Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 771

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

В период абсолютизма парламент из органа, представлявшего интересы сословий и в определенной мере находившегося в оппозиции к королевской власти, превращается в послушное орудие этой власти. Парламент действует уже не вопреки королевской воле, но вполне согласно ее предписаниям. Монарх при этом обладает достаточными рычагами, чтобы держать парламентариев в повиновении.

Король определял в значительной мере состав представительного органа. Монарх обладал правом назначения светских лордов, а после проведения Реформации – и духовных. Таким образом, от него зависел состав верхней палаты. Нижняя палата формировалась на основе выборов от графств и городов, но эти выборы также находились под контролем монарха. В графствах шерифы получали от правительства указания о подборе удобных кандидатов в депутаты. Что касается городов, то их участие в избирательной кампании определялось наличием соответствующей привилегии, дарован-ной монархом. Не все города наделялись таким правом, часто привилегию имели мелкие населенные пункты, где легче было добиться благоприятного для властей исхода голосования. Король обладал правом контроля над правильностью проведения выборов в парламент. В случае признания факта незаконного избрания лица, оно подлежало удалению из палаты общин. Впрочем, начиная с 1581 г. палата сама стала осуществлять такой контроль. Но в правление Елизаветы I (1558–1603) была установлена присяга для всех членов палаты общин в отношении главы государства: не присягнувшее лицо не могло находиться в ее составе. В палате лордов в XVI в. было менее 100 человек (например,
в 1563 г. – 80). В палате общин численность избранных возросла за
XVI столетие с 296 до 462.

В эпоху абсолютизма парламент заседал нерегулярно. За 118 лет правления Тюдоров он созывался 58 раз. Однако по желанию монарха представительный орган мог долго не распускаться. Созванный в 1529 г. Реформационный парламент (для проведения церковной реформы) заседал целых семь лет. Процедура голосования в палате общин первоначально предполагала голосование криком, в начале царствования Елизаветы I оно было заменено разделением голосующих (голосовавшие «за» обязаны были покинуть палату). Король мог повлиять на позицию депутатов палаты через ее спикера, который имел право предоставления слова ораторам и право прекращения выступлений. Постепенно складываются особые привилегии депутатов, которые рассматриваются пока только как королевская милость, а не как их неотъемлемые права. К таким привилегиям относятся: свобода от ареста, свобода слова в парламенте и право на внутренний парламентский контроль. Последнее право выражалось в проведении контроля палаты общин над правильностью выборов в парламент и осуществлении суда в отношении своих членов.


Парламент сохраняет свои прежние функции: законодательные, финансовые и судебные. Хотя, как и ранее, основными законами королевства считались статуты, в 1539 г. равную силу с ними получили прокламации короля, принимаемые им единолично. Свое право импичмента парламент тоже использует по желанию монарха, а не самостоятельно.

Местное управление. Местное управление осуществлялось мировыми судьями. Мировой судья назначал низших служащих: помощников шерифов в сотнях бейлифов, полицейских служащих – констеблей, коронеров (служащих, расследовавших дела о насильственной смерти), дорожных надсмотрщиков. С конца XV в. шерифы графств также оказались под контролем мировых судей. Надзор же над самими мировыми судьями были призваны осуществлять с XVI в. лорды-лейтенанты. Изначально это была военно-административная должность: лорды-лейтенанты присылались из центра для сбора местного ополчения. Со временем им были присвоены функции контроля над местной администрацией. В период абсолютизма вводится также низовая административная единица – церковный приход. Приход ведал распределением налогов среди прихожан, занимался содержанием мостов и дорог, следил за поведением членов прихода. Мировые судьи осуществляли надзор за деятельностью приходов.

Судебная система. На низшем уровне функционировали магистратские суды – суды мировых судей. Мировой судья разбирал мелкие гражданские дела и проводил предварительное следствие по уголовным делам. Дела о мелких правонарушениях решались мировым судьей самостоятельно в суммарном (от фр. sommaire – «упрощенный») порядке, без участия присяжных. Более опасные преступления рассматривались мировыми судьями в суде четвертных сессий (созывавшемся четыре раза в год), в присутствии присяжных. Продолжали действовать и разъездные суды в форме Судов ассизов. Он вели судебное разбирательство по уголовным делам и рассматривали земельные споры.

На высшем уровне сохраняют свое значение Вестминстерские суды общего права и суд справедливости (Суд лорда-канцлера). К первым относились Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд Палаты шахматной доски. Суд королевской скамьи был специализирован на апелляциях по уголовным делам, Суд общих тяжб рассматривал гражданские иски и являлся надзорной инстанцией для низших судов, Суд Палаты шахматной доски (Суд казначейства) разбирал спорные дела, связанные с королевской казной. Апелляции от Суда общих тяжб можно было подавать в Суд королевской скамьи, а от последнего суда – в палату лордов парламента. В 1585 г. был учрежден особый Суд казначейской палаты для принятия апелляций от Суда королевской скамьи во время парламентских каникул.



Абсолютизм отличался использованием органов чрезвычайного правосудия. Чрезвычайным судом являлся Суд Звездной палаты (назван по росписи потолка в зале заседаний, изображавшей небесный свод). Его состав почти совпадал с составом Тайного совета. Он был учрежден в конце XV в. для борьбы с мятежами и другими политическими преступлениями, но с 1540 г. был специализирован на делах о мисдиминорах, поэтому не использовал в качестве санкций смертную казнь и членовредительные наказания, но зато мог налагать большие штрафы. Ему также принадлежала цензура печатных изданий. Палата широко применяла пытки, процесс в ней носил инквизиционный характер. По образцу данного суда были учреждены Советы по делам Уэльса и по делам северных территорий. Другой чрезвычайный суд касался церковных преступлений и назывался Высокой комиссией. Это высший трибунал по вопросам веры, который рассматривал дела о ересях и других преступлениях против религии. Он был учрежден при Елизавете I.

Среди органов специальной юрисдикции следует отметить Суд адмиралтейства, получивший особое значение в связи с превращением Англии в XVI в. в крупнейшую морскую державу. Данный суд рассматривал гражданские дела, связанные с морской торговлей, и уголовные дела о преступлениях, совершенных на английских судах.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.


Прусское государство сложилось в результате соединения под властью одной династии Гогенцоллернов трех разнородных частей: курфюршества Бранденбург, герцогства Пруссии и территорий в Рейнской области. Герцогство Пруссия представляло собой земли бывшего Тевтонского ордена и являлось с 1525 г. вассалом Польши. В 1618 г. оно было предоставлено бранденбургскому курфюрсту (курфюрст, или elector(лат.), обладал правом участия в избрании императора Священной Римской империи). Вассальная зависимость Пруссии от Польши сохранялась до 1657 г. Ее ликвидация в значительной мере была заслугой Великого курфюрста – Фридриха Вильгельма (1640–1688). Реформы, проведенные им, способствовали росту могущества бранденбургско-прусского государства и его возвышению среди европейских стран. Фридрих Вильгельм ослабил провинциальные сословно-представительные собрания, ввел административную централизацию и создал постоянную армию. Он укрепил экономику, разоренную после Тридцатилетней войны (1618–1648), развернув широкую колонизационную программу на опустошенных землях. В рамках этой программы практиковались обещание амнистии поселенцам, совершившим преступления, покровительство религиозным эмигрантам: гугенотам-кальвинистам, бежавшим из Франции, лютеранам из католических германских государств, иудеям и католикам из Голландии. Меркантилистская политика правительства также способствовала экономическому росту. В результате к концу XVII столетия значительно усилилась власть бранденбургско-прусских правителей, в государственной организации утвердился абсолютизм. В 1701 г. по согласию германского императора бранденбургско-прусское государство получило статус королевства. Первым королем в Пруссии стал сын Великого курфюрста Фридрих I.

Органы государственной власти и управления в первой половине XVIII в. Высшим органом власти в Пруссии являлся Тайный совет. Он был разделен на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел сложился в первой половине XVIII в. и стал, по сути, главным правительственным учреждением Пруссии. Он получил обозначение как Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов. На местах Генеральной директории были подчинены военные и домениальные палаты, ведавшие в провинциях военным и домениальным хозяйством. В помощь им были введены должности
ландратов – земских советников, которые назначались монархом из числа дворян по рекомендации дворянских собраний. Ландраты, с одной стороны, были агентами центральной власти, они ведали сбором налогов, полицией, набором рекрутов в армию. С другой стороны, они председательствовали на дворянских собраниях и совместно с дворянскими комитетами решали дела местного дворянства. Прусские города находились под контролем королевских податных советников, управление городом относилось к ведению городского совета, составленного из назначенных правительством магистратов. Самоуправление сохранилось лишь на уровне свободных крестьянских общин.

Органы сословного представительства (ландтаги) в некоторых землях вообще перестали функционировать, например, в Бранденбурге, в других же их полномочия были ограничены.
В частности, они по большей части лишились права вотирования налогов. Это является ярким показателем укрепления прусского абсолютизма.

«Просвещенный абсолютизм» Фридриха II. Под политикой «просвещенного абсолютизма» можно понимать комплекс мер, направленных на модернизацию государства и общества и проводимых под воздействием идей европейского Просвещения. Такая политика опиралась на принятые философами XVIII в. принципы естественного права и общего блага. На основе этих принципов выводились задачи просвещенного монарха, «философа на троне», цивилизовать своих подданных, предоставить им возможность получить образование, установить веротерпимость, смягчить уголовные наказания. Модернизация государства предполагала введение централизованного и унифицированного управления, основанного на разумных началах и законах. Однако подобная политика отнюдь не предусматривала каких-либо ограничений власти монарха. Напротив, абсолютная власть предоставлена монарху как раз для осуществления реформ во имя общего блага. Политика «просвещенного абсолютизма» не была направлена и на разрушение сословного строя. Монархи исходили из представления о рациональном распределении функций среди разных социальных групп, равенство между ними понималось только в отношении к самому монарху, но не в отношении друг к другу. Поэтому «просвещенный абсолютизм» был ориентирован на сохранение сословного деления общества, но к введению еще большей правовой регламентации жизни сословий и усилению полицейского контроля над ними со стороны государства.