Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 775
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Внук Филиппа Августа Людовик IX (1226–1270), за свое благочестие канонизированный и получивший прозвище Святой, продолжил политику реформ. В его правление оформляются органы центральной власти. Из периодически созываемого собрания королевских вассалов, епископов и министериалов Королевская курия превратилась в постоянно действующее учреждение. Из нее постепенно выделились самостоятельные органы власти: Королевский совет, Парижский парламент и Счетная палата.
Королевский совет – постоянный совещательный орган при монархе, в котором обсуждались и принимались важные политические решения. Состав Совета не был точно определен. В него обычно входили высшие духовные и светские особы, должностные лица из королевского окружения.
Парижский парламент – высший королевский суд. (Слово «парламент» происходит от фр. parler – «говорить»; parlement – «говорение, беседа»). В XIII в. так стали обозначать судебные сессии Королевской курии, проводившиеся 3–4 раза в год. С 1260 г. заседания курии по судебным делам начали проходить отдельно от заседаний по финансовым вопросам. Это положило начало существованию Парижского парламента как самостоятельного судебного органа. В 1278 г. при Филиппе III был издан первый королевский ордонанс об организации парламента. Состав парламента включал в себя около 100 человек, в том числе президентов, советников, а также 12 пэров Франции, вершивших суд над знатными лицами. Кроме того, в работе суда принимали участие прокуроры, адвокаты, судебные исполнители и секретари. Первоначально прокуроры (или прокураторы) могли представлять не только интересы исключительно короля. Они могли быть представителями интересов частных лиц на суде, например, духовных или светских сеньоров либо даже целых коллективов – общин и коммун. В первой инстанции парламент мог рассматривать дела об «оскорблении величества» (lèse majesté), куда включались дела о посягательствах на прерогативы и интересы монарха и его чиновников (они рассматривались во время исполнения служебных обязанностей как «часть тела короля»); дела о так называемых «королевских случаях», к которым относились все дела, имевшие какую-либо значимость в общественной жизни (о фальшиво-монетничестве, поджогах, умыкании женщин и других преступлениях; перечень таких деяний не был точно фиксирован и постоянно расширялся). Вообще же во Франции действовала практика «удержанного правосудия» (justice retenue), основанная на том, что теоретически вся полнота власти принадлежала королю, а любая другая юрисдикция только делегирована монархом. Поэтому в принципе король мог принять к своему рассмотрению любое заинтересовавшее его дело, так что компетенция Парижского парламента не была четко определена. Парламент выступал и в качестве высшей апелляционной инстанции для всего королевства. В него могли обращаться с жалобами также с территорий, еще не присоединенных к королевскому домену. До Людовика IX средством кассации судебного решения были поединки с судьей: недовольная решением судьи сторона могла вызвать его на дуэль, поражение судьи в поединке автоматически отменяло его приговор. В 1258 г. Людовик Святой запретил судебные поединки во Франции, поэтому для обжалования судебного решения следовало обращаться в парламент короля. Король вообще стремился к ограничению судебной власти своих вассалов и желал подчинить их своей юрисдикции. В том же 1258 г.
в королевском домене была запрещена частная война между вассалами монарха, а вне пределов домена было установлено правило «40 дней короля». В течение этого срока феодалы должны были обратиться в королевский суд за разрешением возникшего спора. Если королевский суд за это время не сможет разрешить конфликт, по истечении его могла начаться война. Для соблюдения этого порядка во все регионы страны были направлены королевские судьи. В их исключительное ведение была передана «высшая юстиция» на местах.
Счетная палата(или Палата счетов) – финансовое ведомство. В его ведении находились сбор налоговых поступлений и контроль над расходованием бюджета, отчасти палате принадлежала и судебные полномочия в том, что касалось финансов королевской казны. Окончательно в самостоятельное ведомство Палата счетов оформилась позже, в 1320 г.
Чиновники, служившие в центральном аппарате власти, особенно в судебном, набирались из лиц, обучавшихся в университетах, где изучали римское право. Отсюда характерное их название легисты (от лат. leges – «законы»). Легисты часто происходили из среды простых горожан, своим возвышением они были обязаны только королю и преданно служили монарху.
Местное управление при Людовике IX не претерпело существенных изменений. В 1247 г. король учредил институт ревизоров (следователей). Они должны были объезжать территории государства и принимать жалобы на произвол местных чиновников. С 1254 г. такие ревизии были сделаны ежегодными. В качестве ревизоров действовали поначалу монахи-францисканцы, затем в помощь им стали назначаться советники Королевской курии. По результатам ревизий в 1254 и 1256 гг. были изданы законы, ограничившие власть местных должностных лиц. Отныне бальи и сенешалы не могли приобретать земли и жениться в своем округе, они не могли взимать налогов, не предусмотренных кутюмами, вымогать деньги или принимать подарки. При отставке с должности бальи должен был еще 50 дней оставаться на своем посту, чтобы пострадавшие могли взыскать с него убытки. После смерти Людовика IX ревизорская практика сохранилась, но сильно изменила свою направленность: главной целью самих ревизоров стало вымогательство денег.
При Людовике Святом была проведена также денежная реформа. Во Франции до этого не было единой денежной системы: все крупные сеньоры обладали правом чеканки своей монеты.
В 1262 г. был установлен новый принцип денежного обращения: «Монеты каждого сеньора обращаются только в его владениях. Монеты короля имеют хождение по всему королевству». Нововведение было дополнено выпуском полновесных золотых и серебряных королевских монет, которые стали охотно приниматься за пределами королевского домена. Так был сделан важный шаг к созданию единой денежной системы во Франции.
В целях ослабления власти феодалов король провел и военную реформу. Были организованы войска на основе найма и созданы отряды городской милиции на местах. Реформа придала бóльшую самостоятельность королевской власти в военной сфере, но роль феодального ополчения была по-прежнему велика.
Сословия и сословное представительство во Франции XIV–XV вв.
Уже в XI в. во Франции стало складываться представление о трехзвенной структуре общества. Оно было впервые четко выражено в поэме епископа Адальберона Ланского, посвященной королю Роберту II (датируется примерно 1025–1030 гг.). Там было сказано: «Дом Господний... триедин: одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся». Это представление затем воплотилось в создании трех основных сословий страны: духовенства, дворянства и третьего сословия (трудящихся). В реальной жизни могли существовать и более дробные социальные группы. Но в эпоху объединения страны и разрушения старых вассальных (иерархических) отношений горизонтальные связи начинают доминировать над вертикальными. Происходит внутренняя консолидация и юридическое оформление трех крупных сословий.
Духовенство. Оно было самым организованным и сплоченным сословием. В нем действовала жесткая дисциплина, соблюдалась строгая субординация. Духовенство состояло из трех групп:
1) высшее – прелаты (архиепископы, епископы, аббаты и приоры, настоятели небольших обителей);
2) среднее – каноники (члены совета епископа) и дьяконы (помощники епископа при богослужении);
3) низшее – кюре (приходские священники).
Особое положение в составе духовенства занимало монашество. Юридически монахи находились в состоянии гражданской смерти, ибо приносили особые обеты целомудрия, бедности и послушания, они не принадлежали самим себе, но целиком посвящали себя Господу.
Духовенство подчинялось собственной церковной юрисдикции. Оно было освобождено от военной службы, обладало правом на взимание десятины и принимало пожертвования в свою пользу. Впрочем, церковь не была избавлена от поборов в королевскую казну и обязана была делать регулярные взносы государству (с согласия папы римского). Таким образом, налоговый иммунитет церкви был сильно поколеблен правящей властью.
Дворянство. Второе сословие тоже считалось привилегированным сословием, «благо-родным». Главной обязанностью дворян была военная служба. Дворяне платят «налог кровью», поэтому от большинства других налогов они были освобождены. В частности, они не должны были платить персональную тáлью (основной прямой налог). Дворяне обладали правом на владение землей и правом передачи ее по наследству. Они могли судиться судом равных себе, а самые знатные титулованные особы – судом пэров Франции при Парижском парламенте. Особый статус дворян подчеркивался наличием символических обычаев, титулов, гербов, орденов и других знаков особого положения и почета. Со временем дворянское сословие превратилось в замкнутое и наследственное (хотя поначалу доступ в него был открыт и простолюдинам). В рыцари мог быть посвящен только сын рыцаря. Принятие в состав низшего рыцарства производилось в форме церемонии «рыцарского удара» (символического удара мечом). Право такого посвящения принадлежало любому рыцарю. Помимо наследственного дворянства в XIII в. появляется пожалованное дворянство, когда дворянские права закреплялись дарованной королевской грамотой (патенты на дворянство стали регистрироваться в Парижском парламенте). Постепенно сложилось и право на дворянское звание по службе. Оно являлось либо пожизненным, либо наследственным, если должность замещалась в двух поколениях или имела важное значение. В будущем из таких лиц составится целая сословная группа дворян мантии (gensderobe – «люди платья», робены), отличной от военного дворянства (gensd’épée –«люди шпаги»).
Третье сословие (tiers état). В его состав вошли горожане и свободные крестьяне. Оно оформилось позже двух привилегированных сословий – в XV в.
Горожане. Процесс сословного оформления в городской среде был связан с развитием во Франции коммунального движения. Под ним понималась борьба городов за освобождение от сеньориальной власти. (Коммуна – тайный союз горожан, созданный для такой борьбы и скрепленный взаимной клятвой.) В XI–XII вв. в ряде городов Северной Франции происходят коммунальные революции. Города обретают свободу и права, закрепляемые в «хартиях вольностей». Такие хартии выдавались сеньорами и подтверждались королем.
Города-свободные коммуны полностью разрывали поземельные отношения с сеньорами (земля переходила во владение города
и горожан). Горожане наделялись личной свободой, что распространялось и на пришлое население: крепостной, проживший в городе один год и один день, становился свободным. Они обладали правом на выборное самоуправление и подлежали городской юрисдикции; могли принимать участие в городском ополчении – милиции. Однако не все города Франции получили статус вольных коммун. Главные центры королевского домена и крупных сеньорий коммунами не являлись (в том числе и Париж). Это так называемые города буржуазии. Они были подчинены королю или сеньору, но имели и собственное самоуправление. Жители таких городов, буржуа, наделялись имущественными правами и личной свободой, но помимо выборного совета были подвластны королевским или сеньориальным административным и судебным органам. На юге же Франции города сохранили свое самоуправление с римских времен. Там сложились города-республики, обладавшие независимостью от сеньориальной власти.
В связи с усилением королевского влияния во Франции с конца XIII в. часть городских привилегий и коммунальных свобод была ликвидирована. В результате произошло относительное выравнивание прав жителей разных городов в общефранцузском масштабе. Это способствовало оформлению горожан в единое сословие.
Крестьяне. В отличие от других слоев общества французское крестьянство долгое время продолжало оставаться разрозненным. Оно состояло из трех основных групп: сервов, вилланов и цензитариев. Сервы – крепостные крестьяне, лично несвободные держатели земли. Сервильный статус лица определялся обычно уплатой шеважа – поголовной подати, которая по размеру не была значительной. Кроме шеважа серв должен был платить сеньору талью (taille – зарубка на деревянной бирке об уплате; талья – «бирочная подать»), размеры которой не были точно фиксированы и зависели от усмотрения господина (в натуральной и денежной форме это были самые значительные выплаты). Кроме того, крестьянин отдавал сеньору часть своего урожая – шампар («снопов хлеба»)
и выполнял барщинные работы – корве. Действовали также баналитеты – монополии сеньора на средства производства, за пользование которыми крестьяне должны были делать определенные взносы (за использование винодельни сеньора, его мельницы и т.д.). При наследовании крестьянского имущества уплачивалась подать