Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.
Судебный процесс. Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа). При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду,
если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия. От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привести соприсяжников. Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации. На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.
Контрольные вопросы
-
Какой правовой статус имели лица по Салической правде? -
Как устанавливалась личная и поземельная зависимость во франкском обществе? -
Какое административно-территориальное деление существовало в империи Карла Великого? -
Что такое варварские правды? Укажите их общие черты. -
Как осуществлялось наследование имущества по франкскому праву?
Тема 5. Государство и право средневековой
Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
Французский феодализм
В отечественной научной литературе распространено представление о феодализме как общественно-экономической формации. В западной медиевистике термин феодализм чаще всего понимается в более узком смысле – как система вассально-ленных отношений. Именно в таком смысле термин будет употребляться в данной лекции. В связи с этим под феодальным правом понимается не вся совокупность институтов и норм права, сложившихся в Средневековье, а только те из них, которые определяли отношения между феодалами – сеньорами и их вассалами. Такое понимание близко к этимологии слова «феодализм», оно происходит от слова «феод». Феод (лат. feodum, фр. fief, англ. fee, нем. Lehn) – условное держание земли, которое вассал получает от сеньора. Феод отличается от аллода условным характером обладания землей: вассал обязан нести службу с предоставленного надела в пользу сеньора. Феод сходен с бенефицием, но в отличие от него может переходить по наследству. По Кьерзийскому капитулярию короля Карла Лысого, изданному в 877 г., все бенефиции были превращены в феоды – наследственные держания земли. Поначалу право сеньора на феод было подобно праву собственности у римлян, вассал обладал лишь правом на получение доходов от феода. Но уже с XI в. права вассала увеличиваются, хотя никогда они не достигают прав полного собственника. Расширение прав вассалов приводит к появлению расщепленного права собственности на землю, столь характерного для феодализма. Оно было закреплено средневековыми юристами в терминах, созданных на основе римского права: dominium directum – прямое право собственности и dominium utile – полезное право собственности. Прямое право остается за сеньором и предполагает прежде всего контроль за распоряжением землей, находящейся у вассала. Полезное право приобретается вассалом и дает ему возможность использовать землю и извлекать из нее доход. Само понятие dominium («господство») включало в себя не только экономическое, но и политическое господство: владеющий землей обладает также правом управления и суда на этой земле. Указанные термины, основанные на римском праве, могли применяться в судах, где использовалось римское право. Во Франции оно было распространено на юге государства, отчего юг стал называться «страной писаного права», в отличие от севера, где господствовали правовые обычаи –
кутюмы (отсюда север – страна кутюмов). Использование норм римского права на севере Франции было ограничено, существовали периоды, когда оно вообще запрещалось практикующим юристам. Для защиты прав вассалов поэтому было разработано другое понятие, неизвестное римскому праву – сезина (лат. saisina). Данное понятие близко к понятию владения у римлян, но не предполагает физического контакта с вещью в данный конкретный момент времени. Феодал может покинуть страну, но если он располагает правом сезины, по возвращении он сразу вступает в права владения феодом. Таким образом, сезина – это не право владения, но право на владение вещью, зафиксированное ранее. Для возникновения такого права было необходимо давностное владение землей, сначала сроком в 1 год и 1 день, позже срок был увеличен – от 10 до
30 лет. Обладая правом сезины, вассал мог отстаивать свои права в суде против любого лица, в том числе и против своего сеньора.
Феод мог отчуждаться, но при этом должны были учитываться интересы как сеньора, так и вассала. Сеньор не мог отчуждать землю, нарушая права вассалов. Вассал тоже не мог отчуждать свой фьеф, не испрашивая согласия на то сеньора. Если вассал поступал таким образом, сеньор мог вернуть себе феод без всякой компенсации новому приобретателю. Начиная с XIII в., стало возможным передавать феод другому лицу без согласия сеньора, но при полном сохранении условий держания земли. Сеньор также должен был получить пошлину за эту операцию (она доходила до тройной суммы годового дохода от феода), он также имел право вернуть себе феод, возместив издержки новому приобретателю. Распоряжение родовыми имениями было поставлено также под контроль родственников феодала. Такие земли могли быть проданы лишь с их согласия, с XIII в. согласия уже не требовалось, но родственники сохраняли право ретракта – выкупа семейного имущества в течение определенного срока (обычно 1 год и 1 день). Вассал мог отчуждать часть своего феода собственным вассалам, являвшимся уже подвассалами, или арьер-вассалами для сеньора. Удлинение феодальной цепи и передача части феода подвассалам носит название субинфеодации. Субинфеодация тоже поначалу могла осуществляться лишь с одобрения сеньора, с XI в. согласие сеньора перестало учитываться, но в соответствии с кутюмами вводились определенные ограничения, например, можно было отчуждать не более половины феода.
Королевская власть во Франции поощряла развитие вассально-ленных отношений, которые скрепляли общество прочными связями, узами зависимости. Уже в 847 г. Карл Лысый издал Мерсенский капитулярий, который предлагал каждому свободному человеку найти себе сеньора.
Установление вассально-ленных отношений осуществлялось посредством ряда симво-лических обрядов. Они состояли из трех процедур: оммажа, фуа и инвеституры. Оммаж (от фр. homme – «человек») – процедура установления личной зависимости, во время которой одно лицо признавало себя «человеком» другого лица. Во время оммажа вассал с непокрытой головой и без оружия становился на колени перед сеньором, вкладывал свои руки в руки сеньора и признавал себя его человеком. Сеньор целовал вассала в уста и поднимал с колен. Обряд порождал пожизненное обязательство, подобное брачному союзу (юристы XII в. сравнивали договор оммажа с договором брака). Оммаж создавал очень прочную связь между людьми: расторгнуть его по обоюдному согласию было нельзя, только в одностороннем порядке в случае виновности другой стороны. За оммажем следовала фуа – клятва в верной службе, которая приносилась вассалом на Евангелии или на реликварии со святыми мощами. После этого проводилась инвеститура – официальное введение вассала во владение феодом. Во время инвеституры сеньор вместе с землей вручал вассалу какой-нибудь символический предмет (кольцо, перчатку, жезл и т.п.) для запоминания самой процедуры. Вассал должен был хранить этот предмет в знак того, что получил от сеньора феод. Между указанными процедурами не было жесткой связи. Так, можно было принести фуа, не принося оммажа. Также допускались оммажи без последующей передачи земли (например, если в пользу вассала устанавливалась фьеф-рента, предполагавшая получение дохода из казны сеньора). И все же традиционно оммаж дополнялся фуа и инвеститурой.
Вассальный договор накладывал на сеньора и вассала взаимные обязательства. Сеньор обязан был оказывать покровительство и в необходимых случаях прямую защиту своему вассалу. Вассал обязан был служить сеньору. Служба вассала выражалась двойной формулой, возникшей в X в.: consilium et auxilium – «совет и помощь». Совет заключался в обязанности вассала участвовать в собраниях вассалов данного сеньора (они проводились, как правило, трижды в год по крупным праздникам) и участвовать в его судопроизводстве. Помощь выражалась в оказании военных и финансовых услуг сеньору. Военная служба вассала обычно не должна была превышать 40 дней в году и осуществлялась в границах определенной местности. Вассал должен был по требованию сеньора поставить военный гарнизон в замок сеньора или предоставить свой собственный в его распоряжение. Сеньор также обладал правом постоя и мог требовать от вассала предоставления помещения и пропитания для себя и своей свиты. Финансовая помощь сеньору могла быть предоставлена только в трех случаях: 1) при выкупе сеньора из плена; 2) при посвящении в рыцари старшего сына сеньора; 3) при выходе замуж старшей дочери сеньора. В некоторых регионах Франции к этим выплатам добавлялась четвертая – помощь сеньору при отправлении в крестовый поход (это, однако, не было повсеместным обычаем). При переходе феода по наследству уплачивалась особая пошлина –