Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 802

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



Вопросы организации исполнительной власти не были подробно освещены в Конституции. Исполнительная власть принадлежала императору, но реально ее должен был осуществлять рейхсканцлер. Постановления и распоряжения императора вступали в силу после подписи рейхсканцлера (принцип контрасигнатуры), на которого и возлагалась ответственность за принятое решение. Канцлер обязан был представлять палатам парламента ежегодные отчеты о финансовых расходах империи, но никакой ответственности перед ними он не нес. Депутаты рейхстага могли обратиться к нему с запросом, но канцлер мог на него не отвечать. Во Второй Германской империи рейхсканцлер являлся главой ее административного аппарата. Начальники центральных имперских ведомств (в основном государственные секретари) были ему подчинены и составляли, в сущности, Reichskanzleramt – «управление имперского канцлера». Заседая одновременно в бундесрате, рейхсканцлер вместе с другими прусскими уполномоченными превращал это представительство государств в послушное орудие имперского правительства (до 1890 г. пост канцлера удерживал
Отто фон Бисмарк).

Особенностью Конституции 1871 г. является отсутствие в ней декларации прав и свобод имперских граждан. В этом плане гарантии прав личности должны были соблюдаться в каждом государстве – члене союза в соответствии с их конституциями, но не на уровне союза в целом. Таким образом, в обеспечении прав и свобод продолжал действовать партикуляризм, унаследованный от доимперского прошлого.

Контрольные вопросы


  1. Какие изменения в государственную систему Англии внесла Великая революция середины XVII в.?

  2. Укажите основные конституционные акты Англии конца XVII – начала XVIII вв. Как они ограничивали власть английского монарха?

  3. Как изменились отношения английского парламента и правительства в XVIII в.?

  4. Как действует система «сдержек и противовесов» по Конституции США 1787 г.?

  5. В чем заключалась Реконструкция южных штатов в период 1865–1877 гг.?

  6. Чем Декларация прав человека и гражданина 1793 г. принципиально отличается от Декларации 1789 г.?

  7. Как изменялась система местного управления во Франции в период Великой революции и в эпоху Консульства и Империи Наполеона I?

  8. Какой государственный режим был установлен во Франции при Наполеоне III?

  9. В чем особенности государственного устройства Второй Германской империи?





Тема 9. Конституционная история зарубежных стран
в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии


Поражение в Первой мировой войне (1914–1918 гг.) и ноябрьская революция 1918 г. положили конец существованию монархии в Германии. Последний кайзер Вильгельм II отрекся от престола. В Германии установилась республика, где поначалу господствовали социалистические и демократические силы. В июле 1919 г. в Веймаре была принята новая Конституция Германской империи («империя» (Reich) в значении «государство»), утвердившая строй смешанной, президентско-парламентской республики. Она закрепила федеративное государственное устройство Германии: на смену монархиям – членам союза в качестве субъектов федерации пришли земли. Конституция провозгласила приоритет имперского права над земельным, права земель были ограничены в сфере законодательства и финансов. Каждая из них располагала своим парламентом – ландтагом и своим правительством. Президент империи должен был избираться на 7 лет всеобщими прямыми выборами (избирательное право было предоставлено и мужчинам, и женщинам с 20 лет). Президенту принадлежало право назначения главы правительства – рейхсканцлера и право роспуска нижней палаты парламента. При этом правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено в отставку в случае выраженного недоверия. Парламент состоял из двух палат – рейхсрата, который представлял интересы земель, и рейхстага, который представлял население страны. Решающее значение в законотворчестве приобрела нижняя палата, тогда как рейхсрат был наделен лишь правом отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге. Большое значение авторы Конституции придавали прямому волеизъявлению народа, выраженному на плебисците, к которому в спорных случаях мог прибегать президент. Впоследствии это сыграет роковую роль: опора на народное волеизъявление будет использована нацистами для укрепления своей власти. Еще одной чертой Веймарской конституции было предоставление широких прав и свобод, понимаемых в рамках социальной ответственности государства и его граждан.

Веймарская республика начала свое существование в условиях национального унижения после Первой мировой войны, больших территориальных потерь, сокращения армии, выплаты репарационных платежей странам-победителям. Она развивалась дальше в обстановке финансовой нестабильности и безработицы, усугубленных мировым экономическим кризисом 1929 г. Все это создавало питательную почву для развития реакционных и националистических идей, находивших поддержку среди широких масс населения. Одним из проявлений этих тенденций стала нацистская идеология. Хотя немецкий

нацизм принадлежит к числу фашистских идеологических течений, он имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от фашизма, скажем, в Италии. Для фашизма вообще были характерны следующие установки: 1) опора на корпоративную организацию хозяйства и общества и установление государственного контроля над ней; 2) плановое развитие экономики при сохранении частного капитала; 3) преобладание общих интересов над частными, государства над отдельной личностью; 4) отказ от классовой борьбы как средства, разрушающего социальное и корпоративное единство, но обращение к мобилизации народных масс; 5) отказ от парламентаризма. Немецкая модель фашизма в целом признавала эти принципы, но ставила во главу угла нечто иное: не государство, а расу, немецкий народ, который объявлялся носителем высших расовых качеств (подобные идеи присутствовали у фелькишского (народнического) движения рубежа XIX–XX вв., которое можно назвать прямым предшественником нацизма). Немецкий нацизм являлся «расовым» фашизмом в отличие от «государственного» итальянского фашизма. В идеологии нацизма раса оказывается выше индивида, но в то же время волю всего народа выражает один человек – фюрер, вождь нации. Отсюда нацистское государство мыслилось как вождевое государство,
в котором вся власть сосредоточена в руках харизматического партийного лидера. Другой стороной нацизма оказывалась расовая ненависть к другим народам («неполноценным» в расовом отношении), прежде всего, к евреям. При этом расовый конфликт мог быть разрешен только одним способом – уничтожением другого народа.

Создание НСДАП и приход нацистов к власти. Нацистская партия зародилась в 1919 г. Тогда под руководством слесаря Антона Дрекслера в Мюнхене была образована Немецкая рабочая партия (DAP). Затем она была преобразована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), во главе которой встал отставной ефрейтор австрийского происхождения Адольф Гитлер (1889–1945). С 1921 г. он являлся бессменным фюрером партии, наделенным диктаторскими полномочиями. Под влиянием оккультной организации «Туле» в партии начинает распространяться идея о мистическом предназначении арийской расы, вводятся ритуалы и символы в духе древнегерманских традиций (эмблема «Туле» – свастика, символ вечного движения солнца, стала официальной эмблемой партии нацистов). В 1921 г. были созданы особые военизированные «штурмовые отряды» SA, призванные охранять партийные собрания и митинги и открыто бороться с противниками партии. В их составе затем (1925 г.) будет образована лейб-гвардия фюрера –

SS («охранные отряды»). Учреждаются также партийный суд, политотделы, которые копировали государственные органы, организована система общественных и профессиональных объединений.

Поначалу Гитлер и его приверженцы делали ставку на военный переворот, но попытка захвата власти в Баварии в ноябре 1923 г. потерпела фиаско (так называемый «пивной путч»
в Мюнхене). Руководитель НСДАП оказался под судом, отправлен в тюремное заключение, но был выпущен уже в конце 1924 г. В тюрьме Гитлер написал книгу «Mein Kampf», в которой были изложены основы нацистской идеологии. Провал мюнхенского путча привел нацистов к убеждению в необходимости действовать легальными средствами. Гитлер начинает «битву за рейхстаг», пропагандируя идеи расового превосходства и вербуя новых сторонников. Популистские обещания и патриотические лозунги привлекли к нему внимание простых избирателей, а откровенный антикоммунизм обеспечил поддержку влиятельных промышленных и финансовых кругов Германии. В результате в 1928 г. партия получила 12 мест в рейхстаге, в 1930 г. – уже 107, а в 1932 г. – 230. Учитывая рост влияния нацистской партии, президент империи П. фон Гинденбург назначил
30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером во главе коалиционного правительства. Нацисты вполне легальным путем получили власть.

Государственный строй Третьего рейха. Став главой правительства, Гитлер приступил к созданию нового государства, которое должно было олицетворять собой торжество арийской расы – Третьей империи (после Священной Римской империи германской нации и Второй Германской империи). Формально Конституция Веймарской республики не была отменена, но во многих своих положениях она перестала действовать. Государственный строй Третьего рейха определялся рядом основных законов. Один из них – Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 г. Согласно Закону, правительство было наделено законодательными правами. Оно могло издавать законы, противоречащие Конституции (только не затрагивать рейхстаг и рейхсрат). Закон должен был сохранять свое действие до 1937 г., но затем был продлен. В тот же день 24 марта был принят закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств». В соответствии с ним была запрещена Коммунистическая партия Германии (члены которой были обвинены в поджоге рейхстага – провокации, учиненной 27 февраля), а затем были распущены все профсоюзы. В июне 1933 г. под запретом оказалась уже Социал-демократическая партия Германии, а остальные партии объявили о самороспуске. К НСДАП присоединилась правая партия «Стальной шлем». В результате в Германии установилась однопартийная система. Особое положение нацистской партии в государстве было закреплено
Законом «Об обеспечении единства партии и государства» от 1 декабря 1933 г. Партия объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». В соответствии с законом рейхсканцлер и одновременно фюрер единственной в стране партии получил право формирования состава рейхстага (по спискам, одобренным народом на плебисците) и назначения высших должностных лиц. Закон от 30 января 1934 г. предоставил имперскому правительству полномочия изменять Конституцию. Это формально позволило Гитлеру после смерти президента Гинденбурга (2 августа 1934 г.) сосредоточить в своих руках всю полноту власти: фюрер был объявлен рейхспрезидентом, рейхсканцлером и главнокомандующим армией в одном лице. Вождевой принцип был распространен теперь на все государство. Постановление рейхстага 1942 г. утвердило исключительные полномочия А. Гитлера как «вождя Нации, верховного главнокомандующего, главы правительства и высшего обладателя правительственной власти, верховного судьи и фюрера Партии единовременно».

Формально в Третьем рейхе продолжало сохраняться народовластие. При этом вместо представительной демократии нацистами насаждалась плебисцитарная (прямая) демократия. Впрочем, плебисциты проводились обычно по важным политическим вопросам. В частности, на плебисците немецкий народ высказывался по поводу выхода Германии из Лиги наций (1933 г.), по вопросу о президентских полномочиях рейхсканцлера (1934 г.), о присоединении Австрии (1938 г.). Значение же рейхстага вследствие роста законодательных полномочий правительства было сокращено. Само правительство подвергалось неоднократным структурным изменениям. Кабинет министров просуществовал до 1938 г. и превратился во вспомогательный совет при фюрере. Помимо общего совета были учреждены специальные советы: Тайный кабинет по внешней политике, Совет министров по обороне Рейха и др. В стране была создана разветвленная бюрократия, немецкие чиновники должны были нести ответственность лично перед фюрером.

Государственное устройство империи было изменено в направлении создания унитарного государства. Весной 1933 г. ландтаги потеряли право формирования земельных правительств. Законом «О слиянии областей с Империей» от 7 апреля 1933 г. вводились должности рейхсштатгальтеров (имперских наместников), которые должны были возглавлять администрацию земель. Обычно они назначались из числа