Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
256
Адвокат бизнеса
Виталий Александров,
совладелец идиректор Out of Cloud
ДоN'@Oгода унас был льготный тариф постраховым взносам— около N'% вместо B'%. Так получилось из-затого, чтомы были наупрощенке инаопределенных кодах ОКВЭД. НосN'@Oгода ихотменили.
Вдекабре мы хорошенько покопались взаконах ивыяснилось, чтоподходим подкритерии льгот отМинкомсвязи, итеперь мы платим взносы @>% вместо N'%, которые отменили. Это здорово экономит бюджет, когда делаешь бизнес вбелую, какмы.
Официальные обращения в2государственные органы и2учрежде- ния могут создать PR-поводы для2публикаций в2СМИ.
Иван Шестов,
директор коммерческой деятельности имаркетинга «Бургер Кинг Россия»
Мы предложили Новосибирскому театру оперы ибалета какглавному символу города вместо Оперного театра стать
«Вопперным театром» иразместить накуполе театра фото нашего бургера. Дляэтого направили официальное письмо. Администрация театра отказалась, хотя мы предлагали заразмещение баннера оказать спонсорскую помощь в;млнруб лей.
О взятках.
«Мы пытались договориться через людей, но2ничего не2получилось, поэтому пришлось нанимать юристов»2— с2такой фразы начался диалог с2владельцем кафе.
«У2нас и2правда дешевле договориться с2инспектором на2месте, чем2нанимать юриста»,2— возражают мне слушатели правовых мастер- классов, говоря об2особенностях своих регионов. И2я2знаю эти особенности, потому что2моя команда ведет дела от2Камчатки до2Санкт- Петербурга. И2всё равно я2убежден, что2надо защищаться только правовыми инструментами, а2не2коррупцией.
257
Если пришла проверка
Мое мнение: взятки давать нельзя. Просто нельзя. И2это не2оттого, что2я2хороший парень, и2не2потому, что2взятки разлагают страну и2общество. Взятки давать просто невыгодно.
Место чиновника и2инспектора становится всё ценнее, им повышают зарплату, о2них заботится работодатель2— государ- ство. Чтобы сохранить это место, нужно сидеть молча и2не2брать ответственность. Однако зарабатывать-то2они хотят. Поэтому некоторые лично, а2чаще через посредников, предлагают «решить вопрос».
Чиновник не2берет на2себя ответственность, поэтому в2реаль- ности проблемой компании не2занимается. За2взятку никто ничего не2делает. Все сидят, смотрят и2ждут. Если проблема ула- дится сама собой, взяточник приедет к2вам, напустит драмы, как2долго он уговаривал начальника, и2какой он молодец, и2«обра- щайтесь еще».
А2 если в2 итоге исход негативный, взяточник скажет что-то2вроде такого: «Федералы взяли под2контроль, ничего нельзя сделать». И2в2лучшем случае отдаст деньги, а2в2худшем2—
«деньги у2генерала, идите сами заберите».
Если компания решилась на2взятку, получается глупая ситуа- ция. Возможно, состава правонарушения и2 не2 было, а2 после взятки он появился. Тем2более взятка2— уголовное дело, это намного жирнее для2статистики, чем, например, муха на2кухне какого-нибудь кафе. Поэтому проверяющий может привлечь к2ответственности, только уже по2более крупному делу. И2полу- чит за2это более крупную звезду на2погоны.
Поэтому мой совет2— думать о2себе, не2подставляться и2обхо- диться без2взяток.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
258
Адвокат бизнеса
Чек-лист: чтоделать до, вовремя ипосле проверки
Допроверки z
Провести тренинг ссотрудниками исоставить регламент, чтобы все знали, чтоделать, кому икак.
z
Завести журнал учета проверок.
z
Определить уполномоченное лицо— спасателя, который поможет пройти проверку, идать его номер своим сотрудникам.
z
Закрыть свободный доступ кдокументам, поставить хотябы канцелярские, нозамки нашкафы. Нехранить документы настолах.
Вовремя проверки z
Непрепятствовать проверке, неоскорблять инеругаться спроверяющими.
z
Понять, какой тип проверки перед вами искаким документом пришли проверяющие.
z
Вписать проверку вжурнал учета проверок.
z
Сообщить оботсутствии уполномоченных лиц ипопросить подождать.
z
Вызывать уполномоченное лицо— помощника, который сопровождает вас при проверках.
z
Узнать реальную причину проверки.
z
Отпустить нестабильных инеобученных сотрудников домой, если можно. Лучше отпустить всех.
z
Следить запроверяющими.
z
Снимать работу проверяющих навидео.
z
Проверять протокол итолько потом подписывать. Если нужно, вносить изменения, писать «несогласен».
z
Составить протокол изъятия документов, перепроверить подокументам, взять копию себе. Если недадут, переписывать копию отруки. Только потом подписать.
z
Проконтролировать дачу объяснений сотрудниками компании, назначить им адвоката, если дело серьезное.
После проверки z
Встретиться сруководителем подразделения, который проверял компанию, попытаться его убедить.
z
Привлечь внимание СМИ иобщественности.
z
Обжаловать итоги проверки всуде.
Вызывать уполномоченное лицо— помощника, который сопровождает вас при проверках.
z
Узнать реальную причину проверки.
z
Отпустить нестабильных инеобученных сотрудников домой, если можно. Лучше отпустить всех.
z
Следить запроверяющими.
z
Снимать работу проверяющих навидео.
z
Проверять протокол итолько потом подписывать. Если нужно, вносить изменения, писать «несогласен».
z
Составить протокол изъятия документов, перепроверить подокументам, взять копию себе. Если недадут, переписывать копию отруки. Только потом подписать.
z
Проконтролировать дачу объяснений сотрудниками компании, назначить им адвоката, если дело серьезное.
После проверки z
Встретиться сруководителем подразделения, который проверял компанию, попытаться его убедить.
z
Привлечь внимание СМИ иобщественности.
z
Обжаловать итоги проверки всуде.
260
Адвокат бизнеса
Интернет- проекты
Интернет- проекты много всего почерпнут из2 других глав: об2интеллектуальной собственности, товарных знаках, партнер- ствах и2договорах. Но2отдельно стоит остановиться на2нескольких пунктах об2интернет- продажах и2сопутствующих им процедурах сбора персональных данных, а2также о2контенте и2серых зонах для2законодательства. Я2расскажу о2том, что2чаще всего нужно на2практике.
Обработка персональных данных
Есть закон, который рассказывает, как2 компаниям хранить и2обрабатывать персональные данные клиентов2— те сведе- ния, по2 которым можно определить конкретного человека.
Например:
z электронная почта;
z телефон;
z имя и2фамилия, только одно имя или2отчество2— не2счита- ется;
z дата рождения;
z адрес.
261
Интернет- проекты
Ксения Стернина,
директор департамента исследований Mail.ru Group
Мы проводим исследования спользователями. Собирать согласия навсё чтоугодно— теперь моя вторая профессия. Согласие наобработку персональных данных, согласие навидеосъемку, согласие отродителей, если несовершеннолетние исследуются, согласие наисследования сфизиологией иещенесколько разных согласий исоглашений.
Потом наступает момент, когда мне нужно проанализировать свою базу пользователей, скоторой мы вроде берем все необходимые согласия. Приэтом всё равно собирается консилиум юристов ипредлагает противоположные вещи, амне непонятно, кчему ямогу прислушаться.
Репутационные риски очень велики, поэтому дляменя выход: наем специализированного агентства, которое делает всё отсвоего имени изанас, несет риски насебе, амне предоставляет данные. Втаком случае нам удается быть гибкими.
Если собираете сведения о2покупателях, вы2— оператор персо- нальных данных и2к2вам есть требования. Их2много, но2вот суть.
Вы говорите покупателю:
z что2собираете сведения о2нем;
z храните их2у2себя, при2этом если это граждане РФ, то2обяза- тельно в2России;
z можете передать третьим лицам для2 выполнения услуги, например, курьерской службе, которую наняли для2доста- вок заказов.
И2просите покупателя на2это всё дать согласие.
Обычно для2согласия ставится пара галочек: «Я2согласен на2обра- ботку персональных данных» и2«Я2согласен с2Политикой обра- ботки персональных данных». Покупатель это должен сделать,
262
Адвокат бизнеса когда вводит свои данные: оформляет покупку или2 подпи- сывается на2 рассылку. Просто наличие ссылок на2 эти доку- менты2— не2годится, обязательно нужна галочка. Более того: проставленная заранее галочка тоже не2годится, пользователь должен поставить ее сам.
Кроме галочек для2согласия на2сайте должны быть отдельные ссылки на2политику конфиденциальности и2политику обработки персональных данных. Это документы, в2которых компания рас- сказывает, что2делает с2персональными данными и2как2о2них заботится. Можно их2объединить в2один документ.
Это еще2не2всё. Как2оператор персональных данных, компания обязана подать уведомление в2Роскомнадзор, который контро- лирует выполнение закона о2персональных данных. В2уведом- лении компания говорит: она стала оператором, закон знает, будет его соблюдать.
За2 нарушения есть штрафы. Если они изменятся, ищите их2в213.11 КоАП РФ, а2пока:
z до230 000 руб лей2— за2неопубликование ссылки на2политику обработки персональных данных;
z до275 000 руб лей2— за2обработку данных без2согласия.
Думаю, дальше контроль за2соблюдением закона будет еще2жестче.
Уже сейчас работают программы, которые анализируют сайты и2проверяют соблюдение требований законодательства авто- матически, без2участия людей. Осталось только, чтобы штрафы приходили автоматически2— как2с2камер, которые фиксируют превышение скорости на2дорогах.
Помимо российского закона о2 персональных данных есть еще2и2европейский, так называемый GDPR. Если вы продаете что-то2в2Европу через интернет, рекомендую привлечь специа- листа по2GDPR, потому что2дел много.
263
Интернет- проекты
Макс Крайнов,
генеральный директор Aviasales
Весь N'@&год мы посвятили ФЗ-@;N иGDPR. Проактивно пытаемся быть комплаент (соблюдающими правила). Делаем так, потому чтоисами верим впроактивный комплаенс, иконкуренты серьезно относятся кэтой теме.
ПоGDPR нанимали российских юристов, укоторых были успешные кейсы дляевропейцев. Российских нанимали, потому чтосними понятнее работать иможно более четко объяснить задачу.
Стоил GDPR десятки тысяч долларов ичетыре месяца работы.
Так долго идорого из-заперевода всех политик— они должны быть наосновных европейских языках, это пять–восемь языков.
ФЗ-@;N вдва споловиной раза дешевле, чемGDPR, новсё равно недешев.
Отнимает безумное количество времени, новерим, чтовсё незря.
Возврат покупок
Мы уже говорили о2законе, который защищает права потреби- телей,2— он рассказывает, какие покупки клиент может вернуть, когда и2по2какой причине (а2то2и2без2причины). Если сравнивать с2обычными офлайновыми магазинами, интернет- магазины находятся в2невыгодном положении.
Клиент вправе отказаться от2онлайн- покупки в2любой момент до2ее получения или2в2течение семи дней после получения. Отказ может быть по2любой причине и2вообще без2объяснений. Допу- стим, клиент заказал много разных товаров, сотрудники склада потратили время на2сбор заказа, магазин заплатил за2выезд курьера. Но2пока курьер ехал, покупатель передумал и2отказался от2покупки. В2России он имеет на2это право. И2хотя магазин поте- рял деньги, ничего сделать нельзя.
264
Адвокат бизнеса
Если товар надлежащего качества (без2 брака), то2 в2 обычных офлайн- магазинах его можно обменять или вернуть деньги в2течение 14 дней. Плюс актуален список товаров, которые нельзя возвращать, даже если покупатель передумал или2что-то2не2под- ходит по2размеру. В2него входят купальники, мобильные теле- фоны, косметика и2еще2много чего.
Для2интернет- магазина невозвратный список не2действует: клиент купил электрическую зубную щетку и2может ее вернуть, даже если она без2брака.
Три месяца вместо семи дней.
У2покупателя есть семь дней, чтобы передумать и2вернуть онлайн- покупку. Подвох в2том, что2семь дней могут превратиться в2три месяца.
Правило такое: онлайн- магазин обязательно должен напра- вить клиенту документ с2 информацией о2 порядке возврата товара:
z адрес и2режим работы пункта приема возвратов;
z срок, в2течение которого можно отказаться (от семи дней);
z предупреждение о2необходимости сохранения товарного вида, потребительских свой ств товара, а2также документов, под- тверждающих оплату.
Всё это покупатель должен получить одновременно с2покупкой.
Получить2— значит, что2курьер передает клиенту лист, где всё это описано, а2покупатель расписывается, что2ему передали инфор- мацию о2порядке возврата в2письменном виде. Некоторые ком- пании печатают на2упаковке адрес сайта с2описанием возврата: мол, вся информация по2обмену- возврату2— там. Так вот, ссылки недостаточно, описание должно быть на2бумаге.
Мало передать лист с2 описанием. Наша задача2 — полу- чить от2клиента документальное подтверждение, что2он полу- чил информацию по2обмену и2возврату. Иначе клиент скажет, что2магазин всё придумал и2никакой информации о2возврате не2передавалось.