Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 767
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
В Пруссии политику «просвещенного абсолютизма» начал проводить Фридрих II Великий (1740–1786). Фридрих задался целью благоустроить прусское государство и превратить его в процветающую державу. В процессе государственного строительства он отводил монарху первенствующую роль. В его понимании монарх являлся абсолютным не по «Божией милости», но в качестве «первого слуги» государства, как его управитель, отвечающий за четкую работу государственного механизма. Воля такого управителя должна требовать себе беспрекословного подчинения.
В административной сфере реформы Фридриха II были направлены на упорядочение и централизацию управления. В состав Генеральной директории входили министры, которые курировали как отраслевое, так и территориальное управление. Министр отвечал за несколько провинций. Четыре департамента Директории ведали управлением территорий (исторических областей, вошедших в королевство). В начале царствования Фридрих создает Пятый департамент, уже не связанный с территориальным управлением, но отвечавший за вопросы экономической политики и развитие торговли и мануфактур. Правда, сделать из него эффективный орган для реализации экономических программ королю не удалось: фактически Пятый департамент превратился в бюро статистики и информации. В дальнейшем были созданы еще четыре специализированных департамента по разным отраслям. Особую роль в координации деятельности правительственных служб приобрел сам монарх. Как писал король, «система [управления] может быть придумана лишь одним лицом, и поэтому она должна исходить от государя»1. Хотя Фридрих редко председательствовал на Генеральной директории и избегал личных контактов с министрами (всего их 20), он надзирал за администрацией из своего кабинета. В кабинете короля служило несколько секретарей, которые имели определенную сферу компетенции и докладывали монарху о текущих делах. В своей политике монарх опирался на бюрократию. Стремясь сделать ее более послушной и зависимой от правительства, король отказался от практики продажи государственных должностей.
В судебной сфере король шел по пути унификации и централизации судебных органов. На смену разным провинциальным судебным органам пришли суды среднего звена: судебная палата в Берлине, трибунал в Кёнигсберге и др. Был учрежден Высший трибунал для всего королевства. Судебная власть была отделена от административной. Служащие судов получали фиксированное жалованье, а все судебные издержки стали поступать в общую казну. В 1781 г. в составе судов были выделены особые члены (
ассистенты), которые должны были играть роль адвокатов, но их процессуальные права были ограничены. Они также получали жалованье от государства. Новшества-ми были отмечены изменения в судопроизводстве. Сразу после вступления Фридриха II на престол в 1740 г. были отменены судебные пытки, за исключением важных дел, а в дальнейшем пытки было запрещено применять во всех случаях. Были сокращены сроки судебного разбирательства: каждое дело должно было решаться не более чем в течение одного года. В 1749 г. был издан новый cудопроизводственный устав Фридриха II – CodexFridericianus. Отдельными нововведениями было отмечено и прусское уголовное право. Можно говорить о некотором смягчении уголовных наказаний: например, была отменена смертная казнь за аборты (чтобы мать могла искупить свое преступление умножением рода человеческого). В правление Фридриха II также было положено начало всеобъемлющей кодификации прусского права, в результате которой было составлено уложение под названием AllgemeinesLandrechtfürPreussichenStaaten («Всеобщее земское право для Прусских государств»), изданное в 1794 г. Оно включило в себя не только нормы гражданского, но и немало норм уголовного права. Для него также характерно смягчение уголовной репрессии.
В сословной политике Фридриха II наблюдалось стремление закрепить за сословиями строго определенные функции в жизни общества. Дворяне обязаны были находиться на военной или гражданской службе государству, им воспрещалось заниматься торговлей и ростовщичеством. Им принадлежали исключительные права на родовые земли. Продавать их недворянам было запрещено. За горожанами закреплялись права на ведение торговли и предпринимательство. Крестьяне прикреплены к земле и обязаны трудиться на своего помещика. В 1763 г. король предпринял попытку отменить крепостное право в Померании. Хотя такая мера не носила всеобщего характера, она натолкнулась на столь яростное сопротивление прусских дворян, что монарх вынужден был от нее отказаться. Впрочем, король издал указы о запрете сгона крестьян с земли. Что касается крестьян королевского домена, им были предоставлены права наследственного владения землей.
В религиозной сфере король Пруссии, покровитель вольнодумцев Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо придерживался политики веротерпимости. В 1781 г. была установлена свобода вероисповедания для лиц христианских конфессий. В области культуры
Фридрих тоже придерживался передовых взглядов. В своей стране монарх фактически ввел всеобщее начальное образование – в 1763 г. Вводились ограничения цензуры печати. Король оказывал неизменное покровительство наукам и искусствам.
При характеристике прусского государства следует отметить его откровенно милитаристский характер. Усилиями королей Фридриха Вильгельма I и его сына Фридриха Великого в Пруссии была создана одна из лучших армий в Европе XVIII в., отличавшаяся жесткой дисциплиной и боевой выучкой. На содержание вооруженных сил при Фридрихе II тратилось до 2/3 государственного бюджета. Однако к началу XIX в. военные преимущества прусской армии оказались исчерпаны, она не смогла противостоять армии, созданной Великой французской революцией. Это привело к военному поражению Пруссии в 1806 г. от войск императора Наполеона I. По Тильзитскому миру 1807 г. она лишилась более половины своей территории, должна была уплатить Франции гигантскую контрибуцию, а до ее выплаты терпеть оккупацию французских войск.
Реформы в Пруссии начала XIX в. Воздействие Великой революции во Франции и поражение от ее армии привели правительство короля Фридриха Вильгельма III к осознанию необходимости проведения новых реформ. Они должны были предотвратить развитие революционных настроений внутри прусского общества и восстановить силы государства для отражения военной угрозы. Реформы шли по разным направлениям. Целый комплекс преобразований в период 1807–1811 гг. получил название реформ Штейна – Гарденберга (по именам министров).
В 1808–1810 гг. было реорганизовано центральное управление, создано пять министерств по отраслям с четко определенной ведомственной компетенцией: военное, иностранных дел, финансов, внутренних дел, юстиции. Учрежден Совет министров во главе с государственным канцлером.
В 1808 г. была также проведена реформа местного управления. В Пруссии восстанавливалось самоуправление на уровне городов, где создавались выборные муниципальные советы. В выборах могли принимать участие только крупные налогоплательщики.
Принятием «октябрьского эдикта» 1807 г. в Пруссии было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу и право распоряжения своей земельной собственностью, но при сохранении сеньориальных повинностей и платежей. За помещиками была также сохранена судебная и полицейская власть в отношении бывших крепостных. Немного позже крестьянам было предоставлено право выкупа повинностей у помещиков, но на весьма тяжелых условиях (сумма выкупа в 25 раз превосходила сумму годичных платежей помещику). В 1811 г. были упразднены цехи и установлена свобода промышленной деятельности. Нужды обороны потребовали проведения реформ в армии (реформы Шарнхорста–Гнейзенау, по именам военачальников). Был учрежден Генеральный штаб. В целях улучшения командного состава было разрешено занятие офицерских должностей недворянами. В армии были отменены телесные наказания. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность (с 3 годами действительной службы и 2 годами в резерве). Проведенные преобразования укрепили прусское государство. Участие Пруссии в шестой антифранцузской коалиции оказалось победным и позволило вернуть отторгнутые земли. После создания Германского союза в 1815 г. Пруссия вступила в борьбу с Австрией за лидерство в объединении Германии.
Контрольные вопросы
-
В чем заключались лимиты королевской власти во Франции при абсолютизме? -
Что такое министериат во Франции? В каких случаях он устанавливался? -
Какую роль играл парламент в абсолютистской Англии? -
Что такое политика «просвещенного абсолютизма»? Укажите ее основные направления в Пруссии XVIII в. -
В чем заключались реформы Штейна – Гарденберга в Пруссии?
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран
в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
Английское государство в период Великой революции XVII в.
Революция («Великий мятеж») в Англии 1640–1660-х годов носила ярко выраженный религиозный характер. Это был протест значительной части английских подданных против сохранения в национальной церкви остатков католицизма: епископата, старой обрядности, церковных богатств. Сторонников «очищения» церкви называли пуританами(от лат. purus – «чистый»). Они не были единым движением, среди пуритан выделялись умеренное и более радикальное крыло, соответственно пресвитериане и индепенденты. И те, и другие были кальвинистами по религиозной догматике, но по-разному понимали будущую организацию обновленной церкви. Пресвитериане видели решение в централизованном управлении через выборных старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов), заседающих в консисториях, областных и общенациональных синодах; индепенденты же выступали за децентрализацию
и создание независимых друг от друга общин (конгрегаций). Религиозное противостояние в Англии обострилось в правление новой династии Стюартов (1603–1649 – первый период), пришедшей к власти после смерти бездетной Елизаветы I. Стюарты нарушили гарантии свободы своих подданных, они попытались править как абсолютные монархи на континенте. Их политика основывалась на использовании личных фаворитов, системы чрезвычайных судов и временных судебных поручений, они не желали действовать, опираясь на парламент. Правительство Стюартов также не желало учитывать новые буржуазные тенденции в развитии экономической жизни и выступало за сохранение ограничений в сфере торговли и предпринимательства, за сохранение цехового строя в городах и феодальных отношений в деревне. Городская и сельская буржуазия и связанное с ней новое дворянство (джентри) требовали большей экономической свободы и расширения политического влияния через парламент. Недовольство правлением Стюартов вылилось в Великую революцию.
В ее истории можно выделить следующие этапы:
1640–1642 – период мирного противостояния короля и парламента;
1642–1649 – первая (1642–1646 гг.) и вторая (1648 г.) гражданские войны, победа парламента и свержение короля;
1649–1653 – первая английская республика;