Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства. Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от 11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии, предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС –
милиция. Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления. Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).



Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.


В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза, состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики (из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями.
Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет. Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской, в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как