Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62
Адвокат бизнеса
Вот главное правило: чаще всего по2умолчанию права на2РИД при- надлежат тому, кто2его создал. Если программист сделал каль- кулятор ипотеки на2сайт, то у2него автоматически есть права на2этот калькулятор. Даже если программист работает в2штате, он всё равно обладает правом на2этот калькулятор2— при2усло- вии, что2работодатель ничего по2интеллектуальной собственно- сти не2оформлял. Право принадлежит автору изначально, а2потом его можно кому-то2передать, продать или2дать на2время. Тот, у2кого есть право, называется правообладателем.
Чтобы компания получила права на2использование калькуля- тора из2нашего примера, она должна подписать с2автором доку- мент, где он говорит: «Хорошо, пользуйтесь». Если использовать калькулятор без2разрешения автора, это нарушение авторских прав и2может быть наказание2— при2условии, что2автор захо- чет с2этим разбираться. Вот что2грозит:
Компенсация от десяти тысяч до пяти миллионов руб лей.
В2законе нет фиксированной суммы, но2есть вот такая вилка.
Сколько получит автор, решает суд.
Возвращаемся к2примеру с2калькулятором: программист тре- бует у2заказчика миллион руб лей за2использование того, что он сделал на работе. Мол, он только передал сам код по2заказу, а2права на2использование не2передавал. Выходит, компания использует чужую работу просто так, его права нарушены, и2с2компании2— миллион руб лей компенсации.
Компания не2хочет убирать калькулятор с2сайта, но2считает, что2миллион2— это слишком много. Тогда все идут в2суд. И2уже суд решает, сколько платить в2качестве компенсации и2как2дальше использовать калькулятор. Хуже того: если суд обязал заплатить компенсацию, это еще2не2означает, что2заказчику переходят права. Помимо этой компенсации нужно будет еще2как-то2дого- вариваться о2передаче прав.
В2России редко можно встретить выплаты в2пять миллионов руб лей, но2никто от2такого не2застрахован. Кроме того, разбира- тельства в2суде тоже стоят денег, не2говоря уже о2скандале вокруг
«фрилансера, которого обидели капиталисты».

63
Интеллектуальная собственность
Потеря продукта.
Давайте опять о2программистах, пусть они сде- лали приложение для2трекера привычек. Этот трекер компания продает в2магазине приложений. В2сущности, компания и2есть это приложение. Нет приложения2— нет бизнеса.
Программисты увольняются и2говорят, что2забирают код тре- кера с2собой. Формально они правы: если работодатель не2полу- чил у2них права на2использования трекера и2не2сможет доказать, что2создание этого трекера было прямой служебной обязанно- стью программистов, то2юридически трекер принадлежит про- граммистам и2они могут делать с2ним всё, что2захотят.
То2же самое с2любым другим продуктом. К2примеру, агентство готовит рекламный ролик для2международного бренда. И2если оно не2получило права на2видео у2видеооператора, контракт с2брендом может быть под2угрозой. Крупные компании требуют подтверж- дение, что2права на2музыку, слова и2видео в2ролике принадле- жат агентству, а2не2кому-то2еще.
Мой совет: всегда- всегда оформляйте документы на2полу- чение исключительного права в2полном объеме на2результаты интеллектуальной деятельности. Не2важно, о2ком речь: штат- ном сотруднике или2внешнем подрядчике.
Максим Журило,
основатель компании I love supersport
Унас был тренер, который участвовал всессиях поразработке тренировочных методик. Немогу сказать, чтоон создал больше, чемлюбой другой изгруппы, но, когда мы сним расставались, он решил заявить, чтоявляется автором всех методик школы, илибо мы платим ему вознаграждение, либо он начинает всем рассказывать, чтонасамом деле это всё его разработки иего заслуги, амы плохие ивсё украли.
Пришлось договариваться. Уверен, что, еслибы мы ссамого начала грамотно оформили интеллектуальные права накомпанию, намбы это стоило внесколько раз дешевле.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

64
Адвокат бизнеса
Как получить исключительное право
Мы договорились, что2существует автор, а2у2него2— авторские права. Чтобы заказчик мог использовать то, что2этот автор соз- дал, надо получить исключительное право на2это произведение2— программу, макет, текст, аранжировку и2т. д. Тогда заказчик станет обладателем этого права, то2есть правообладателем.
Заказчик может получить исключительное право в2полном объеме или2какие-то2отдельные составляющие исключитель- ного права. Если в2полном объеме2— вы можете использовать РИД всеми возможными законными способами. Если речь об2отдель- ных составляющих (например, на2 публикацию, переработку и2перевод), то2вы сможете распоряжаться РИД только в2рам- ках этих прав.
Исключительное право в2большинстве случаев автоматиче- ски не2передается, для2этого нужно подписать документы. Какой документ подписывать, зависит от2автора и2заказчика, а2также от2объема передаваемых прав.
Права уштатного сотрудника.
Первый шаг2— заявить докумен- тально, что2сотрудник на2работе занимается интеллектуальной деятельностью и2передает права работодателю. Для2этого берем трудовой договор и2должностную инструкцию. В2них фиксируем:
z работник создает результаты интеллектуальной деятельности;
z всё, что2делает работник, является служебным произведением;
z сотрудник передает исключительные права на2служебные произведения работодателю;
z работодатель выплачивает сотруднику вознаграждение
(отдельное!) за2передачу прав и2предусматривает конкрет- ный объем этого вознаграждения.

65
Интеллектуальная собственность
Второй шаг2— доказательства, что2работодатель просил созда- вать то2или2иное произведение. Вдруг сотрудник, сидя на2рабочем месте, начертил в2своем личном блокноте гениальное произ- ведение, а2 работодатель подсмотрел и2 украл? Чтобы не2 было повадно, описываем, как2сотруднику выдаются служебные зада- ния и2как2собираются выполненные результаты.
Пример. В2компании работает дизайнер, и2у2него есть долж- ностная инструкция. Инструкция фиксирует, как2дизайнер полу- чает задачи, например карточки в2Trello. Там2же написано, куда и2как2дизайнер передает промежуточные и2готовые версии маке- тов и2отчеты о2сделанном.
Может быть фраза с2таким смыслом: дизайнер получает слу- жебные задания по2корпоративной электронной почте, а2все вер- сии выполненных макетов складывает в2папку, которая хранится на2сетевом диске работодателя. Макет2— выполненное служеб- ное задание. Отчет отправляется работником в2ответном элек- тронном письме с2ссылкой на2макет.
Всё: формальности описали, теперь главное2 — хранить и2письма с2заданиями и2отчетами, и2макеты в2папке. Так как2вам нужно будет соблюдать всё, что2придумали юристы, то2и2приду- мывайте сразу это удобным и2рабочим бизнес- процессом.
Идеально, если работодатель готовит на2каждую задачу слу- жебное задание. Прямо документ, который так и2называется: служебное задание. В2нем: что2сделать, когда, зачем. А2потом сотрудник должен отчитаться по2заданиям, которые выполнил.
Это, кстати, должно позитивно повлиять на2творческих сотруд- ников: они будут видеть свой прогресс и2степень продуктивности.
Менее идеальный вариант (но2тоже рабочий)2— когда служеб- ное задание и2отчет формируются на2группу задач.
Задания и2отчеты могут быть в2электронном виде: письмо по2корпоративной почте, презентация или2документ в2«Ворде».


66
Адвокат бизнеса
Не2нужно впадать в2крайности и2подписывать всё на2бумаге2— тогда придется выделить под2эту бюрократию отдельный ангар.
Еще2есть вознаграждение за2передачу прав. Порядок оплаты описывается в2документах, они называются «локальные норма- тивные акты» либо трудовой договор, и2это могут сделать юрист с2кадровиком. Вот основные принципы.
Сумма может быть символической, хоть тысяча руб лей за2каждое служебное задание. Дизайнер сделал десять макетов, работодатель выплачивает десять тысяч руб лей. Эта сумма необя- зательно должна быть «сверх» зарплаты дизайнера. Например, зарплата у2дизайнера2— сто тысяч руб лей, теперь вы платите зарплату2— девяносто тысяч руб лей и2компенсацию за2передачу исключительных прав2— десять тысяч руб лей. Главное2— фор- мально выделить этот платеж, а2не2«склеивать» его с2зарплатой.
В2документах на2перевод пишем, что2это не2просто зарплата или2премия, а2«вознаграждение за2передачу исключительных прав в2полном объеме». Иначе, если дело дойдет до2суда, будет сложно доказать факт оплаты.
Вознаграждение за2 права можно переводить раз в2 месяц за2выполненную работу или2по2итогам проекта.
Права уподрядчика.
Если работу выполняет не2штатный сотруд- ник, а2 внешний подрядчик по2 договору оказания услуг2 — тем2 более оформляем передачу прав. Пригодятся три типа договора: лицензионный договор, договор отчуждения права и2 договор авторского заказа. Тип договора зависит от2 того, что2делает автор.
Лицензионный договор
2— когда подрядчик создал свой РИД еще2до2вашего заказа и2не2хочет отдавать права навсегда и2цели- ком. Право дается на2 время2 — это называется лицензией.
Например, если вы хотите использовать чужую уже написанную песню в2своей рекламе, которая будет крутиться в2интернете год,

67
Интеллектуальная собственность то2вам нужна лицензия минимум на2год. При2этом такая лицен- зия может быть исключительной, тогда никто другой не2может ее использовать, например, в2рекламе. А2через год, когда лицен- зия закончится, эта2же песня может появиться в2чужой рекламе.
Договор об отчуждении исключительного права
2 — когда вы хотите целиком и2навсегда забрать у2правообладателя исклю- чительное право на2 РИД и2 использовать его сами. Это когда песня для2вашего рекламного ролика уже написана, вы хотите ее купить, при2этом чтобы никакая другая компания не2смогла2бы ее больше использовать. Если только вы ей это не2разрешите в2будущем.
Договор авторского заказа
2— РИД еще2не2создан и2будет созда- ваться для2вас по2вашему заказу. В2этом договоре советую отдельно прописать, передается2ли исключительное право целиком или2вы получаете лицензию. Такой договор может заключаться только с2авторами2— физическими лицами, но2не2с2компаниями. Это значит, что2вы можете заказать у2музыканта песню, он напи- шет ее специально под2вашу рекламу и2передаст права: навсегда или2на2время.
А2 вот для2 случая, когда что-то2 разрабатывает компания, а2не2отдельный человек, есть еще2универсальный вариант: дого- вор возмездного оказания услуг (выполнения работ). В2 него можно включить и2отчуждение исключительного права уже созданного РИД и2предусмотреть создание нового РИД с2буду- щим отчуждением исключительного права.


68
Адвокат бизнеса
Как защититься откражи бизнес- секретов
Это немного не2про2интеллектуальные права, но2об2интеллекту- альной собственности2— нематериальной составляющей биз- неса, которая ценна и2которую можно украсть.
Есть термины «коммерческая тайна» и2 «ноу-хау». Это немного разные вещи, но2для2бизнеса суть одна: секрет компа- нии, который нельзя разглашать.
Ноу-хау (секретами производства) может стать не2 всё что2угодно, у2таких секретов есть критерии:
z
Секрет касается бизнеса
, а2 не2 личной жизни владельца.
Например, рецепт плюшек или2структура построения бизнес- модели.
z
Имеет коммерческую ценность
, ее можно монетизировать.
Взять рецепт плюшек. Если его использует другая булочная, она начнет продавать плюшки по2этому рецепту и2заработает.
z
Секрет незнают посторонние
. Если булочная сама опубли- ковала рецепт в2соцсетях, он больше не2считается секретом.
z
Нет свободного доступа ксекрету
. Рецепт не2валяется на2бар- ной стойке, мимо которого проходят все, кому не2лень.
z
Компания его защищает
. В2 булочной есть регламент, кто2и2как2пользуется рецептом и2как2его хранит, сам рецепт спрятан в2 сейфе. А2 еще2 есть режим коммерческой тайны, и2рецепт считается такой тайной.
Для2защиты секретов используется два документа: положение о2коммерческой тайне и2соглашение о2неразглашении или2NDA.
Положение обычно используется для2 штатных сотрудников,
NDA2— для2клиентов и2подрядчиков. Хотя NDA с2сотрудниками тоже часто подписывают, это помогает для2защиты сведений и2психологического закрепления.
В2российской практике эти документы работают нестабильно.
Закон работает так, что, если передавать сведения или2доку-

69
Интеллектуальная собственность менты не2по2регламенту, юридически режим коммерческой тайны не2соблюден, а2значит, и2нарушения нет.
Чтобы закон защищал компанию, надо сначала ввести режим коммерческой тайны, а2потом его поддерживать. Это стопка документов: например, приказ о2введении режима коммерче- ской тайны и2локальный нормативный акт2— положение о2ком- мерческой тайне.
Еще2 нужно собирать подписи сотрудников об2 ознакомле- нии с2положением, проставлять гриф «Коммерческая тайна» на2документы, которые считаются секретными, ограничивать доступ к2файлам2— целый процесс. Если что-то2из2этого не2доде- лать, считай, режима коммерческой тайны нет, рассказывай что2хочешь и2кому хочешь.
Для2справки: базы данных потенциальных или2действующих клиентов также могут защищаться: и2интеллектуальными пра- вами, и2режимом коммерческой тайны. Сведения в2базах дан- ных защищаются авторским и2смежным правами.
Еще2 одна причина слабой эффективности коммерческой тайны2— факт кражи сложно доказать, поэтому большинство юристов скептически относятся к2защите секретов. Но2я2вот что2вам скажу. Есть пункты, которые срабатывают психологи- ческим стоп-фактором. Вот подписываете соглашение с2сотруд- ником, а2там2штраф в2полмиллиона руб лей за2каждый факт разглашения секрета и2еще2много- много абзацев, как2компа- ния будет расследовать кражу. И2вот этот сотрудник увольня- ется. Он дважды подумает, прежде чем2забирать базу клиентов.
И, скорее всего, не2станет рисковать, даже если новый работода- тель начнет намекать, мол, давай сюда своих клиентов.
С2другой стороны, большой штраф на2работника в2докумен- тах может стать предметом претензий трудовой инспекции к2работо дателю. Тут выход один2— в2каждой ситуации решать по2обстоятельствам.
Если эту главу прочитал какой-нибудь недобросовестный сотрудник и2думает, что2он теперь безнаказанно сможет всё украсть, знайте, что2с2момента написания этой книги судеб-