала подозрения, что объединенная Германия хочет снова взять на себя ведущую роль среди европейских держав с помощью политики в отношении Югославии31. Французские элиты опасались, что «зоны влияния Германии» могут расшириться на юго-восток Европы32. Кроме того, во Франции Германия считалась «державой-покровительницей Хорватии»33. Географическая близость, немецкий туризм на побережье Далмации и немалое количество хорватских гастарбайтеров в Германии были названы причинами германо-хорватской дружбы34.

Выбор даты для признания Боснии и Герцеговины показывает, насколько внимательно рассматривались в ЕС события в бывшей Югославии: 6 апреля - прежде всего годовщина немецкой бомбардировки Белграда во Второй мировой войне, положившей начало разрушению первого югославского государства35.

Второй этап – Боснийская война. После признания Евросоюзом Хорватии и Словении 15 января 1992 года о своей независимости объявила и Босния и Герцеговина (3 марта 1992 г.). Чуть позже началась война между боснийскими сербами, поддерживаемыми Югославской народной армией, и боснийскими мусульманами. Спустя месяц государства ЕС признали Боснию и Герцеговину — правда, на этот раз инициатива признания исходила от США, которые 7 апреля поддержали разом все новые республики (Словению и Хорватию они до этого не признавали), европейцы же колебались. Причем стоит отметить односторонность признаний, появившиеся сербские национальные республики, Республика Сербская Краина и Республика Сербская (образования на территории нынешних Хорватии и Боснии и Герцеговины), так и не были признаны международным сообществом.

На фоне стремительно нарастающих боевых действий
, характеризующихся массовыми нарушениями прав человека, ЕС и ООН пытались облегчить бедственное положение населения за счет гуманитарной помощи и создания защитных зон. С этой целью под верховным командованием ООН и при содействии НАТО была создана обширная миротворческая миссия ООН (СООНО), в которой, в частности, участвовали Франция и Великобритания.

С другой стороны, международное сообщество пыталось положить конец боевым действиям и установить мир в Боснии. Однако различные планы прекращения огня и мира, самым важным из которых был план Вэнса-Оуэна от 28 октября 1992 года, потерпели неудачу36. Только дипломатическое и военное вмешательство США положило конец конфликту спустя три с половиной года. Но на этом не закончился конфликт в преимущественно албанско-сербском крае Косово, также стремившемся к независимости.

Восприятие конфликта и определение интересов и целей Германии на этом этапе лишь немного отличались от таковых на первом этапе конфликта. Берлин продолжал интерпретировать конфликт прежде всего как сербскую агрессивную войну. Этнические чистки в других республиках (Хорватия и Босния) наблюдались и документированы, в том числе международными организациями37, однако их игнорировали вплоть до окончания боевых действий, главными виновниками боевых действий оставались сербы.

Цели ФРГ включали прекращение насилия в Боснии и поиск политического решения, которое позволило бы беженцам из Балкансих стран скорее покинуть Германию и вернуться домой (Федеративная Республика приняла на себя основную тяжесть волны беженцев, приняв 70% всех, кто просил убежища в других европейских странах38), устранить угрозы общеевропейской безопасности и обеспечить стабильность в Европе. Кроме того, Берлин все больше беспокоил авторитет и способность действовать европейских и международных организаций, пытавшихся урегулировать конфликт.

На этой второй фазе конфликта для внешней политики Германии возникли две новые проблемы. С одной стороны, Федеративная Республика Германия дипломатически занимала позицию “ястреба” Евросоюза из-за активного давления с целью признания двух республик-правопреемников Хорватии и Словении.

С другой стороны, у Берлина были скованы руки в оказании необходимой помощи своим странам-фаворитам. Да, еще с 1991 года Европа решила ввести санкции против Югославии, но на новые регионам они не распространялись, так как они могли выразить согласие с ценностями ЕС и продолжать получать помощь за счет выгодного торгового соглашения между Югославией и ЕС

39, что фактически означало, денежную поддержку сепаратизма. Однако, одних лишь экономических мер было мало, стало ясно, что к 1992 году ключевую роль стали играть военные инструменты кризисного регулирования – в виде, так названной впоследствии, гуманитарной интервенции. Однако возможности Берлина вмешиваться в эти военные действия были сильно ограничены, поэтому ФРГ настаивало на максимально жестких санкциях40.

И если на первом этапе политика Германии в отношении Югославии следовала четкой концепции, то теперь конфликт разросся до такой степени, что необходимо было активно использовать наднациональные структры. Поэтому в первую очередь речь шла о многосторонних посреднических усилиях, сначала Международной конференции по бывшей Югославии под совместным председательством посредников ЕС и ООН (первоначально Дэвида Оуэна и Сайруса Вэнса), затем Контактной группы, параллельно осуществляя жесткий курс санкций против сербских государственных объединений41.

Кроме того, на фоне опыта первого этапа, солидарность с наиболее важными союзниками, Францией и США, приобрела большее значение. Берлин сначала стремился сблизиться с Парижем в рамках совместных франко-германских инициатив, но затем ориентировался больше на Вашингтон, особенно в связи с его решением отменить эмбарго на поставки оружия в Боснию42.

По указанным причинам немецкий вес был ограничен в институтах, которые имели решающее значение для международного урегулирования кризисов на этом этапе, а именно в контактной группе, в Совете Безопасности ООН и в НАТО. В Контактной группе роль Берлина заключалась в первую очередь в оказании дипломатического давления на Хорватию, чтобы добиться ее согласия с предлагаемыми политическими решениями и убедить ее улучшить отношения с боснийским мусульманским правительством.

Кроме того, Берлин пытался найти баланс между французскими и американскими позициями. На этом этапе США придерживались политики отмены эмбарго на поставки оружия Хорватии и Боснии и выборочных ударов с воздуха по Сербии и боснийским сербам. Париж, со своей стороны, продолжал поддерживать эмбарго на поставки оружия для всех воюющих сторон: вместе с Великобританией, даже после обстрела Сараево в феврале 1994 г., он сопротивлялся давлению США с целью отменить это эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам
43.

Однако вскоре две противоположные точки зрения на возможные стратегии решения конфликта — сдерживание конфликта посредством нейтрального посредничества и принуждение к миру — открыто столкнулись друг с другом в контактной группе между Великобританией и Францией с одной стороны и США и Германией – с другой44. Только инициативы США весной и летом 1995 г. разрешили эту тупиковую ситуацию. Силовой вариант был успешно реализован в рамках операций Буря и Молния, которые уничтожили Сербскую Краину и сделали 200-250 тысяч сербов беженцами45.
Непосредственно военная составляющая была продумана и разработана при участии американских военных советников, более того Хорватия имела доступ к информации разведки НАТО о состоянии ополчения сербского населения Краины46. На данный момент эту операцию признали военным преступлением по решению Международного Трибунала по Бывшей Югославии47, а в 1995 году оперативное прекращение конфликта и принуждению к миру местных сербов завершило Хорватскую войну. Судьба боснийских сербов была предрешена. ФРГ устраивал такой сценарий, так как по словам министра иностранных дел ФРГ К.Кикеля: «дипломатические возможности (Германии) оказывать воздействие уже исчерпаны»48.

В августе 1995 года США активно доминирует в Контактной группа по Боснии и Герцеговине, ФРГ активно поддерживает инициативы США по бомбардировке сербов и поставки оружия боснийцам, апогеем становится операция НАТО Обдуманная сила. Имея на фоне успешный для мирового сообщества факт применения силы в Хорватии, авиация НАТО с 30 августа 1995 года начинает бомбить сербские силы, чтобы заставить их принять условия США. В результате бомбардировок были уничтожены или повреждены многие радарные установки, склады оружия и боеприпасов, командные пункты, средства ПВО, мосты, уничтожено большое количество телекоммуникационных центров, радио- и телетрансляторов, трансформаторных подстанций, линий электропередач, резервуары воды и другие жизненно важные объекты инфраструктуры. Под прикрытием натовских самолётов, используя фактор уничтожения военного потенциала сербов, мусульманские и хорватские войска предприняли серьёзное наступление, заняли 400 км² сербских территорий и изгнали оттуда более 50 тысяч сербов49.

Таким образом, открылась дорога к мирному урегулированию конфликта. По мнению, министра иностранных дел Германии Кикеля, важную роль в определении условий должны были сыграть США и европейские страны: “Необходимо использовать традиционные связи отдельных стран с воюющими сторонами; ФРГ поддерживает особенно тесные отношения с Хорватией, США – с мусульманами, Россия способна оказать серьезное воздействие на сербскую сторону”
50.

Но несмотря на ожидания, Германия играла второстепенную роль в мирных переговорах в Дейтоне. Тем не менее, Берлин смог воспользоваться тем, что территориальный раздел Боснии в Дейтонском мирном соглашении основывался на идеях, выдвинутых Берлином и Парижем летом 1993 г. (план Кинкеля-Юппе)51 - они стали в модифицированном виде основой посреднических усилий контактной группы и, в конечном счете, Дейтонских соглашений.

Третий этап: война в Косово. Во многих отношениях Косово лежит в основе проблемы бывшей Югославии: именно там в 1989 году начался распад государства, и именно здесь Сербия инициировала свою этно-националистическую политику, приведшую к радикализации косовских албанцев. Тем не менее, проблема Косово долгое время оставалась без внимания международного сообщества52.

Косово не было включено в Дейтонские соглашения; однако международное сообщество впервые обозначило факт: США и союзники способны поддержать сепаратистские тенденции прямым военным вмешательством. Более того, Вашингтон занимался подготовкой боевиков из так называемой Армии Освобождения Косова, отправляя в их тренировочные лагеря инструкторов ЦРУ53. НАТО все больше стремилась решить проблему военным путем, однако, оставался вопрос правомерности подобного вмешательства. Поэтому была предпринята еще одна попытка мирного урегулирования конфликта в феврале 1999 года. По итогам переговоров страны НАТО предложили сербам подписать Рамбуйские соглашения, подразумевающие помимо автономии Косова в составе Сербии, “размещение 30 000 военнослужащих НАТО для поддержания порядка в Косове; беспрепятственное право прохода для войск НАТО по югославской территории, включая Косово; и иммунитет НАТО и его агентов к югославскому законодательству”.

Данный документ выглядел как ультиматум или же издевательство над суверенитетом Белграда54. Россия и Сербия отказались его подписать, в то время как США, Британия и албанские сепаратисты поддержали такое соглашение. Что же касается Берлина, то ФРГ, хотя формально и входило в группу по бывшей Югославии, на деле не являлась значимым актором в начале 1999 года. В ходе переговоров оказалось, что их участники далеко не равны: самые важные инициативы обсуждают между собой лишь представители США, Британии и Франции, к менее имеющим значение вопросам за стол переговоров допускают других членов НАТО (Германия, Италия), а уж совсем незначительные раунды, имеющие своей целью лишь информирование и подтверждение инициатив предлагались к проведению с участием представителей России