Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем [29].
По исследованиям А.М. Прихожан, тревожность в школьном возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет устойчивую форму реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений [30].
А.Л. Венгер полагает, что хроническая неуспешность школьника объясняется главным образом несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка [31, с. 39]. Е.Р. Хабирова считает, что регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации в форме «срезов знаний», контрольных работ оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьника, поскольку проверка интеллекта относится к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с социальным статусом личности [32].
Школьная тревожность является ярким показателем эмоционального неблагополучия детей. Чаще всего школьники испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний. При переходе из начальной школы на многопредметное обучение уровень школьной тревожности повышается, а к уже имеющимся страхам добавляется страх самовыражения. В основе тревожности детей в ситуациях учебной деятельности лежит личностная тревожность. Высокотревожные дети, как правило, имеют высокий уровень нейротизма, обладают такими личностными качествами как эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, напряженность. Проявление повышенной тревожности оказывает влияние на статусное положение ученика в классе. Дети с высоким уровнем тревожности наименее популярны в коллективе.
Также у некоторых детей происходит смена ролей, что вызывает трудности, потому что в младшей школе они были самыми старшими и занимали лидирующие позиции в школьной иерархии, в среднем звене приходится вновь оказываться внизу иерархии, и считаться со старшеклассниками.
Школьники столкнулись с новыми условиями обучения, сменой социального окружения, но каждый такой период обладает своей спецификой, связной в первую очередь с психологическими особенностями возраста. Ситуация новизны вводит ребенка в состояние внутренней тревожности. Он переживает эмоциональный дискомфорт в связи с новшествами учебного процесса, социальной притирки с одноклассниками и новыми учителями.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Длительное психологическое напряжение может привести к дезадаптации: школьник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и теряет интерес к обучению. Ослабленные дети, в том числе дети с задержкой психического развития являются наиболее подверженными дезадаптации.
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации [2].
Существуют следующие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная- уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая- несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам. Ребенок привлекает внимание к себе конфликтностью, агрессивностью, недисциплинированностью, асоциальность).
3. Коммуникативная- затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, проявляются тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость.
4. Эмоциональная- тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимися на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способностью определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими [1, c.74].
5. Патогенная- проявление психических патологических нарушений в функционировании головного мозга, психических расстройств, а иногда и фобий у ребенка.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации, что приводит к формированию высокого уровня тревожности. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся. Переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.
По исследованиям О.А. Матвеевой, Е.А. Львовой, Л.С. Ивановой именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации. Подобное психическое состояние тревожности принято определять, как генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: ребенок, как правило, не в состоянии объяснить, чего же, в сущности, он опасается. В отличие от сходной с ней эмоции страха, школьная тревожность часто не имеет определенного источника. Она диффузна и поведенчески может проявляться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность [36; 35].
В социально-психологической сфере тревожность влияет на статусное положение ученика в классе и на его взаимоотношения со сверстниками. Из-за неуверенности в себе, замкнутости, малообщительности или, напротив, излишней назойливости такие дети непопулярны в школьном коллективе. С другой стороны, низкий социальный статус, переживаемый и осознаваемый подростком, способствуя развитию фрустрированности, внутренней конфликтности и низкой самооценки, может стать одним из условий развития тревожности[35].
В качестве внутренних, личностных факторов могут выступить также внутренние конфликты, вызываемые, например, самооценочными проблемами. При этом тревожность является свидетельством общей установки субъекта на неуверенность в себе. Боясь совершить ошибку или в какой-то определенной сфере, или абстрактную ошибку «вообще», он воспринимает себя как неумелого, неуспешного, слабого, неперспективного и т.д. Тем самым обнаруживается недостаточная эмоциональная приспособленность субъекта к тем или иным обстоятельствам, или в целом, к условиям своей текущей жизни. В результате, даже понимая необходимость действия он склоняется к позиции невмешательства. Принятое на рациональном уровне решение сталкивается с нравственными установками, вызывая, наряду с прочими негативными эмоциями, переживание тревожности [37]. В качестве цепочки ее негативных последствий может выступить возникновение депрессии, распространяющей, в свою очередь, дальнейший негатив на отношение субъекта к себе, к другим людям, к природной и социальной действительности.
Причины возникновения тревожности:
1. Физиологические и психические особенности ребенка, влияющие на адаптацию к среднему звену.
- Особенности психических процессов и функций, которые обеспечивают ребенку возможность овладения школьными навыками. К ним относят: уровень развития произвольности, моторики, зрительно-моторной координации, внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти; сформированность пространственно-временных представлений, мыслительных операций, речевой функции.
- Развитие мотивационной сферы, неблагополучие которой проявляется в несформированности внутренней позиции школьника, преобладании игровой мотивации, низкой познавательной активности.
- Личностные качества детей, относящиеся к коммуникативной и эмоциональной сферам[24]
2. Педагогический уровень школьной дезадаптации – наиболее очевидный и осознаваемый учителями уровень. В число педагогических причин школьной дезадаптации детей группы риска Г.Ф. Кумарина относит следующие:
-
несоответствие темпа учебной работы возможностям детей; -
преобладание отрицательной оценочной стимуляции; -
конфликтные отношения в семье, возникающие на основе неуспехов школьников [25].
Также к неблагоприятным факторам можно отнести использование современными педагогами стрессовых тактик, интенсификацию учебного процесса, несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника.
3. Влияние позиции родителей на вхождение ребенка в школьную жизнь.
Родители, как и педагоги, часто акцентируют внимание лишь на приобретение школьником знаний, не понимая важности его ориентировки в учебной деятельности. Указанные факторы риска возникновения школьных трудностей являются предпосылками формирования «замкнутого круга дезадаптации» в системе «ребенок – значимые взрослые» [27].
Таким образом, первостепенной задачей школьного психолога является диагностика готовности учащихся к новым условиям учебной деятельности, состояния психологического комфорта каждого учащегося, выражающегося в отсутствии или, наоборот, в переживании школьной тревожности.
Вывод
Школьная тревожность является ярким показателем эмоционального неблагополучия детей. Почти треть учеников испытывают дискомфорт в школьной жизни, при этом девочки тревожнее мальчиков. Чаще всего школьники испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний. При переходе из начальной школы на многопредметное обучение уровень школьной тревожности повышается, а к уже имеющимся страхам добавляется страх самовыражения. В основе тревожности детей в ситуациях учебной деятельности лежит личностная тревожность. Высокотревожные дети, как правило, имеют высокий уровень нейротизма, обладают такими личностными качествами как эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, напряженность. Проявление повышенной тревожности оказывает влияние на статусное положение ученика в классе. Дети с высоким уровнем тревожности наименее популярны в коллективе.
Работа с пятиклассниками должна строиться исходя из того, с каким уровнем готовности к обучению в среднем звене приходят дети из начальной школы. На основе полученных данных выстраивается программу сопровождения [5]
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации, что приводит к формированию высокого уровня тревожности. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.
Переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.
2. Проведение эксперимента
2.1. Организация констатирующего эксперимента. Характеристика выборки и экспериментальный план исследования.
Во время проведения эксперимента в СОШ №58 г. Тюмени в период с 21.12.2021-23.12.2021, мною был проведен констатирующий эксперимент, подобранный согласно теме выпускной квалификационной работы, а именно «Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу». В данной общеобразовательной организации исследования уровней школьной адаптации проводятся в первых, пятых и десятых классах, ведь именно при поступлении в школу, переходе в пятый и десятый класс ученики более уязвимы и подвержены стрессу. В школе ежегодно осуществляется переход учеников из начального звена в среднее и главной задачей педагога-психолога, классных руководителей и учителей-предметников в этой ситуации является оказание помощи детям в адаптации к обучению в новых для них условиях. Также одной из главных задач педагогического коллектива общеобразовательной организации является своевременное выявление детей с дезадаптацией и оказание им необходимой помощи. Для этого в СОШ № 58 разработаны программы по психологическому сопровождению учащихся начального и среднего звена в процессе адаптации к условиям обучения в школе.
Как уже говорилось ранее, пятый класс – это переход из начального звена в средние, и из-за смены структуры, содержания обучения пятиклассников происходят изменения психологического и деятельностного характера:
-
возрастает уровень эмоциональных переживаний; -
столкновение внутреннего и внешнего кризисов -
смещение центрального вида деятельности с учебно-познавательного на общение; -
увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, происходит переход на обучение по новым программам; -
более высокая нагрузка, что ведет к переутомлению