Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 768
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Афинское государство в эпоху классики
Демократические реформы V в. до н.э. Эпоха классики в Афинах явилась временем расцвета демократического строя. В целях окончательного ослабления влияния аристократии в 462 г. до н.э. была проведена реформа Ареопага (реформа Эфиальта). Ареопаг потерял свои политические функции: право утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц. За ним были сохранены только некоторые судебные полномочия (суд по уголовным делам). По реформе Эфиальта была также учреждена коллегия номофилаков (стражей закона) из 7 членов. Коллегия следила за тем, чтобы в решениях народного собрания, Совета 500 и в действиях должностных лиц не было ничего противозаконного.
Были расширены права граждан по занятию государственных должностей. Право избираться в архонты получили лица 2-го и 3-го имущественных разрядов. По реформе Перикла была введена оплата государственных должностей, что позволило даже неимущим гражданам участвовать в управлении государством и отправлять должности. Правда, обратным результатом этой реформы стала нехватка средств в казне и необходимость ограничения числа граждан. В связи с этим по предложению Перикла был принят закон о гражданстве (450 г. до н.э.). Гражданином признавалось лишь лицо, рожденное от афинских граждан, отца и матери. Лица, происходившие от смешанных браков, потеряли права граждан.
Только в V в. до н.э. стала применяться процедура остракизма: первый был проведен в 488 г., последний – в 417 г. до н.э. На смену ему был введен институт графé паранóмон – «иск о противозаконии». В течение года после принятия закона против его автора мог быть выдвинут иск в случае, если этот закон нарушал демократическую конституцию Афин. Удовлетворение иска могло повлечь за собой наказание вплоть до смертной казни.
Государственный строй Афин в классическую эпоху. Для афинского государства в эпоху классики было характерно применение принципа разделения властей. Законодательная власть была сосредоточена в руках народного собрания (экклесии), исполнительная – в руках Совета 500
и магистратов, судебная – у гелиэи и нижестоящих судебных органов.
Экклесúя – «собрание вызванных». Граждане призывались на народное собрание глашатаями, ходившими по стране. В собрании могли принимать участие все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Собрания проводились от двух до четырех раз в месяц на холме Пникс в Афинах. О повестке дня собрания граждане извещались заранее. На народном собрании могли обсуждаться вопросы внешней политики, обороны, финансов, продовольственного снабжения. Главная функция экклесии заключалась в принятии законов (νόμος – «номос») и декретов (ψήφισμα – «псефизма»). Псефизмы издавались по частным вопросам на основе уже существующего законодательства. В 403 г. до н.э. была введена более сложная процедура принятия законов, которая привела к усилению роли судебной ветви власти в принятии законов (и исказила действие принципа разделения властей). Законопроект подлежал не только предварительному обсуждению в Совете 500 и принятию в экклесии, но окончательно принимался уже в особой коллегии номофетов, выделенной из состава гелиэи. Для введения в силу псефизмы было достаточно одного голосования в народном собрании. Принятие закона в коллегии номофетов проводилось в форме импровизированного судебного процесса. Автор законопроекта выступал в роли обвинителя старых законов, пять синегоров (адвокатов) – в роли их защитников. Решение принималось голосованием номофетов.
В экклесии также проводилось избрание должностных лиц и заслушивались их отчеты. Голосование могло осуществляться двояко: открыто (путем поднятия рук) и тайно (путем подачи черепков, цветных камешков или бобов).
Булé (Совет 500) включал в себя представителей фил, которые избирались по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Срок полномочий булевтов – один год. Внутри Совета сохранялось деление членов по филам. Представители одной филы занимались его делами только одну десятую часть года. Такой срок получил название притании, а сами действующие булевты стали называться пританами. Ежедневно из состава пританов по жребию избирался председатель –
эпистат. Ему вручали государственную печать, казну и ключи от храмов с государственными документами. Если день председательства в Совете совпадал с днем проведения народного собрания, эпистат также председательствовал на экклесии, являясь, по сути, главой афинского государства на один день. Пританом можно было стать только два раза в жизни. Учитывая, что количество афинских граждан было небольшим (в разное время оно колебалось от 20 до 40 тыс.), почти каждый их них становился членом Совета. Совет 500 выступал и в качестве рабочего органа народного собрания, и в качестве самостоятельного органа власти. В первом случае буле готовил дела для обсуждения в собрании и предлагал проекты его решений. Без предварительного обсуждения в Совете, решение, принятое в народном собрании, считалось незаконным. Это должно было уберечь экклесию от принятия непродуманных решений. В качестве самостоятельного органа власти Совет действовал в перерывах между сессиями народного собрания. Он отвечал за государственные финансы и оборону страны, вел афинскую дипломатию и ведал делами Афинского морского союза (симмахии) – международного объединения полисов под властью Афин. Совет 500 также вел наблюдение за действиями должностных лиц и обладал правом привлечения их к ответственности.
Магистраты (должностные лица) были двух видов: регулярные (обычно избирались на один год) и экстраординарные. Экстраординарные магистраты (эпимелеты) выполняли определенные поручения в установленный срок (например, надзиратели за постройками, послы и др.). Все должности в полисе были выборными, срочными, почти все они являлись коллегиальными. Подавляющее большинство из них оплачивалось государством. Занятие должностей (кроме судейских) было доступно только лицам первых трех имущественных разрядов. Финансовые должности могли замещаться исключительно богачами, так как в случае каких-либо растрат и хищений из казны, магистрат должен был отвечать своим имуществом. Избрание на финансовые и военные командные должности проводилось путем открытого голосования на народном собрании, остальные должности замещались по жребию (в том числе должности архонтов – с 487 г. до н.э.). Лицо, вступавшее в должность, подвергалось особой проверке на благонадежность и способность к исполнению службы. Проверка носила название докимасúи. Во время докимасии выявлялись данные о происхождении лица, его отношении к родителям, службе в армии и уплате налогов. Данные подтверждались свидетелями. Представление ложных сведений могло повлечь за собой судебное преследование. Особое значение в Аттике V в. до н.э. приобрела должность стратега. Стратеги первоначально избирались по одному от каждой филы, затем от всего состава граждан. На должность могло претендовать лишь лицо, состоящее в браке и имеющее недвижимость. Она была доступна только состоятельным лицам, поскольку не оплачивалась государством. Коллегию
стратегов поначалу возглавлял архонт-полемарх, затем из ее состава стали выбирать особого руководителя – стратега-автократора. Прежде всего стратеги осуществляли военные функции: командование армией, строительство крепостей, расходование средств на военные нужды и т.д. Но одновременно с этим они участвовали в работе Совета 500, вели вместе с ним афинскую дипломатию, могли созывать чрезвычайные сессии народного собрания. Стратег-автократор приобрел значение руководителя во всей Аттике. Должность стратега требовала знаний и опытности, поэтому среди афинских должностей она была единственной, на которую можно было переизбираться неограниченное количество раз. Но провинившийся стратег мог быть отозван до срока и присужден к тяжелому наказанию, вплоть до смертной казни. Помимо данной должности в афинском государственном аппарате находилась масса других должностей. Выборные должности имелись и на местах: в филах и демах.
Судебная система классических Афин. Высшим судебным органом была гелиэя – суд присяжных. Он получил название в честь бога солнца Гелиоса, так как заседания суда проводились в дневное время суток (в отличие от Ареопага, вершившего священный суд по ночам). Гелиэя формировалась по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Имущественный ценз для гелиаста не требовался. В составе суда присяжных 6 000 чел. – 5 000 действующих судей и 1 000 запасных. Гелиэя делилась на десять коллегий – дикастерий. В каждой коллегии по 500 судей и 100 запасных. Обычно же в суде заседал 501 судья (требовалось нечетное количество голосов). Для предотвращения злоупотреблений судей по жребию распределяли по судебным помещениям, так что никто из них заранее не знал о существе разбираемого дела. Гелиэя выступала в качестве суда первой инстанции по делам особой важности: о преступлениях против государства или должностных. Во всех остальных случаях она являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Определенными судебными полномочиями обладали народное собрание и Совет 500. Народное собрание могло рассматривать дела по особо тяжким преступлениям, а Совет принимал доносы о государственных преступлениях и разбирал самостоятельно менее важные дела, обладая лишь правом наложения штрафа не более 500 драхм.
Судами по уголовным делам выступали Ареопаг, суд эфетов и коллегия 11. Ареопаг после реформы Эфиальта рассматривал дела о предумышленном убийстве, нанесении ран с целью причинения смерти, о поджогах и отравлениях со смертельным исходом, а также святотатстве. Суд эфетов вел дела о непредумышленном убийстве, убийстве дозволенном или не преследуемом законом (дозволенное убийство: убийство любовника жены или вора, пойманного на месте преступления, убийство при самообороне; убийство, не преследуемое по закону: случайное причинение смерти товарищу на войне или противнику на спортивном состязании). Эфетам были подсудны и дела об убийстве метека или раба, приравнивавшиеся к неумышленным преступлениям. Одна из четырех коллегий суда эфетов (возле Пританея) выполняла функции церемониального суда, разбиравшего дела в тех случаях, когда преступник неизвестен или смерть причинена человеку животным или неодушевленным предметом. Коллегии 11 были подсудны остальные уголовные дела (прежде всего дела об имущественных преступлениях). Она также вела наблюдение за исполнением наказаний и осуществляла надзор за тюрьмами.
Судами по гражданским делам являлись суд диэтетов (третейский суд) и суд коллегии 40. Подсудность дела определялась суммой иска: если она не превышала 10 драхм, дело рассматривалось членами коллегии 40, заседавшими по филам (по четыре человека), если сумма была большей – то диэтетами.
Значительную роль в судебной системе продолжали играть архонты. Архонты-фесмофеты осуществляли руководство афинскими судами. Архонт-эпоним мог рассматривать жалобы граждан и привлекать к суду; его ведению подлежали семейные дела, дела о сиротстве, о наследствах и пр. Архонт-басилей был председателем суда Ареопага; он разбирал споры между родами и жрецами по богослужебным вопросам, дела о нечестии и жреческих правах. Архонт-полемарх вел дела метеков.
Афинская судебная система выделяла различные судебные инстанции и допускала апелляционное производство. Апелляция от Совета 500 велась к народному собранию, а от собрания к гелиэе. Также можно было апеллировать к гелиэе от диэтетов и архонтов. Решения гелиэи обжалованию не подлежали, исключение составляли лишь дела, связанные с иностранцами, когда по заключенным договорам можно было апеллировать от гелиэи к международному суду.