Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 805

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

, что тоже составляет важное достоинство. В ней всего 7 статей (глав), четыре еще дополнительно разбиты на разделы. Основному тексту конституции предшествует краткая преамбула.

Конституция создавала в США форму правления в виде президентской республики. Для нее было характерно четкое разделение властей. Законодательная и исполнительная ветви власти формируются независимо друг от друга. В случае возникших разногласий ни одна из ветвей не может прекратить существования другой. Правительство не ответственно перед парламентом и не может в случае вотума недоверия быть отправлено в отставку. Но и президент не может распустить парламент. В руках президента сосредоточена вся исполнительная власть, «единая и неделимая». Однако «отцы-основатели» продумали и такой механизм, который бы не позволил одной ветви власти превзойти другую, стать в своей сфере всемогущей и бесконтрольной. Они создали механизм «сдержек и противовесов» (checks and balances), когда ветви власти не просто разделены, но сдерживают и контролируют друг друга.

Законодательные полномочия передавались Конгрессу США. Он был сделан двухпалатным: верхняя палата – Сенат, нижняя – Палата представителей. Такая бикамеральная (двухпалатная) структура являлась выражением федеративного устройства государства. Она предусматривала, с одной стороны, представительство населения (в нижней палате), с другой стороны – представительство штатов (в верхней палате), поэтому позволяла учитывать интересы даже небольших по численности населения субъектов федерации. Для выборов в Палату представителей создавались равные по числу жителей округа, дававшие по одному депутату.
В каждом округе – по 30 тыс. жителей (При нарезке округов учитывалось 3/5 от числа негров-рабов, лишенных избирательных прав, что было выгодно для южных штатов, где процветало плантационное рабство.) Нормы активного избирательного права в каждом штате были свои, отличные от других штатов. Общими были цензы для представителей: возрастной – 25 лет, стаж гражданства – 7 лет. Требовалось также проживание в том штате, в котором избирается депутат. Срок полномочий для представителей был установлен в два года. Выборы в Сенат производились от легислатур (законодательных собраний) штатов: по два сенатора от штата. Для сенаторов были введены: возрастной ценз в 30 лет, стаж гражданства – 9 лет, проживание на территории того штата, от которого избирается. Срок полномочий сенаторов устанавливался в шесть лет, но с обновлением состава Сената каждые два года на одну треть. Во главе Палаты представителей был поставлен спикер, во главе Сената – вице-президент.


По сравнению со Статьями конфедерации Конституция 1787 г. значительно расширяла полномочия Конгресса. Его основной прерогативой становилось принятие законов, имеющих значение для всей федерации и касающихся различных сфер регулирования. Конгресс получил право устанавливать налоги, заключать займы, регулировать торговлю, устанавливать денежную систему, почтовое сообщение, производить набор и содержание армии и флота. Ему принадлежало исключительное право объявления войны. Полномочия палат были в основном равными, но только нижняя палата могла инициировать финансовые билли, а верхняя – лишь предлагать к ним поправки. Конгресс был наделен сдерживающей силой в отношении исполнительной власти: 1) назначения на важные государственные должности президент должен был производить по совету и с согласия Сената; 2) заключение международных договоров президентом тоже ставилось в зависимость от одобрения Сената; 3) Конгрессу принадлежало право импичмента в отношении высших должност-ных лиц (не исключая президента США). По аналогии с английским парламентом дело об импичменте должна возбуждать Палата представителей, а рассматривать и принимать решение – Сенат. Если 2/3 сенаторов поддерживают выдвинутое обвинение, то импичмент вступает в силу. Наказание, наложенное в порядке импичмента, включает отстранение лица от должности и запрет на занятие в будущем какие-либо должностей на службе Соединенных Штатов. Однако лицо, осужден-ное по импичменту, могло быть далее подвергнуто уголовному преследованию в законном порядке.

Исполнительная власть вручалась президенту США. На Конвенте делались предложения создать коллегию из трех высших должностных лиц, которые бы возглавили американское государство (наподобие римских триумвиров). Но в конце концов было решено сосредоточить властные полномочия в руках одного лица, которое могло бы эффективно управлять страной.
В значительной мере это было связано с тем, что в то время другой альтернативной фигуры на пост руководителя государства, кроме Дж. Вашингтона, среди американских политиков не было. Можно сказать, что пост президента был задуман именно для него.

Президент являлся и главой государства, и главой правительства США. Он избирался косвенным путем, через выборщиков. Президентом мог стать лишь гражданин США по рождению (или на момент принятия Конституции), достигший 35 лет и проживший на территории США 14 лет (ценз оседлости). На Конвенте выдвигались предложения сделать пост президента пожизненным, но они были отклонены, и решено было ограничить срок президентских полномочий четырьмя годами. При этом делегаты Конвента допускали возможность

переизбрания президента на новый срок, но в Конституцию данное положение не вошло. В дальнейшем возник конституционный прецедент: первый президент США Дж. Вашингтон находился у власти два срока подряд (1789–1797), а на третий избираться не захотел. Поэтому последующие президенты занимали этот пост обычно не более двух сроков подряд (исключение составляет президентство Ф.Д. Рузвельта, избиравшегося на пост президента четыре раза). В 1951 г. была принята XXII поправка к Конституции, которая запрещает избираться на должность президента более двух раз.

Конституция 1787 г. наделила президента США широкими полномочиями. Президент являлся главнокомандующим армией, обладал правом заключения международных договоров, назначения дипломатических представителей, судей Верховного суда США и других должностных лиц государства. Ему предоставлялось право помилования и отсрочки исполнения приговоров по преступлениям против США (кроме случаев импичмента). В отношении законодательной ветви власти президент обладал правом созыва чрезвычайных сессий Конгресса США и правом переноса его сессии на определенное время. Президент, впрочем, не обладал законодательной инициативой в полной мере: он не мог представить в парламент готовый законопроект от своего имени. Но он мог предложить Конгрессу принять необходимые меры в целях развития государства. В отношении законопроектов, принимаемых Конгрессом, президент был наделен правом отлагательного вето, которое преодолевалось двумя третями голосов обеих палат.

Судебная власть принадлежала Верховному суду США и низшим судам, которые должны были быть учреждены Конгрессом. Состав Верховного суда в Конституции не определялся, но Конституция провозгласила принцип несменяемости судей: судьи могут «сохранять свои должности до тех пор, пока ведут себя безупречно». Компетенция Верховного суда США устанавливалась в основном как апелляционная. В качестве суда первой инстанции он выступал только по делам, касающимся послов, полномочных представителей и консулов, и по делам, в которых одной из сторон является штат. Конституция 1787 г. заложила основу для контроля со стороны судебной власти в отношении законодательной и исполнительной властей. Суды могли принимать к своему рассмотрению любые дела, возникающие на основе Конституции и законов США, таким образом, они могли признавать незаконными действия двух других властей. В дальнейшем за Верховным судом США будет закреплено право конституционного контроля: он будет проверять законодательные акты на соответствие Конституции страны.


Конституция 1787 г. создавала два уровня управления страной: федеральный и уровень отдельных штатов. Компетенция федеральных органов и органов штатов была строго разграничена. Вопросы внешней политики, обороны, общих финансов, междуштатной и внешней торговли закреплялись за федеральными органами, а все то, что не было делегировано им, закреплялось в ведении штатов. Такая двойная система управления была направлена на достижение гармонии интересов всей федерации в целом и отдельных ее субъектов. Вместе с тем, Конституция утверждала верховенство федеральных законов над законами штатов и подчинение судей в каждом штате федеральному праву страны.

Билль о правах 1789–1791 гг. Серьезным недостатком Конституции 1787 г. оказалось отсутствие в ее тексте декларации прав и свобод граждан США. Авторы основного закона посчитали достаточным наличие таких деклараций в конституциях штатов. Конституция США даже подчеркивала, что граждане одного штата могут пользоваться льготами и привилегиями граждан других штатов. Но многие политики пришли к убеждению, что, если Конституция США признана верховным законом по отношению к конституциям штатов, она обязательно должна включить в свой состав билль о правах. В особенности на этом настаивал Джеймс Мэдисон (1751–1836), будущий четвертый президент США, «философ американской конституции». Большинство конвентов, созванных в штатах для ратификации основного закона федерации, тоже высказались за введение такого билля. Поэтому, несмотря на жесткий порядок принятия конституционных поправок, в скором времени были приняты первые 10 поправок к Конституции 1787 г., составившие Билль о правах. Поправки были предложены Мэдисоном в 1789 г. и к концу 1791 г. были ратифицированы штатами.

Билль о правах включил в себя основные права и свободы американских граждан. Он провозгласил свободу вероисповеданий, слова, печати, право на мирные собрания и подачу петиций правительству. Американцам были гарантированы: неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; свобода от военных постоев в мирное время; право на ношение оружия. Билль вводил ряд уголовно-правовых и процессуальных гарантий: право граждан на суд присяжных по уголовным и гражданским делам; институт должной правовой процедуры для лишения лица жизни, свободы или собственности; запрет на отчуждение частной собственности «для общественных нужд без справедливого вознаграждения»; запрет на применение жестоких и необычных наказаний, взимание чрезмерных судебных залогов и штрафов. Обвиняемый по уголовному делу имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, на принудительный вызов свидетелей,
показывающих в его пользу, на использование адвоката для своей защиты. Билль установил важный принцип уголовного судопроизводства: никто не должен быть принуждаем свидетельствовать против себя. Следовательно, никто не должен сам доказывать свою невиновность, установление вины – это задача суда. На этом основана презумпция невиновности в американском судопроизводстве. Кроме того, лицо не может подвергаться уголовному наказанию дважды за одно и то же правонарушение. Билль не содержал в себе полного перечня всех возможных прав и свобод. Поэтому в нем специально оговаривалось, что перечисление в Конституции определенных прав не должно рассматриваться как отрицание или умаление других прав. Эти другие права сохранялись за народом.

Государство США в конце XVIII–XIX вв.


В конце XVIII–XIX вв. неуклонно шел процесс расширения территории американского государства. США распространяли свой суверенитет на новые территории разными способами:
1) путем покупки земель; 2) путем завоевания у соседних стран; 3) путем колонизации западных земель и вытеснения аборигенов. Путем покупки в состав США вошли: французская колония Луизиана, проданная первым консулом Бонапартом в 1803 г. (за $15 млн); долина р. Джилы, приобретенная у Мексики в 1853 г. (за $10 млн); Аляска, проданная русским императором Александром II в 1867 г. (за $7,2 млн). Путем агрессии были захвачены: Флорида у Испании
(по договору 1819 г.); Техас, Новая Мексика и Калифорния (в результате войны с Мексикой, по договору 1848 г.). Великобритания также признала собственность США на область штата Мэн
(1842 г.) и Орегон (1846 г.). Кроме того, в результате войны с Испанией в 1898 г. были захвачены Пуэрто-Рико, о. Гуам и Филиппины, тогда же были присоединены Гавайские острова, чем было положено начало колониальному господству США.

На присоединяемых землях создавались новые штаты. Порядок их создания был закреплен Северо-Западным ордонансом 1787 г. Сначала на месте будущего штата создавалась автономия с ограниченными правами, так называемая территория. Органами власти в территории являлись губернатор и законодательное собрание, избираемое по достижении численности населения в 5 тыс. человек. После достижения численности населения в 60 тыс. выбирался конвент, который составлял конституцию нового штата. Далее Конгресс США решал вопрос о приеме штата в состав союза. Помимо такого порядка в практике использовались самоопределение или отделение от другого штата. Всего за период 1791–1900 гг. возникло 32 новых штата (таким образом, в составе США в конце XIX в. – 45 штатов).