ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал.
7. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала.
8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.
10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. [3]
Таким образом, создавая необходимые условия в классе для отдельных детей с ОВЗ, можно значительно расширить их возможности в развитии, обучении, общении, социальном поведении, стимулировать перспективу дальнейшего профессионального обучения, гармонизировать взаимоотношения со сверстниками.
-
Проблемы семьи с наличием ребенка ОВЗ.
Проблема «ребенок-инвалид» носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования ребенка. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, но и в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов.
Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в друге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, следует отметить психологические проблемы:
· переживания всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу;
· непонимание со стороны собственной семьи;
· напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем;
· уход одного из родителей из семьи;
· неприятие отдельными родителями детей инвалидов.
Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера:
· получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях;
· овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи;
· поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д.
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы:
· трудности, связанные с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, с формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности;
· организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;
· приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.
В семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Экономические проблемы связаны с рядом причин:
· вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве;
· оформлением сокращенного рабочего дня;
· вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы;
· оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка;
· затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.
Часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.
-
Психолого-педагогическая помощь семье с ребенком ОВЗ.
1. Использование информационных стендов для родителей, папокпередвижек, брошюр, памяток, помогающих родителям узнать информацию о детском саде.
2. Тематические выставки литературы, фото, детских работ, игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
3. Создание библиотеки интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиоматериалов, которыми родители могли бы пользоваться.
4. Размещение информации на сайте учреждения.
ΙΙ. Познавательные и досуговые 1. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, на которых родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач. Это стимулирует родителей. Также совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему.
2. Просветительская работа через консультации, беседы. Важно ориентировать усилия родителей на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка, на значимость систематических занятий в условиях семьи.
3. Лекции для родителей, цель которых: познакомить родителей с этапами психического развития ребенка; познакомить с принципами, методами воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; познакомить с условиями реабилитации, ухода за ребенком дома; познакомить с закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки, фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми, специалистами, демонстрировать развивающие упражнения.
4. Тренинги для родителей детей с ОВЗ, в ходе которых решаются следующие задачи: снятие чувства вины родителей; повышение самооценки участников, самопознание; развитие понимания родителями своего ребенка; повышение компетентности родителей в общении с детьми. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы.
5. Дни открытых дверей позволяют родителям понаблюдать за работой специалистов детского сада.
6. Семинары-практикумы с применением презентаций для лучшего усвоения и запоминания материала, на которых родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
7. Деловые игры, круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
8. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
9. Проведение совместных праздников, экскурсий, развлечений, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
10. «Почтовый ящик» для организации обратной связи с родителями, куда они помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
11. Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения с целью выявления динамики развития ребенка.
12. Виртуальное общение с родителями через Интернет.
13. Реализация совместных проектов («Безопасный дом», «Книжки для малышки»)
14. Педагогические советы с участием родителей привлекают их к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
15. Конференции с родителями, на которых в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их, обсуждают успехи детей, делятся своими идеями и проблемами.
16. Дежурства, в ходе которых родители не вмешиваются в педагогический процесс, а свои идеи или замечания они могут высказать или записать в специальную тетрадь.
17. Первые визиты в детский сад перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад с целью знакомства с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
18. Формы письменного общения - еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщающие семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях.
19. Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10-11
Тема: Работа с детьми, имеющими ОВЗ в образовательной организации в рамах инклюзивного образования.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении.
Переподготовка
Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.
Рабочие часы
Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.