Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70
Адвокат бизнеса ная практика в2России могла поменяться и2в2тот момент, когда сотрудник украдет коммерческую тайну, он может оказаться в2не2самом выгодном положении.
Поэтому мой совет такой: вводить режим коммерческой тайны с2подписанием всех документов и2проведением всех необ- ходимых процедур в2организации. Включать мотивирующий штраф, чтобы ни2у2кого не2возникало желания увести с2собой базу клиентов. Это нудно и2хлопотно, но2стоит того.
Если продаете права
Ваша компания может зарабатывать на2продаже исключитель- ных прав. Например, вы занимаетесь производством видео- роликов. Или2 вы IT-компания, которая продает лицензии на2программное обеспечение. В2этих бизнес- моделях компа- ния зарабатывает на2интеллектуальной собственности, поэтому таким предпринимателям нужно понимать, какие у2них права на2то2благо, которое они продают.
Полезно разобраться в2ценообразовании и2менять цену в2зави- симости от2того, насколько широкие права вы продаете. Напри- мер, я2знаю фотографа, которая продает права на2фотографии для2интернета по2одной цене, а2для2журналов или2наружной рекламы2— в2несколько раз дороже. При2этом в2обоих случаях она не2отдает исключительные права навсегда, а2дает их2как2бы в2аренду2— продает лицензию. Я2знаю предпринимателей, кото- рые с2 такой политикой не2 согласны, но2 по2 закону фотограф права. По-юридически это называется «лицензионные дого- воры на2право использования».
Кристина Чайковская,
владелец бренда женской одежды Little Drama by N&C
После того какмы сделали фотосессию новой коллекции, несмотря нато, чтовродебы ключевые моменты обсудили ещенастарте,

71
Интеллектуальная собственность начали возникать щекотливые вопросы сфотографом поиспользованию отснятого материала. Договор сфотографом неподписали, потому что, какобычно, торопились непропустить сезон, аподписание исогласование занялибы вечность. Номы чуть было обэтом непожалели, поскольку вродебы понятные обсужденные вWhatsApp условия «До»— «После» начали обретать дополнительные смыслы.
@. Оказалось, чтомы неимеем право публиковать полученные фотографии вжурналах. Вернее, так: если журнал сам взял ибесплатно опубликовал эти фотографии излукбука— это несчитается рекламой имы ничего неплатим фотографу дополнительно. Еслиже вдруг мы размещаем платную статью обренде идаем журналу несколько фотографий навыбор, тозафотографии вплатной публикации мы обязаны фотографу отчислить какминимум ещеB' ''' руб лей закаждую фотографию.
N. Кроме того, фотографии излукбука мы печатаем какоткрытки, наоборотной стороне которых написаны контакты бренда иадрес шоурума, ираздаем эти открытки нашим клиентам привизите вшоурум икаквизитные карточки наразличных мероприятиях.
Мне пришлось приложить массу усилий, чтобы доказать фотографу, чтоэто нерекламная печатная продукция, которая будет лежать, например, вресторанах илираздаваться вметро, инеплатная реклама вжурнале, закоторую, какописано выше, она хотела получить дополнительную оплату, аповседневная потребность нашего бренда, собственно длячего этот лукбук мы иснимали иоплачивали недешевую работу фотографа.
Кстати, забавная особенность: унекоторых модельных агентств появилась новая практика— брать деньги нетолько засъемку модели влукбуке (одна цена, скажем, B' ''' руб лей засъемочный день), ноибрать дополнительно порядка N;–NT% зато, чтофотография сэтой моделью будет использоваться врекламе через «Фейсбук» или«Инстаграм». Стоит обращать наэто внимание приподписании договора.


72
Адвокат бизнеса
По2поводу портфолио. Если вы обладаете исключительным пра- вом на2РИД и2продаете его, то2в2договор стоит включить право использовать свою2же работу в2портфолио (если это вам нужно).
Например, отдаете полностью исключительное право на2свои фотографии, но2 хотели2 бы их2 использовать у2 себя на2 сайте.
По2умолчанию вы не2вправе так делать, если отдали исключи- тельное право. Для2этого нужно оформить встречный лицензион- ный договор, в2котором новый правообладатель (ваш покупатель) дает вам право использовать фотографии у2вас на2сайте.
Екатерина Лисейчева,
основатель event- агентства «Мандариновая лиса»
Мы организуем много свадеб. Навстрече спарой яобсуждаю, сможемли мы какагентство ифотографы каксоздатели контента выкладывать фотографии свадьбы воткрытых источниках. Будущие молодожены обычно непротив. Нобывают исключения— пары, которые после свадьбы решают, чтохотят оставить снимки только себе. Нам приходится ихудалять, нотут возникает другая история: возмущаются фотографы, они хотят пополнять свое портфолио! Внашей отрасли есть правило, чтоесли снимки запрещены кпубликации, торабота будет стоить дороже. Снедавних пор мы стали добавлять пункт оразрешенном использовании фотографий вдоговор.
Творческие люди редко отстаивают свои права. Может быть, их2натуре это несвой ственно? Может быть, по2душе другие спо- собы выражения несогласия? Но2если всё2же собраться с2силами и2сделать всё правильно, выходит положительный результат.
Прочитайте об этом историю Алексея на странице справа.

Алексей Нужный,
режиссер «Громкая связь», «Яхудею»,
сериалов «Ольга», «Толя-робот»
Мы стоварищем писали сценарий дляодного человека.
Написали эпизодный план. Человек денег заплатил вдва раза меньше. Мы ему: «Мыже договаривались», аон нам:
«Что-тояподумал, чтослишком много вам пообещал».
Мы сообщили, чтотогда неготовы дописывать сценарий ипусть всё останется какесть. Он ответил, чтонайдет нас ипроломит головы битой.
Мы сколлегой прикинули, представили внаших творческих головах процесс реализации обещаний заказчика иотстраха решили сделать экспресс- написание сценария. Задве недели сесть и, неотвлекаясь, всё написать.
Яотнес сценарий вРоссийское авторское общество, запечатал иотправил себе почтой. Поклассике.
Стембейсболистом мы никакие договоры неподписывали, конечно, носценарий отдали. Через год вижу билборды вгороде, какодин крупный американский дистрибьютор выпускает фильм стемсамым сценарием.
Мы решили пойти всуд. Наняли юриста, подготовили претензию ииск всуд, направили вголовной офис американского дистрибьютора.
Нам позвонил адвокат, представляющий интересы этой компании, исказал, чтомы срываем релиз картины. Мы предложили встретиться, ауже позже получили все деньги, которые заслужили. Норелиз им сорвали.


74
Адвокат бизнеса
Каксоставить договор
Обычно договоры составляют юристы, и2это правильно. Юристу виднее, как2сформулировать условие, чтобы оно выстояло в2суде.
Но2здесь есть подвох. Часто юрист исходит из2такой позиции:
1. Я2сделал договор юридически защищенным.
2. …
3. Договор попадает в2суд, там2мои формулировки выстояли.
Я2красавчик.
То, что2происходит во2втором пункте, юриста волнует далеко не2всегда. Обычно его голова не2занята вопросами, сколько будет происходить согласование; подпишут2ли они такой договор; сколько по2такому договору придет денег. Его дело2— сделать так, чтобы из2п. 1 логично следовал п. 3. Но2ведь, если подумать, тре- тий пункт с2судебным разбирательством2— это очень не удобная для2бизнеса ситуация.
А2еще2ведь может оказаться так, что2из-за2принципиально- сти юриста или2слишком сложного согласования сделка вообще не2состоится. Или2из-за2сложных условий компании придется уступить в2цене, пожертвовав прибылью. Если юрист специально об2этом не2думает, его картина мира может навредить бизнесу.
Ваш юрист по2умолчанию не2понимает, из2чего состоит ваша услуга и2какие у2нее этапы. Давать скидку 5% или210%, биться за2рассрочку или2пусть остается стопроцентная предоплата2— только предприниматель знает, что2лучше из2условий.

75
Каксоставить договор
Бывает так: юрист составил проект договора и2просит дирек- тора поправить как2надо. Директор садится и2вычитывает дого- вор. Это занимает время и2наводит тоску.
Рассказываю, как2составить договор, который отражает суть сделки. Он поможет сохранить время, деньги и2 совершенно точно2— нервы.
Я2 встречал у2 людей представление, что2 договор2 — это сакральный текст, который наделяет сделку юридической силой, как2заклинание. И2чтобы юридическая сила появилась, договор должен быть составлен на2высоком Валирийском юри- дическом языке, который необязательно понимать простым смертным.
Конечно, всё наоборот.
Договор2— это документ, который детально фиксирует права, обязанности и2последовательность действий с2обеих сторон. Сила хорошего договора не2в2юридических формулировках и2не2в2объ- еме, а2в2том, чтобы в2процессе его составления стороны договори- лись обо всех существенных параметрах сделки. Причем не2только об2идеальном сценарии, когда всё идет гладко, но2и2о2случаях, когда всё пойдет не2по2плану.
Помимо силы договоренности нам нужно учитывать и2основ- ную функцию договора: разрешать конфликты. Если всё будет прекрасно и2все будут добросовестны, вы даже никогда и2не2взгля- нете на2договор, а2вот если что-то2пойдет не2так2— это ваша основная надежда.
Договор очень похож на2запасной парашют. Основной пара- шют2— это честность и2добросовестность контрагента, и2он чаще всего спокойно раскрывается: все выполняют обещанное. Но2если основной парашют не2раскрылся, то2нужно, чтобы раскрылся запасной2— письменный договор. Поэтому, складывая запасной парашют, нужно исходить из2того, что2основной не2открылся.
Обсуждая договор, нужно ставить под2сомнение выполнение его положений вами или2вашим контрагентом. И2в2этом нет ничего обижающего, в2этом суть и2цель договора.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

76
Адвокат бизнеса
Вот главные вопросы, которые нужно обсудить при2составлении приличного договора:
z
Ктоскемдоговаривается
и2на2каком основании они могут это делать? Для2этого приводят реквизиты сторон и2классиче- ское «действующий на2основании устава». Это важно, чтобы не2оказалось, что2человек, который с2вами договаривается, на2самом деле не2имеет в2этой компании нужных полномо- чий. Либо он должен действовать по2доверенности.
z
Вчемпредмет договора?
Кто2что2делает, в2какой срок, что2вза- мен делает другая сторона? Например, один человек пишет программу и2передает ее и2права на2ее использование, а2другой человек платит такую-то2сумму в2такой-то2срок. Программа передается таким-то2образом и2в2такой-то2срок.
z
Чтообещает каждая изсторон?
Какого качества будут услуги или2работы, как2это проверить, какие материалы для2этого предоставляют, какие есть гарантии качества? Например, если это программа, то2на2каких компьютерах она должна запу- скаться?
z
Что, если что-тоидет нетак?
Например, если одна сторона не2оплачивает? Что, если другая сторона срывает сроки? Что, если участники сделки пропали? Что, если работа сделана, а2другая сторона ее не2принимает? Какие предусмотрены ком- пенсации, штрафы и2как2они платятся?
z
Чтоещесущественно конкретно дляэтой сделки?
Например, могут2ли стороны что-то2разглашать? Может2ли одна сто- рона делать что-то2подобное для2других клиентов, в2частно- сти конкурентов?
Это отправная точка, но2далеко не2всё. Дальше в2книге я2покажу еще2несколько схем, по2которым можно проверить ключевые положения договора.
Когда стороны всё это обсуждают, у2них в2голове появляется четкая картина будущей сделки. Они подходят к2ней гораздо

77
Каксоставить договор более осознанно, а2исполняют свои обязательства четче. И2если всё действительно так, то2до2суда, скорее всего, уже не2дойдет.
А2вот антипример: стороны используют типовой рамочный договор, который сами плохо понимают и2который не2учиты- вает конкретику их2сделки. Обе стороны подписывают договор как2формальность, а2потом в2проекте что-то2идет не2так. Они глядь в2договор2— а2он не2предусматривает этой ситуации. Нужно либо решать вопрос переговорами, либо идти в2суд. И2так как2про- ект уже идет и2кто-то2кого-то2подвел, договориться им сложнее, чем2если2бы они обговорили всё «на2берегу».
Договор должен быть точным в2терминах. Он должен фикси- ровать существенные условия (для2каждого типа договора они свои). Договор должен быть конкретным и2под2задачу, а2не2типо- вым и2на2все случаи жизни. Но2он не2обязан быть написан фор- мальным юридическим языком.
Безусловно, в2российской правовой практике есть и2устояв- шиеся формы договора. С2ними удобно работать только трем категориям людей2— внутренним юристам, адвокатам и2судьям.
Но2хороший договор2— это тот, после которого стороны вообще не2дойдут до2суда.
Максим Ильяхов,
сервис «Главред»
Яиногда веду тренинги заденьги, дляних уменя составлен договор- райдер. Тамуказано всё существенное: какой тренинг, где, когда, порядок оплаты, чтодолжно быть наплощадке.
Яспециально сверстал этот договор так, чтобы он умещался наодной странице, потому чтоэто красиво. Вбольшинстве случаев его подписывают безпроблем.
Нобыл один клиент, откоторого яполучил такую фразу:
«Юристы отказываются подписывать этот договор, пришлите полную версию». Японял так: «Унас непринято подписывать договор наодном листе, распишите нам всё подробно». Делать это было некогда, желания тоже небыло.