Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



3.2. Афинское право


Источники права. В древнейшее время источниками права были обычаи. В эпоху архаики зарождается законодательство. Самые древние афинские законы, Законы Драконта 621 г. до н.э.,
в своем первозданном виде не сохранились. Известно, что Драконт установил процедуру судебного разбирательства по делам об убийствах, ввел запрет на кровную месть и различал предумышленное и непредумышленное убийства (последнее наказывалось не смертной казнью, а изгнанием). По Законам Драконта можно было судить не только людей, но и животных и неодушевленные предметы. В законах были предусмотрены суровые наказания за незначительные преступления, вроде кражи овощей или плодов, так что эти законы стали символом всех вообще жестоких законов («Драконовские законы»). В дальнейшем большая часть Законов Драконта была отменена Солоном. Были сохранены только положения об убийстве, нанесении ран и попытке установления тирании.
В начале VI в. до н.э. Солон ввел в Афинах свое законодательство, которое послужило основой афинского права в конце архаики и в классическую эпоху. Важным нововведением Солона стало также установление исономии, равенства всех граждан перед законом.

Регулирование имущественных отношений. Афинское право не проводило четкого различия между вещами. Оно выделяло «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относились земля, скот, рабы. Ко второму – деньги и драгоценности. Они «невидимы», так как используются в качестве средства обращения и могут ускользать от налогообложения и конфискации. Афиняне уже различали понятия собственности и владения, но в законодательстве отсутствовало точное определение прав собственника. (Не было даже особого термина для обозначения совокупности данных прав.) Право выделяло государственную и частную формы собственности. Особое развитие институт частной собственности получил после реформ Солона. Однако даже в это время частная собственность на недвижимость могла принадлежать только гражданам, метеки и прочие иностранцы ею не обладали. Таким образом, отношения собственности были поставлены в прямую зависимость от принадлежности к гражданской общине. Ограничениями прав собственников были и так называемые литургии – повинности, наложенные на состоятельных афинских граждан. За свой счет они были обязаны

снаряжать военные корабли и их экипажи, готовить театральные представления, организовывать гимнастические состязания и т.д. Литургии выступали своеобразным налогом на имущество богатых лиц.

Выделялось два вида обязательств: вольные и невольные (известны по Никомаховой этике Аристотеля). Вольные обязательства – вытекающие из договора, невольные – вытекающие из причинения вреда (из деликтов). В первом случае основанием обязательства служило соглашение любого рода. Афинское право знало разные виды договоров: купли-продажи, найма, товарищества, займа, поклажи и др. Договор мог быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Договор купли-продажи обычно заключался без письменного оформления. Право собственности переходило на покупателя с момента достижения договоренности о цене и оплате за покупку. Продавец обязан был дать гарантию от эвикции вещи и возместить убыток в случае обнаружения в ней скрытых недостатков (после ее продажи). В Афинах свободно продавались любые вещи, но приобретателем недвижимых вещей мог стать лишь гражданин полиса. Предметом купли-продажи являлись также рабы. Но торговля рабами была поставлена под контроль государства. Она могла осуществляться строго по определенным дням (в первый день каждого месяца), в отведенном месте и специально назначенными лицами, подобные сделки были обложены налогом в пользу казны. В письменную форму, как правило, облекались договоры товарищества или найма, заключенного с товариществом. Участники договора товарищества делали вклады в общее имущество для осуществления определенной цели. Доходы и убытки распределялись между членами товарищества в зависимости от заключенного соглашения, при отсутствии определенных условий – пропорционально сделанному вкладу. Договор поклажи предполагал хранение вещи с условием ее возвращения по первому требованию хозяина. Договор о хранении денег оформлялся с помощью особой расписки – хирографа, выполненной на коже. Большое распространение в Аттике имели договоры займа. До Солона выполнение данного обязательства гарантировалось личной ответственностью должника. Солон ликвидировал долговое рабство. В результате распространение получили другие средства обеспечения долговых обязательств – залог и поручительство. Они применялись и в случае возникновения других обязательств. Формой залога была ипотека
, при которой заложенная вещь оставалась во владении и пользовании должника, и только в случае невыплаты долга она переходила к кредитору (широко применялась земельная ипотека). Обязательства могли возникнуть и из причинения вреда. Такого рода обязательства влекли за собой возмещение ущерба пострадавшей стороне. Если ущерб причинен умышленно, следовало возмещение в двойном размере. За вред, причиненный рабом, ответственность нес его хозяин; за вред, причиненный ребенком, отвечал его отец.

Брачно-семейное и наследственное право. Вступление в брак являлось обязательным, уклонение от него рассматривалось как забвение культа предков. В целях сохранения чистоты крови и удержания собственности за определенными родами в Афинах не только допускались, но и приветствовались близкородственные брачные союзы. Для дочерей-наследниц отцовского имущества такие браки были предписаны законом. Вступление в брак запрещалось родителям и детям, брату и сестре, рожденным от одних отца и матери (но разрешался брак между братом и сестрой по отцу). Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты (либо другим ее родственником или опекуном). Договор, особенно в раннее время, носил характер покупки невесты. Для действительности союза требовалось также выполнение особого обряда, во время которого невесту в торжественном порядке вводили во фратрию мужа. Первоначально отец обязан был давать за дочерью приданое. Солон отменил этот обычай, но если невесту выдавал замуж брат, то на него возлагалась обязанность дать приданое. Приданое переходило под управление мужа при условии, что оно перейдет в наследство детям, рожденным в этом браке.

В браке супруги не были равноправны. Замужняя женщина была лишена имущественной самостоятельности и не могла вступать в сделки от своего имени. Жена обязана была вести затвор-нический образ жизни и все время проводить на женской половине дома. В случае прелюбодеяния жены муж не имел права ее убивать, но обязан был с нею развестись. Если мужчина продолжал с ней жить, он тем самым себя бесчестил и лишался всех прав гражданина. Неверная жена не могла больше посещать афинские храмы. Измена мужа не была предосудительна. Мужчина вполне мог содержать наложниц (вне общего дома) и проводить время с гетерами, обученными для развлечения мужчин. Развод для мужчины осуществлялся без особых формальностей. Если жена не была виновна в прелюбодеянии, при разводе ей возвращалось приданое. Развод по инициативе жены осуществлялся в более сложной форме: женщине необходимо было лично подать архонту-эпониму письменное заявление с изложением мотивов к расторжению брака. Архонт принимал решение по делу.


Власть отца над детьми в раннее время была довольно обширной, он вполне мог распоряжаться жизнью и свободой своих детей. Солон отменил продажу детей в рабство (исключение составлял случай продажи дочери, уличенной в связи с посторонним мужчиной). Но даже после этого отец обладал правом наказания детей, мог лишить их наследства и изгнать из дома. Отцовская власть прекращалась над сыном по достижении им 18 лет, над дочерью полновластие отца сохранялось до выхода ее замуж. Дети от наложниц получали права законнорожденных при условии их официального признания отцом (в случае отсутствия у него других законных детей). Гражданин, не имевший сына, мог усыновить чужого ребенка и передать ему свои права, если тот порывал всякие связи с прежней семьей. Дочь такого гражданина должна была выйти замуж за его приемного сына.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Законными наследниками признавались сыновья, при их отсутствии могли наследовать и дочери. При наличии сыновей дочери получали определенное содержание до выхода замуж. В случае отсутствия прямых наследников имущество могло перейти в боковую линию. Незаконнорожденные дети наследственными правами не обладали. Наследование по завещанию было установлено при Солоне и предполагало отсутствие законных детей у наследодателя. Если у него были только дочери, он должен был завещать имущество тому лицу, которое женится на одной из них и обеспечит приданым остальных. При определении действительности завещания учитывалась свободная воля наследодателя. Лишены были права составлять завещание женщины, несовершеннолетние и приемные дети.

Уголовное право. По объекту посягательства все преступные деяния можно разделить на следующие группы: 1) государственные (измена родине, оскорбление богов, святотатство, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание); 2) должностные (хищения казенного имущества, взяточничество); 3) воинские (дезертирство, уклонение от военной службы, незаконный переход из пехоты в кавалерию); 4) против семьи и нравственности (дурное обращение с родителями, прелюбодеяние жены, похищение девушки, сводничество, изнасилование); 5) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, шантаж, злостная клевета, оскорбление словом и действием); 6) имущественные (различные виды краж, поджог).