Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2020

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответьте на вопросы:
1. Какая организационная структура появилась в результате решения данных проблем?
2. Нарисуйте органиграмму (структурную схему) такой ОСУ.
3. Каким образом новая ОСУ помогла фирмам выйти из описанной ситуации?
1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>1>1>
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   40

Глава 6. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Важно не то, как поступает человек,
а чем он при этом руководствуется.
Нужно видеть не только поступок, но и его мотив.
Бхагавадгита
- Основные определения теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации
6.1. Основные определения теории мотивации
Как вы помните, мотивация - это одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает такие условия, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Таким образом, объектом мотивации в организации является персонал - сотрудники, а субъектом - менеджер, руководитель.
Мы уже отмечали, что слово "мотивация" в общем случае означает психологическое состояние
человека, побуждающее его действовать определенным образом. Поэтому в некоторых учебниках по менеджменту действия руководителя, направленные на побуждение сотрудников к эффективному труду,
называют руководством. Однако слово "руководство" является более широким по смыслу и включает себя практически все аспекты управления. Поэтому для обозначения функции, обеспечивающей сознательный, высокопроизводительный труд персонала организации, мы будем использовать термин "мотивация".
Что же лежит в основе этой функции менеджмента? Теории и методы мотивации начали создаваться и совершенствоваться с появлением гуманитарного направления менеджмента. Вспомните хоторнские эксперименты и школу наук о поведении. Именно в эти годы сформировались такие основополагающие понятия теории и практики мотивации, как потребности и вознаграждение.
Примечание. Потребность - это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо.
Примечание. Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя.
На рис. 6.1 показана схема мотивации человека через его потребности.
Схема мотивации человека через его потребности
┌───────────────┐ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────┐
┌─>│ Потребности ├─>│ Мотивы ├─>│ Поведение ├─>│ Цель ├─┐
│ └───────────────┘ └──────────────┘ └─────────────┘ └──────────────┘ │
│ ┌───────────────────────────────────────┐ │


│ │Результат удовлетворения потребностей: │ │
└───────┤1. Полная удовлетворенность. │<────────────────────────┘
│2. Частичная удовлетворенность. │
│3. Неудовлетворенность │
└───────────────────────────────────────┘
Рис. 6.1
Каждый человек постоянно испытывает какие-то потребности - в пище, отдыхе, развлечениях,
общении с другими людьми, саморазвитии и т.п. Желая удовлетворить свои потребности, человек ставит перед собой цели. Различные потребности порождают разные мотивы поведения, т.е. устремления,
склонности. Мотивы определяют поведение человека, его поступки. Поступки приводят к достижению цели. Однако, достигнув поставленной цели, человек может понять, что не полностью удовлетворил
свою потребность. В результате он вновь начнет действовать определенным образом. Если же потребность окажется полностью удовлетворенной, то на мотивы последующего поведения человека будут влиять другие потребности, и т.д.
Из такого понимания процесса мотивации через потребности вытекает так называемый закон
результата , который гласит: "степень удовлетворения потребностей, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах".
Примечание. Мотивация - одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация (самомотивация) - это самоосознание человеком необходимости и целесообразности действовать определенным образом.
Внешнюю мотивацию часто называют
стимулированием от слова "стимул" (лат. stimulus) - побудительная причина к действию.
На сегодняшний день разработано большое количество теорий мотивации. Для удобства их делят на две группы: содержательные и процессуальные теории. В основе содержательных теорий лежит представление о том, что мотивация определяется внутренними побуждениями (потребностями)
человека, заставляющими его действовать тем или иным образом. Процессуальные теории исходят из предположения, что мотивация возникает и изменяется в процессе каких-либо действий (труда),
инициируется этим процессом, ожиданиями человека и изменением ситуации.
Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются:
- теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
- теория Дэвида Мак-Клелланда;
- двухфакторная теория Фредерика Герцберга.
Популярными теориями процессуального направления являются:
- теория ожидания Виктора Врума;
- теория справедливости (равенства) Джона Стейси Адамса;
- концепция трудовой мотивации Владимира Герчикова.
6.2. Содержательные теории мотивации
Теория иерархии потребностей. Американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Harold
Maslow) ввел в теорию и практику менеджмента понятие "иерархия потребностей". По мнению А.
Маслоу, потребности у человека возникают последовательно: удовлетворяя первичные потребности,
человек постепенно становится мотивированным более сложными потребностями. Причем люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей (рис. 6.2).
Иерархия потребностей по А. Маслоу
/\
┌────────────/──\───────────────────────────────────────────────────┐
│ ┌────\───────────────────────────────────────────────┐ │
│Вторичные /│ Потребности в самореализации │ │
│ / └──────\─────────────────────────────────────────────┘ │
│ / ┌───────\────────────────────────────────────────────┐ │
│ / │ Потребности в уважении │ │
│ / └─────────\──────────────────────────────────────────┘ │
│ / ┌──────────\─────────────────────────────────────────┐ │
│ / │ Социальные потребности │ │
│ / └────────────\───────────────────────────────────────┘ │
└──/──────────────────────\─────────────────────────────────────────┘
┌─/────────────────────────\────────────────────────────────────────┐
│/ ┌───────────────\────────────────────────────────────┐ │
/ │ Потребности в безопасности │ │
/│ └─────────────────\──────────────────────────────────┘ │
/ │ ┌──────────────────\─────────────────────────────────┐ │
/ │Первичные │ Физиологические потребности │ │
/ │ └────────────────────\───────────────────────────────┘ │
/ └─────────────────────────────────\─────────────────────────────────┘


/────────────────────────────────────────\
Рис. 6.2
Потребности более высокого уровня могут начать влиять на поведение человека, даже если потребности более низкого уровня удовлетворены не полностью. Поэтому уровни иерархии потребностей не следует считать четко отделенными друг от друга.
В своем основном труде - "Motivation and Personality" ("Мотивация и личность"), опубликованном в 1954 г., А. Маслоу приводит результаты исследования удовлетворения потребностей у среднестатистического американца (рис. 6.3). Именно такое "пирамидальное" распределение потребностей и послужило основанием для широкого использования термина "пирамида потребностей".
Распределение удовлетворения и степеней важности потребностей каждого конкретного человека может быть иным и не иметь пирамидального характера.
"Пирамида" удовлетворения потребностей у среднестатистического американца (А. Маслоу, 1954)
┌──────┐
│ 10% │ Самореализация
└──────┘
┌──────────────────┐
│ 40% │ Уважение
└──────────────────┘
┌────────────────────────────┐
│ 55% │ Любовь и дружба
└────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────┐
│ 70% │ Безопасность
└──────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ 85% │ Физиологические потребности
└─────────────────────────────────────────────┘
Рис. 6.3
Теория А. Маслоу показала, что люди имеют большой диапазон потребностей и мотивы их поведения зависят от активной в настоящий момент потребности. Поэтому для того чтобы мотивировать человека, необходимо дать ему возможность удовлетворить важнейшие для него потребности.
Руководитель должен уметь оценивать движущие потребности своих сотрудников для того, чтобы применять по отношению к ним верные инструменты мотивации.
Далее перечислены некоторые способы, используя которые менеджер может удовлетворять потребности высших уровней своих сотрудников.
Потребности в самореализации
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Потребности в уважении
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
6. Обеспечивайте обучение и переподготовку, повышающие уровень компетентности.
Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.


Следует отметить, что теория иерархии потребностей не раз подвергалась критике. Многие ученые сходятся во мнении, что четкой пятиступенчатой иерархии потребностей не существует. Кроме того,
проведенные позднее исследования показали, что удовлетворение одной потребности не обязательно приводит к активизации потребности более высокого уровня. Так, например, некоторые сотрудники,
получив приемлемую заработную плату и условия труда, возможность общения и уважение со стороны коллег, не становятся мотивированными потребностью саморазвития и полной реализации своего творческого потенциала.
Тем не менее теория иерархии потребностей позволяет менеджерам лучше понимать своих подчиненных и выбирать наиболее эффективные методы мотивации.
Теория Дэвида Мак-Клелланда. Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд выделил три вида потребностей: во власти, в успехе и в причастности. Причем, по мнению Мак-Клелланда, эти потребности не располагаются иерархично, а взаимно влияют друг на друга (рис. 6.4).
Взаимовлияние потребностей по Д. Мак-Клелланду
Рис. 6.4
Потребность во власти - это желание влиять на окружающих. Люди с выраженной потребностью во власти часто выбирают для себя профессию менеджера.
Потребность в успехе проявляется в стремлении ставить перед собой новые цели и достигать их более эффективно, чем ранее. Однако, по мнению Мак-Клелланда, люди, испытывающие большую потребность в успехе, как правило, стараются избежать риска.
Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, общению. Таких людей привлекает работа, требующая общения и взаимодействия с другими людьми.
Применительно к профессии менеджера можно сделать следующий вывод: потребность властвования ради достижения цели с развитой потребностью соучастия и успеха дают хорошие результаты в работе руководителя.
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Американский психолог Фредерик Герцберг
(Frederick Irving Herzberg) (1923 - 2000) в конце 1950-х гг. разработал теорию мотивации, в которой выделил две группы потребностей (факторов), влияющих на мотивацию человека: гигиенические
факторы и мотивирующие факторы - мотиваторы (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Гигиенические факторы и мотиваторы по Герцбергу <1>
Гигиенический фактор
Мотиватор
Административная политика компании.
Достижения.
Условия труда.
Повышение по службе.

Зарплата.
Признание заслуг.
Межличностные отношения с начальниками.
Ответственность.
Степень контроля
Возможности для роста
--------------------------------
<1> Источник: Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Вильямс, 2008. С.
349.
Согласно теории Герцберга отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводят к неудовлетворенности человека своей работой. Однако их наличие в полном объеме не мотивирует человека к нужным действиям. В отличие от гигиенических факторов недостаток мотиваторов не снижает удовлетворенность людей своей работой, однако их наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности работы (рис. 6.5).
Использование гигиенических факторов и мотиваторов
Рис. 6.5
Примечание. Рост удовлетворенности осуществляется под влиянием мотиваторов, а снижение
неудовлетворенности - под влиянием гигиенических факторов.
Первостепенное внимание должно уделяться причинам неудовлетворенности человека работой, и только потом, с помощью мотивирующих факторов, необходимо обеспечивать удовлетворенность и мотивацию к эффективному труду. Если менеджер будет делать это с помощью одних лишь гигиенических факторов, то не добьется повышения качества работы своих сотрудников.
6.3. Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания разработана канадским психологом Виктором Врумом (Victor H. Vroom, 1932).
Ее главной идеей является то, что наличие у человека активной потребности не является достаточным условием для его мотивации к эффективной работе или достижению цели. Человек должен ожидать,
что выбранное им поведение приведет к удовлетворению его потребности. Таким образом, ключевым понятием этой теории является "ожидание", которое представляет собой оценку человеком
вероятности какого-либо события. Например, студенты ожидают, что, успешно закончив колледж
(университет), они смогут получить хорошую работу и перспективы карьерного роста.
Теория ожидания оперирует тремя факторами.
1. "Усилия - результаты" - ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемый результат.
Например, рабочий может ожидать, что если он в своей работе будет прилагать больше стараний,
совершенствовать свои навыки, то он будет успевать произвести за рабочую смену больше качественной продукции, т.е. повысит производительность собственного труда.
2. "Результаты - вознаграждение" - ожидание определенного вознаграждения за результаты.
Например, рабочий может ожидать, что повышение производительности его труда приведет к повышению его зарплаты, а перевыполнение плана - к премии. Однако если он не будет осознавать четкой взаимосвязи между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением, то его мотивация к труду ослабнет. Например, если рабочий знает по опыту своих коллег, что за повышение качества и количества производимой продукции руководство далеко не всегда повышает зарплату, то вероятность положительного исхода он будет оценивать как крайне низкую, следовательно, его мотивация к