Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При формировании компетенций командообразования необходимо учитывать, что это компетенции входят в перечень и общекультурных (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК-12, ОК-20, ОК-24) и профессиональных (ПК-11, ПК-39, ПК-66, ПК-67, ПК-69, ПК-70) компетенций. Результатом их освоения является:
-
«знание и понимание» (формирование представления о команде, ее типах, методах управления ею, основных командных ролях, основных принципах создания условий эффективной командной деятельности); -
«знание как действовать» (приобретение навыков организации совместной работы, организации командного решения проблем, принятия групповых решений и эффективных коммуникаций, выхода из конфликтных ситуаций); -
«знание как быть» (формирование этических ценностей и норм работы в коллективе).
Основной чертой образовательных технологий и методов в образовании будущих HR-менеджеров является акцент на социальной природе обучения и развития личности, ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы работы, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, сотрудничества и сотворчества [62], то есть на групповую по форме и командную по своей сути деятельность.
В связи с этим особое значение приобретают активные и интерактивные формы организации учебного процесса. Они позволяют будущему HR-менеджеру не просто узнать об общих принципах и понятиях командообразования, а на практике получить необходимые навыки и умения. Рассмотрим их более подробно.
Активный метод обучения – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой студенты не пассивные слушатели, а активные участники (Рисунок 8).
| студент |
преподаватель | студент |
| студент |
Рисунок 8 - Активный метод обучения
Активными формами являются проблемные лекции, семинары, научно-практические конференции, групповые консультации и так далее. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод (Рисунок 9) – это метод, ориентированный на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
| студент |
преподаватель | студент |
| студент |
Рисунок 9 - Интерактивный метод обучения
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Формирование компетентности в области командообразования требует внесения изменений в традиционный учебный процесс, введения дополнительных дисциплин, использования практико-ориентированных методов обучения. [63]
Современная модель учебного процесса должна расширять и сохранять образовательное пространство для эффективного становления личности будущего специалиста по управлению персоналом, гарантировать гибкую адаптацию процесса обучения к изменяющимся потребностям общества, поддержку образовательных инициатив с учетом традиций и требований, диктуемых практикой.
Организация обучения предполагает формирование рабочих программ на основании изучения образовательных потребностей, поэтому при формировании компетенций командообразования более эффективны именно интерактивные формы обучения: не имитационные и имитационные (тренинги, деловые игры), игровые (ролевые, дидактические) и неигровые (анализ ситуаций), проблемные и другие. [64] При их проведении студенты вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, учатся находить компромисс.
Эффективно расширить представления студентов о командной работе и принципов взаимодействия с другими в образовательном процессе позволяет изучение конкретных ситуаций (кейсов). Метод обучения, базирующийся на кейсах, расширяет практические знания человека, охватывая те ситуации, в которых обучающийся не оказывался в своей деятельности.
С целью формирования компетентности командообразования у студентов необходимо проводить тренинги, направленные на развитие и формирование необходимых навыков работы в команде. Тренинг как форма обучения основывается на рекомендациях и инструментах по интегрированию полученных знаний и навыков в практическую деятельность.
Так, например, с целью адаптации студентов младших курсов в первую неделю учебного процесса во Владивостокском университете экономики и сервиса с 2003 года ежегодно проводятся социально-психологические тренинги, способствующие быстрейшему знакомству студентов друг с другом, установлению дружеских контактов и формированию учебных коллективов.
В процессе проведения тренинговых занятий у студентов вырабатываются умения оценки эмоционального состояния партнеров, выхода из конфликтных ситуаций. Кроме того, решаются и более общие задачи, такие как сплочение коллектива, выработка умений командного взаимодействия. Данные методы наиболее максимально способствуют осознанию студентами своих личных способностей, самопознанию, отработке навыков эффективной командной работы. [65]
На старших курсах формированию соответствующих компетенций будет способствовать проектная деятельность, включение студентов в реальные социально-управленческие проекты, исследования, а также интеграция правовой, социокультурной, экономической, психологической, социально-педагогической, специально-управленческой подготовки в вариативных формах учебной деятельности.
Кроме того, в формировании компетенций командообразования с успехом может быть использована и внеучебная деятельность: различные виды туризма, игровые виды спорта. Данные технологии используют как аудиторные методы, так и методики OUTDOOR [66].
Все это, с одной стороны, дает студенту навыки организации, как будущему менеджеру, с другой - позволяет решать конкретные коммуникативные задачи и сплачивают группу в период обучения, в ходе производственной или социальной практики.
Использование спортивных технологий развивает у студентов чувство коллективизма и способствует развитию и лидерских качеств. В экстремальных условиях каждый начинает понимать другого с полуслова, ценить время и быстрее приходить к компромиссу. [67] Одним из наиболее известных и доступных студентам является «Веревочный курс» - набор упражнений с использованием альпинистских веревок, заимствованных из туристской и альпинистской практики. Спортивное ориентирование также один из наиболее популярных инструментов в командообразовании, при его проведении отрабатываются навыки лидера или подчиненного, появляется возможность командного и индивидуального принятия решений, налаживание эффективных коммуникаций и так далее. [68]
Целью мероприятий, направленных на развитие навыков командообразования, является формирование компетенций по созданию эффективной группы (команды), а
также решению проблем, возникающих в процессе формирования и функционирования команды.
Знания и навыки в этой области помогут будущему HR-менеджеру повысить эффективность своей работы, создать благоприятный социально-психологический климат в рабочих группах, повысить конкурентоспособность и стабильность организации.
Особо стоит выделить положительный эффект от данных мероприятий в связи с изменениями, произошедшими в современном образовании. Увеличилось количество часов, выделяемых на самостоятельную подготовку студентов, произошел рост вариативности образовательных программ, повысилась роль исследовательских и проектных работ студентов. Ряд этих объективных факторов обозначил рост «субъектной активности» самих обучаемых в учебном процессе. В связи с этим перед вузами встала задача поиска новых эффективных форм обучения, которой и стало командообразование. Речь идет о формировании неформальных студенческих групп. Данный метод дает дополнительный эффект за счет использования возможности разделения и кооперации труда, а также формирования механизмов группового самоконтроля за поведением своих членов.
В рамках исследования данного вопроса, - выявлено, что проблема развития навыков командообразования начала решаться в вузах страны. Так, например, на кафедре «Управление качеством» УлГТУ при изучении дисциплин профессионального блока был проведен эксперимент по созданию студенческих команд с целью более активного усвоения теоретико-методологического материала, а также получение практического опыта участия в проблемно-ориентированных прикладных исследованиях. [69]
Задания, поставленные перед группами, дифференцировались по степени сложности с учетом реальных различий в уровне подготовленности студентов, а также их активности. Но вместе с тем задания для всех групп - взаимосвязаны как элементы единого плана исследования, создавая тем самым связь между группами в процессе работы и условия для сопоставимости полученных группами результатов.
Формирование групп происходило на основе принципа добровольности. К каждой группе был прикреплен куратор из числа студентов старших курсов специальности «Управление персоналом» и молодых преподавателей, имеющих опыт подобных исследований.
Эксперимент проводился в течение одного семестра на базе двух студенческих групп первого и пятого курса. В результате проведенного эксперимента - выявлено, что применение командных методов работы позволило всем участникам за короткое время получить навыки решения задач повышенной сложности, что трудно достижимо при индивидуальном способе работы. [70]
В Казанском федеральном университете тренинги командообразования проводят для всех студентов старших курсов в формате лекций, решения кейсов и деловых игр, под руководством приглашенного тренера. [71] В подобном формате проходит обучение тимбилдингу и в Саратовском государственном университете.
В Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана учебный процесс по физической культуре реализуется с элементами командообразования, это различные виды туризма, командного ориентирования, элементов альпинистской техники, игровые виды спорта. [72]
Совершенно иной подход сложился в Северо-западной академии государственно службы. Там был внедрен учебный модуль «Командообразование в системе внутренних коммуникаций». Занятия по данному предмету строятся как краткосрочный кейсовый проект: студенты делятся на подгруппы, получают задание, разрабатывают стратегию совей команды и выполняют последовательно одну из технологий тимбилдинга. Итогом работы является защита своего проекта командообразования. [73]
А в Санкт-Петербургском государственном университете и в Государственном университете управления для студентов 1 курса проводят тренинг командной работы, основными задачами которого является сплочение студентов, обучающихся на разных специализациях, а также обучение основным навыкам работы в команде. Данные тренинги организуют студенты 4 и 5 курсов специальности управления персоналом, они выступают в роли инструкторов. [74]
Если рассматривать опыт зарубежных коллег, то в Университете Джорджии (Соединенные штаты Америки) - разработана программа B.A.S.I.C Training (Building and Achieving Successin in Chapters) что переводится как «строительство и достижения успеха в формате приключений». Основной задачей данного тренинга является развития компетенций лидерства и тимбилдинга у студентов. Данное обучение реализуется на базе специализированных лагерей, где студенты проходят подготовку в течение летнего сезона. Инструментами работы преподавателей являются деловые игры, лекции, спортивные соревнования, психологические тренинги и тому подобное. В результате прохождения данного обучения студенты развивают навыки организации коммуникаций, лидерства и работы в команде. [75]
В России данная тенденция получило свое развитие совсем недавно.
Основываясь на опыте рассмотренных университетов, самым эффективным является обучение будущих специалистов в области управления персоналом навыкам командообразования и привлечение их для проведения тренингов тимбилдинга для студентов других специальностей. Для этого необходимо разработать дополнительную программу по обучению навыкам проведения тренингов командообразования для студентов направления подготовки «Управление персоналом».