Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78
Адвокат бизнеса
Отвечаю специально сиздевкой: «Ксожалению, данная форма договора была согласована специалистами юридического департамента нашей компании, поэтому другой версии внастоящий момент непредусмотрено. Убедительная просьба сообщить, какие конкретно положения требуют корректировки, наваш взгляд, имои сотрудники свяжутся свашими сотрудниками сцелью согласования вустановленном порядке…»
Дня через три ответ: «Пожалуйста, измените подсудность сАрбитражного суда города Москвы наАрбитражный суд поместу нахождения истца».Тоесть прицепились ккакой-тоабсолютной ерунде, потому чтопосути сказать было нечего. Договор может быть наодной странице.
Не берите шаблоны из интернета.
Кажется, что2самый простой способ сделать свой договор2— найти шаблон в2интернете. Нужен договор поставки, набираем это в2«Яндексе», находим ссылку, скачиваем и2вписываем свои реквизиты. Это вредный путь.
Договор из2интернета не2учитывает особенности конкрет- ной сделки. Но2при2этом он создает иллюзию, что2в2сделке всё правильно и2не2надо вычитывать досконально. Человеку, кото- рый скачал типовой договор, кажется, что2дело за2малым: нужно просто заменить реквизиты, стоимость, сроки. Форма типового договора может создавать ощущение, будто об2остальных юри- дических тонкостях кто-то2уже подумал: будто все условия вну- три справедливые и2защищают именно ваши права.
Но2на2самом деле в2договоре может не2быть какого-то2важ- ного пункта. Или2там2может быть пункт, который один чело- век поймет по-своему, а2суд интерпретирует иначе. Там2могут быть формулировки, которые кажутся юридически сложными, и2потому читать их2как2будто необязательно. Но2эти формули- ровки будут описывать невыгодные условия сделки или2вообще противоречить закону. Вы2же не2знаете, кто2этот договор состав- лял и2чьи интересы имел в2виду.
Представим, что2вы продаете женскую одежду через чужие шоурумы. У2вас договор комиссии, по2которому вы (комитент)
79
Каксоставить договор даете на2реализацию комиссионеру некоторый товар. После про- дажи комиссионер забирает свою долю, а2вам перечисляет вашу.
Что2может происходить по2такому договору: магазин про- дает ваши вещи понемногу, но2в2отчет о2продажах их2не2впи- сывает. Зачем выплачивать вам сразу все деньги от2проданных вещей, если можно немного подержать эти деньги у2себя на2сче- тах, прокрутить, получить проценты? По2факту ваша вещь про- дана, а2в2отчетах о2продажах ее еще2нет. Но2это только начало, следите за2руками.
Подходит конец сезона, и2шоурум говорит, что2на2весь ассор- тимент объявляет большие финальные скидки. Вы соглашае- тесь. Шоурум показывает предыдущие продажи этим месяцем со2скидкой, при2этом забирает разницу от2стоимости проданных ранее без2скидок товаров себе. Всё сходится: товаров на2складе нет, а2на2скидку вы согласились сами.
Чтобы этого избежать, у2 комитента (того, кто2 дает товар на2 продажу) должна остаться возможность контролировать остатки. Для2этого подробно прописываете в2договоре процесс контроля и2посещения шоурума комиссионера. В2стандартном договоре такого пункта может не2оказаться, а2это потенциаль- ные убытки.
Еще2компании спрашивают договор у2знакомых или2в2отрас- левых группах, сообществах и2чатах. Вот появляется молодой бренд, и2владелец пишет в2телеграм-чате @HackingFashion:
«Ребята, поделитесь договором комиссии.
Вдруг укого-топроработанный есть».
Ему присылают договор с2фразой «Вот хороший договор, пять лет работаем, с2юристами делали». В2чем2проблема: бренд не2ска- зал, кем2выступает по2договору комиссии. Хороший договор для2комиссионера2— того, кто2продает чужие вещи,2— будет очень плохим для2комитента2— того, кто2отдает вещи на2реа- лизацию, и2наоборот.
Например, в2хорошем договоре для2комиссионера не2будет пункта о2возможности комитента прийти в2точку реализации
80
Адвокат бизнеса и2проверить остатки, а2в2договоре для2комитента он нужен.
Хотя о2таком пункте можно даже не2узнать, если вы комитент, а2вам прислали договор комиссионера. Поэтому нужно инди- видуально прорабатывать договор под2свою роль в2этой сделке и2под2свою бизнес- модель. Только тогда договор даст выгоду.
Не2скачивайте шаблоны договоров из2интернета. В2качестве отправной точки можно брать шаблоны договоров таких2же участников рынка, как2вы. Если у2вас магазин, берите шаблон договора от2магазина, а2не2от2поставщика.
Описать бизнес- процессы вдоговоре
Чтобы сэкономить время на2договоре, предлагаю поделить работу на2два этапа: сначала бизнес- процессы, потом текст договора.
Первым делом описываете процесс: кто2и2что2должен сделать, за2какое время и2на2каких условиях. Прямо по2этапам, как2они идут в2реальной жизни:
1. Заказчик прислал эскиз сайта.
2. Исполнитель за10 дней изготовил стартовую страницу.
3. Заказчик в течение 5 дней утверждает и оплачивает 30%.
Эти этапы можно представить в2два таймлайна с2временными отсечками. Такая визуализация помогает увидеть всю картинку целиком и2выявить, какие сроки не2устраивают или2какой этап пропущен. Я2называю этот инструмент «Механика договора».
5
10
14
5
5
60
ɲਲ਼ʋʈʊʆʌਯʈʔ
ɱਮʇਮʅʏʆʇ
ਫʇʆʊʌʔ
ʕਲ਼ʇʆʅ
ਲ਼ਮਰʌਮ
ɴʌʁਯਲʃʆʌʔ
ਨʋʈਮʌʆʌʔ
ɲʅʂʌʁʆʌʔ
ਲ਼ʌਮਲʌʁʖ
ਫʃਯʈਮʌʔʁਲ਼ਯ
ਲ਼ʌਲਮʊʆʎʓਮਲਵʆʌਯʇʌਲʓ
ɴʌʁਯਲʃʆʌʔ
ਲਯʌਯʊʅʆʆ
ɯʋʈਮʌਮ
81
Каксоставить договор
Как2только составите подобную схему, отдаете юристу: он отшли- фует фразы так, чтобы, если дело дойдет до2суда, суд оказался на2вашей стороне. Это не2значит, что2он накрутит там2слож- ных конструкций,2— его задача убедиться, чтобы ваши термины не2расходились с2общепринятыми терминами и2не2противо- речили закону, а2еще2чтобы ваши условия не2признали недей- ствительными.
На2выходе: вы расписали бизнес- условия, расставили в2нуж- ном порядке всё, как2считаете правильным, прописали положе- ния по2ответственности и2срокам. А2юрист добавляет четкости к2формулировкам. При2этом все условия работают на2вас, а2юрист не2дергает с2вопросами о2сроках оплаты и2рассрочке.
«Механику» можно использовать в2 двух направлениях.
Первое2— когда вы придумываете новый продукт или2услугу и2описываете связанные с2этим процессы: что2когда создается, кто2что2делает, кто2когда платит. Так рождается ваш договор, по2которому вы оказываете что-то, а2вам за2это платят деньги.
Потом вы отдаете эту схему юристам, и2они создают по2ней ваш договор.
Второе направление2— когда вы получаете запутанный тол- стый договор от2 исполнителя или2 заказчика. Предположим, что2по2какой-то2причине вы должны работать именно по2этому запутанному договору. Тогда отдаете его своему юристу и2про- сите собрать из2него понятную механику договора, визуализа- цию. А2потом уже сами анализируете эту схему: насколько вас устраивает последовательность, сроки, условия и2деньги.
На следующем развороте я показываю пример: в2 левом столбце2— этапы, которые напишет заказчик сайта, в2правом2— текст юриста. В2реальности договор сложнее, поэтому смотрите на2сам подход, а2не2на2формулировки.
82
Адвокат бизнеса
Процесс поэтапам:
отлица заказчика
Какможет быть
вдоговоре
Подписали договор, я%отправляю дизайн и%техническое задание сайта.
Мой срок%— пять дней.
↓
4.Порядок исполнения договора
4.1. Заказчик направляет Исполнителю дизайн и техническое задание сайта электронной почтой в%срок%— 5 (пять) дней с%момента заключения договора.
Исполнитель делает стартовую страницу за%десять дней.
↓
4.2. Исполнитель изготавливает стартовую страницу и%передает ее Заказчику в%срок%— 10 (десять) дней с%момента получения дизайна от%Заказчика.
Я%проверяю стартовую страницу на%функциональность и%соответствие дизайну. Если что%не%так, прошу исправить.
У%меня%— пять дней. Если я%внес правки, исполнитель обязан делать по-новому.
↓
4.3. Заказчик вправе проверить стартовую страницу на%функциональность и%соответствие дизайну и%указать на%недостатки
Исполнителю в%срок%— 5 (пять) дней с%момента получения готовой стартовой страницы.
При%этом Исполнитель обязан исправить указанные недостатки в%срок 10 (десять) дней с момента получения уведомления о их наличии.
Если со%стартовой страницей всё хорошо, плачу 30% аванса в тот же день.
↓
4.4. Если Заказчик не%выявил недостатки стартовой страницы, он обязан оплатить Исполнителю аванс в%размере 30 (тридцать) % от%суммы заказа в течение 5 (пяти) дней с%момента направления Исполнителем стартовой страницы, но не ранее дня принятия работы Заказчиком.
83
Каксоставить договор
Процесс поэтапам:
отлица заказчика
Какможет быть
вдоговоре
Исполнитель создает все остальные страницы. У%него
14 дней со%дня, когда приму стартовую и оплачу.
↓
4.5. Исполнитель обязан создать все страницы сайта с%учетом дизайна и тех. задания Заказчика в%срок%—
14%(четырнадцать) дней с%момента оплаты Заказчиком аванса согласно п.%4.4 Договора.
У%меня есть пять дней на%проверку созданных страниц сайта.
↓
4.6. Заказчик вправе проверить созданные интернет- страницы на%соответствие техническому заданию и дизайну и%указать на%недостатки Исполнителю в%срок%—
5%(пять) дней с%момента получения всех страниц.
При%этом Исполнитель обязан исправить указанные недостатки в%срок 14 (четырнадцать) дней с%момента получения уведомления о%их наличии.
Я%обязан оплатить после сданной работы оставшиеся деньги в%течение 60 дней.
↓
4.7. Если Заказчик не%выявил недостатки какой-либо переданной интернет- страницы, он обязан оплатить Исполнителю остаток в%размере 70 (семьдесят) % от%суммы заказа в%срок%— не%позднее
60%(шестидесяти) дней с%момента принятия работы Заказчиком.
84
Адвокат бизнеса
Устные обещания— вписьменные
Может быть такой разговор при2обсуждении договора:
— Вдоговоре слишком большой штраф зазадержку
поставки, даже надень.
— Неберите вголову! Это юристы перестраховываются,
мы никогда штрафы неберем. Только если задержка
больше месяца.
Держите правило: любые устные обещания фиксировать в2пись- менном договоре. Магазин обещает не2брать штраф за2задержку на2день, а2он есть в2договоре. Хорошо, пусть тогда магазин скор- ректирует фразу в2договоре и2большой штраф начисляется с231-го дня задержки поставки. Тогда диалог будем таким:
— Вдоговоре слишком большой штраф зазадержку
поставки, даже надень.
— Неберите вголову! Это юристы перестраховываются,
мы никогда штрафы неберем, только если задержка
больше месяца.
— Тогда давайте пропишем, чтоштраф берется
отмесяца просрочки.
— Немогу поправить этот договор, он унас стандартный,
ифайл защищен отправок.
— Невопрос. Тогда давай сделаем допсоглашение: стороны
пришли ксоглашению, чтотакой-топункт излагается
вследующей редакции. Ивписываем новую договорен-
ность. Вдопнике только этот пункт, иесли допол-
нительные соглашения увас требуют утверждения,
товам будет легко его согласовать.
85
Каксоставить договор
Барно Турсунова,
совладелец сети умных автосервисов «Вилгуд»
Бывает так, чтомастера вразговоре потелефону склиентом обсуждают какую-тоработу иподтверждают ее. Апотом клиенты забирают машину иговорят, чтонеподтверждали ничего потелефону. Таких мало, новсё равно некоторые получают бесплатный ремонт из-заэтих дополнительных работ. Правда, они последний раз внаших центрах вообще какой-торемонт получают.
После таких клиентов унас теперь всё четко ипотехнологии:
y дополнительные работы утверждаем только почтой илисообщением потемконтактам, которые оставил клиент;
y припринятии машины описываем досконально состояние машины, чтобы непоявлялось никаких вмятин, «которых довас небыло»;
y приемку машины снимает видеокамера: извук, икартинку;
y документы дляподписания напечать выходят сразу всем пакетом, чтобы никто измастеров ничего незабыл.
Все сказанные обещания фиксировать в2договоре. Чтобы не2пере- делывать договор, можно подписать дополнительное соглашение, которое отменяет или2изменяет конкретные пункты договора.
Слова мало что2стоят при2конфликте или2срыве договора.
Бывает так: двое обсуждают договор, в2нем общие фразы.
Каждый понимает эти фразы по-своему. При2этом один уве- рен, что2 понимает их2 правильно, а2 второй стесняется уточ- нить, потому что2 боится показаться неопытным. Мол, если я2буду строить из2себя крутого парня, ко2мне будут относиться как2к2крутому. А2если я2начну обо всем спрашивать, то2все пой- мут, что2я2не опытный, и2обязательно обдурят. Прекраснейшее вредное рассуждение.
86
Адвокат бизнеса
Вот пример излишней стеснительности (или самоуверенности?).
В2договоре коммерческой концессии ничего не2написано о2том, кто2оплачивает поездку франчайзи на2обучение к2франчайзеру.
Франчайзи решил лишний раз это не2обсуждать, чтобы показать себя тактичным партнером. А2потом дошло дело до2сбора на2обу- чение на2Мальдивах. Лететь туда дорого.
Франчайзи ссылается на2пункт, где написано, что2обучение организует франчайзер. А2франчайзер не2собирается платить еще2и2за2перелет, потому что2уже оплачивает конференц-зал и2фуршет. В2итоге конфликтная ситуация и2обманутые ожида- ния. Но,2знай франчайзер, что2такая ситуация может возникнуть, он2бы собрал обучение в2Анапе, и2все2бы дружненько прилетели.
Поэтому помните, что2любая договоренность состоит из2трех частей: устной, письменной и2 неозвученной. Неозвученные вопросы и2подробности сначала переводить в2устные2— значит, задаем вопросы, обсуждаем и2проговариваем варианты. А2потом то, о2чем2договорились, фиксируем в2договоре2— письменно.
Если нет акта
Если оказываете услугу, знайте, что2ваш договор заканчивается подписанием акта. Сам по2себе договор2— лишь намерение сто- рон в2будущем что-то2сделать и2получить за2это деньги. А2вот подтверждение того, что2вы что-то2сделали,2— акт выполнен- ных работ или2акт об2оказании услуг.
Если акт не2подписан, считайте, что2компания работу не2сде- лала, а2значит, в2ближайшие три года могут прийти и2забрать через суд оплаченные деньги. А2всё потому, что2было некогда или2все дружили. Потом руководство у2заказчика сменилось, и2они решили вернуть деньги. Тогда собирайте доказательства того, что2вы действительно оказали услуги, сделали это каче- ственно и2в2полном объеме.
А2бывает, что2акт заказчику отправили, а2он по2каким-то2при- чинам не2подписывает. Может быть, ему этот акт не2особо нужен.
87
Каксоставить договор
Может быть, он не2собирается платить. Тогда в2договор лучше вставить формулировку:
«Заказчик всрок непозднее 5 (пяти) рабочих дней смомента
получения отИсполнителя Акта обоказании услуг обязан
рассмотреть иподписать Акт обоказании услуг инапра-
вить один подписанный экземпляр Исполнителю или напра-
вить мотивированный письменный отказ.
Вслучае неподписания Заказчиком Акта обоказании услуг
иотсутствии претензий поуслугам в указанный срок услуги
считаются оказанными Исполнителем надлежащим образом
ипринятыми Заказчиком безпретензий изамечаний, аАкт
обоказании услуг считается подписанным, иуслуги подле-
жат оплате наосновании такого Акта обоказании услуг».
Из2 этого текста следует, что, если клиент молчит в2 ответ на2направленный акт, он с2ним соглашается. Это упрощает доку- ментооборот.
Кирилл Краснов,
сооснователь бизнес- клуба RU
Унас участники платят заучастие вклубе, оно подразумевает проведение нескольких закрытых встреч. Кнам обратилась одна участница стребованием вернуть часть денег, ипояснила она свою позицию тем, чтонебыла нинаодной извстреч.
Мы ей говорим: «Вот ты нафотографиях наэтом мероприятии».
Аона нам: «Ятолько фотографировалась, нореально навстрече небыла».
Думаем, какдоказать. Слава богу, мы снедавнего времени подписываем акты. Подняли акты: она была навсех мероприятиях ипоставила свою подпись.