Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Во время Реставрации были восстановлены позиции Англиканской церкви и возрожден епископат: пуританизм не смог удержать положения, достигнутого во время революции. Были приняты и строгие меры против усиления католического влияния. В 1673 г. был введен так называемый TestAct – Акт о присяге, не позволявший занимать государственную должность без принесения присяги королю как главе церкви и принятия причастия по англиканскому обряду. Закон был нацелен против католиков, которые признавали главой церкви только римского папу. (Test Act продолжал действовать в Англии вплоть до 1829 г.)
Парламент Реставрации был возрожден на основе старой двухпалатной системы представительства и старого избирательного права. Трехгодичный акт 1664 г. вновь подтвердил периодичность созыва парламента не реже одного раза в три года, но восстановил исключительную прерогативу короля по созыву представительного органа. Первый парламент был созван в 1661 г.
и сплошь состоял из сторонников Стюартов, поэтому получил прозвание Кавалерского парламента (кавалеры – сторонники Карла I во время английской революции). Он просуществовал до 1678 г., но на смену ему пришел парламент с преобладанием оппозиции. Именно этот парламент принял в
1679 г. закон, до сих пор составляющий важную часть английской конституции – HabeasCorpusAmendmentAct (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями). Habeas corpus (по-лат. буквально – «доставь тело») – судебный приказ, выдававшийся для установления правомерности произведенного ареста. По этому приказу должностное или частное лицо, осуществившее арест, должно было доставить арестованного в суд и объясниться о причинах ареста. Судья в суммарном порядке принимал решение: отпустить арестованного на свободу, освободить под залог до суда или продолжить арест. Применение этого приказа, однако, часто встречало препятствия. Приказ не выдавался, если арест был произведен по приказу короля или Тайного совета; если прошение о выдаче приказа подано во время судебных каникул; если арестованный был отправлен в заморские владения Англии. Закон о habeas corpus 1679 г. был направлен на устранение данных препятствий. Он установил особые процессуальные сроки для исполнения приказа, ввел санкции для его нарушителей (штрафы и увольнение с должности). Лицо, освобожденное на основании приказа habeas corpus, не могло быть арестовано повторно по тому же самому обвинению. Для предотвращения заточений за морями, закон запрещал отправлять жителей Англии и Уэльса в заморские колонии. Закон 1679 г., однако, имел ряд ограничений: 1) он мог быть приостановлен парламентским актом; 2) он не распространялся на дела о преступлениях, квалифицируемых как государственная измена или тяжкое уголовное преступление; 3) он не распространялся на долговые дела. Тем не менее, закон служил важной гарантией неприкосновен-ности личности в английском государстве.
На парламенте 1679 г. впервые произошел раскол на две партии – партию вигов (оппозиционеров) и партию тори (сторонников короля)1. Раскол был связан с вопросом о престолонаследии. Законным наследником Карла II считался его брат Яков, герцог Йоркский. По вере он был католиком, и поэтому виги его отвергали. Тори тоже не являлись сторонниками католичества, но предпочитали соблюсти закон и выступали поэтому за сохранение наследственных прав Якова Стюарта. Вигский парламент (из-за противодействия короля и лордов) не смог принять билля об исключении герцога Йоркского из числа престолонаследников и был затем распущен.
В 1681–1685 гг. Карл II правил без парламента. После его кончины Яков II получил трон. Новый король попытался остановить действие Акта о присяге, стал определять католиков на государственные должности и в армию, выпустил декларации о веротерпимости, поставив католическую веру на один уровень с англиканской религией. Все это вызвало возмущение как вигов, так и тори, еще недавно поддерживавших власть Стюартов. Рождение у короля летом 1688 г. нового наследника Якова Эдуарда, сразу окрещенного в католичество, поставило под угрозу будущее англиканской церкви в Англии. Поэтому знать обратилась к зятю короля штатгальтеру (правителю) Голландии Вильгельму Оранскому и его жене Марии Стюарт (протестантам по вере) с предложением занять английский трон. Вильгельм принял предложение и переправился с войсками в Англию. Яков II не смог оказать сопротивление
и бежал во Францию, где нашел покровительство Людовика XIV. В итоге этой Славной революции 1688–1689 гг. Вильгельм III и Мария вместе взошли на английский престол.
Конституционные акты конца XVII – начала XVIII вв. Славная революция сопровождалась принятием нового конституционного закона, который говорил об ограничении королевской власти в Англии. Вильгельм III и Мария, вступая на трон в 1689 г., утвердили Декларацию прав, получившую затем название Билль о правах (Bill of Rights). Этот закон запретил католикам или лицам, состоящим с ними в браке, занимать в будущем английский престол. Билль утвердил верховенство парламента в законодательной сфере. Отныне без согласия парламента король не мог приостанавливать действие законов или производить какие-либо изъятия из них. Он не мог также без согласия парламента взимать налоги, производить набор или содержание постоянной армии в мирное время. Билль гарантировал свободу выборов в парламент и свободу слова, прений и актов в парламенте. Он обосновывал необходимость регулярного созыва парламента: «для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, упрочения и охранения законов парламент должен быть созываем достаточно часто». Закон предоставил ряд свобод и привилегий английским подданным: право протестантов на ношение оружия, право всех подданных на подачу петиций королю (запрещалось преследование за такие обращения). Был наложен запрет на применение жестоких и необычных наказаний, взимание чрезмерных судебных залогов и штрафов. Запрещалось создание чрезвычайных судов, а суды присяжных должны были формироваться по установленной процедуре. Уточнялось, что присяжные по делам о государственной измене должны были являться землевладельцами-собственниками: экономическая независимость присяжных выступала основой независимости суда с их участием.
Билль о правах не установил точной периодичности созыва парламента, это было сделано последующими актами. В 1694 г. был принят новый Трехгодичный акт, вводивший порядок созыва парламента не реже одного раза в три года и впервые определивший срок легислатуры (полномочий парламента) – три года. Закон подтвердил исключительное право монарха созывать парламент, но вменил это ему в обязанность. Монарх обязан был созывать парламент в определенные сроки даже против своего желания. В 1716 г. был принят Семилетний акт, установивший продолжительность работы законодательного органа уже в семь лет и периодичность его созыва не реже одного раза в семь лет.
Еще один конституционный закон, введенный при Вильгельме III, установил важные принципы функционирования монархической власти – Акт об устроении, или Акт о престолонаследии 1701 г. Он определял порядок наследования, призванный устранить от престола потомков Якова II, католиков. Бездетному Вильгельму III должна была наследовать сестра умершей в 1694 г. Марии Стюарт Анна Датская; в дальнейшем в случае отсутствия прямых наследников у Анны престол должен был перейти к потомкам Якова I по женской линии (в Ганноверском доме). Помимо определения порядка престолонаследия Акт 1701 г. установил обязательную принадлежность короля к англиканскому вероисповеданию и запрет на его выезд с территории королевства без согласия парламента (позже отмененный). Ряд положений закона был направлен против восстановления королевского абсолютизма. Закон 1701 г. утвердил принцип контрасигнатуры(контрасигнации). Он заключается в том, что акт королевской воли требует для введения его в действие второй подписи после короля – подписи того члена Тайного совета (министра), к ведению которого относится данный акт. В 1711 г. палата лордов дополнила его принципом неответственности короля (в подтверждение давнего положения, что «король не может быть не прав»). Монарх, таким образом, не несет ответственности за свои действия, но ответственность возлагается на министра, который поставил свою подпись рядом с подписью короля. Однако министры могли рассчитывать на помилование их монархом. Учитывая это обстоятельство, Акт 1701 г. ограничил королевское право помилования: оно не распространялось на лиц, осужденных в порядке импичмента. Желая предотвратить образование в палате общин партии из депутатов, послушных королю, Акт об устроении запретил совмещение государственных должностей с членством в палате. Изданные в
1705–1707 гг. Акты о должностях изменили это положение: депутат нижней палаты, получивший назначение на государственную должность, чтобы сохранить членство в палате, должен был пройти повторную процедуру избрания в парламент. Чтобы предотвратить использование монархом-иностранцем своих соотечественников для усиления своей власти в королевстве, Акт 1701 г. также предусмотрел запрет для лиц иностранного происхождения (даже в случае их натурализации – получения английского подданства) входить в состав Тайного совета, парламента или занимать какую-либо платную должность, облеченную доверием. Наконец, Акт об устроении ограничивал права короля в смещении судей. Закон утвердил принцип несменяемости судей: они могут держать свои должности до тех пор, «пока… будут вести себя хорошо». Сместить судью можно было лишь по представлению обеих палат парламента.
Приведенные законодательные акты вошли в дальнейшем в состав неписаной британской конституции (состоящей из статутов, прецедентов и конституционных соглашений): в Великобри-тании до сих пор отсутствует единый писаный текст основного закона страны.
Парламентская монархия в Великобритании XVIII–XIX вв.
В XVIII–XIX вв. изменяются территория и название английского государства. В 1707 г. была достигнута государственная уния Англии и Шотландии, на основе которой возникло единое государство Великобритания. В 1801 г. вступил в силу акт об унии с Ирландией, в результате чего оформилось Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. До 1801 г. английские монархи также продолжали носить титул короля Франции, что было следствием династического спора времен Столетней войны и притязаний королей Англии на французские владения. А в 1876 г. королева Виктория получила титул императрицы Индии: тогда была создана Индийская империя под эгидой английской короны. Но не менее важными были внутренние изменения в государственном строе Англии.
Монархическая идея продолжала оставаться основой британской государственной системы. Возможно, из-за приверженности англичан к этой идее здесь не сложилось четкого разделения властей. Монарх считался частью каждой из ветвей власти. Кроме того, члены правительства одновременно входили в состав парламента, а его верхняя палата являлась высшей апелляционной судебной инстанцией королевства. Поэтому ветви власти были переплетены и сильно зависели друг от друга.
Монарх.
Король являлся и главой государства, и главой правительства Великобритании. Законодательная власть монарха была ограничена парламентом, а свои исполнительные функции он призван был делить с кабинетом министров, так что фактическое управление страной перешло к кабинету. «Король царствует, но не управляет», – гласила основная формула английской политической жизни. Однако формально монарх располагал значительными полномочиями. Ему принадлежало право абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Этим правом в последний раз воспользовалась королева Анна Датская в 1707 г., отклонив Билль о шотландской милиции. С того времени королевское вето относится к числу «спящих полномочий» монарха, которыми при необходимости король может воспользоваться. Монарх созывал и распускал парламент, формировал кабинет министров, назначал на государственные и церковные должности. Король являлся главнокомандующим армии и флота, обладал правом объявления войны и заключения мира. Он чеканил свою монету. От его имени вершилось правосудие в Великобритании. Все эти полномочия монарх, однако, обязан был осуществлять в рамках конституционных законов и сложившихся конституционных обычаев. Он должен был действовать с согласия кабинета министров, но, тем не менее, мог и не одобрить рекомендаций кабинета, если они, по его мнению, нарушали конституцию страны.
Король имел свой двор и свои владения. При Вильгельме III в 1697 г. был издан первый акт о цивильном листе. Цивильный лист – это денежная сумма, определяемая на содержание короля лично и его двора. Обычно цивильный лист устанавливался в начале каждого царствования на ежегодные расходы Его Величества. Так, при Вильгельме III он был определен в £700 тыс., при королеве Виктории в 1837 г. – только в £385 тыс. (на личное содержание королевы, исключая даже расходы на пенсии).
Правительство. Тайный совет и кабинет министров. В XVII в. Тайный совет (PrivyCouncil) являлся действующим правительством в Англии. Однако уже при первых Стюартах появилась традиция выделять из состава Тайного совета узкий круг доверенных лиц, на которых мог опираться в своей политике монарх. После Славной революции эта традиция получила новое значение: король Вильгельм III стал подбирать министров из лиц, представлявших интересы парламентского большинства. В результате узкий круг личных советников монарха, его приближенных министров, стал восприниматься как нечто отдельное от Тайного совета. Так зародилось деление на Тайный совет и кабинет министров. Министры, впрочем, по-прежнему входили в состав Тайного совета, но сам Совет постепенно стал приобретать черты сугубо совещательного учреждения с довольно широким составом участников. Если в XVII в. в Совете было всего несколько десятков членов, то в XIX в. их численность достигла 200 человек. Помимо министров в Тайном совете присутствовали архиепископы англиканской церкви, спикер палаты общин, высшие должностные лица, высшие офицеры, дипломаты и другие персоны. В своем полном составе Совет обычно созывался по особо торжественным случаям, например, по случаю коронации монарха. От имени короля Тайный совет мог издавать акты двоякого рода: прокламации и приказы в Совете. В форму прокламаций могли быть облечены объявление войны или заключение мира, созыв или роспуск парламента. Приказы в Совете могли издаваться по вопросам права и управления.