Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2021

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эффективному труду будет низкой.
3. Валентность - предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения человека в результате получения им конкретного вознаграждения. Валентность зависит от типа активной потребности человека. Например, рабочий может знать, что за повышение производительности труда ему повысят разряд и зарплату, но это никак не повлияет на его карьеру. Если же он при этом рассчитывал на повышение по службе (например, назначение на должность мастера), то валентность такого вознаграждения он будет считать для себя низкой, а значит, и мотивация к повышению производительности труда тоже будет низкой.
Таким образом, согласно теории ожидания высокая мотивация возможна лишь в том случае, когда высокие значения имеют все три показателя (рис. 6.6).
Модель мотивации согласно теории ожидания В. Врума
┌─────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐
│ │ │ Ожидания, │ │ Ожидания, │ │ Валентность │
│ │ │ что усилия │ │ что результаты │ │(воспринимаемая│
│Мотивация│ = │дадут желаемый│ x │ обеспечат │ x │ ценность │
│ │ │ результат │ │ желаемое │ │вознаграждения)│
│ │ │ │ │ вознаграждение │ │ │
└─────────┘ └──────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘
Рис. 6.6
Теория справедливости (Equity Theory) предложена в 1963 г. американским психологом Джоном
Стейси Адамсом (John Stacy Adams). Она основывается на утверждении, что люди субъективно оценивают соотношение между затраченными усилиями и полученным вознаграждением и сравнивают это соотношение с показателями других людей, выполнявших такую же работу (рис. 6.7).
Сравнение отношения "усилия/вознаграждение"
Рис. 6.7
Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость:
1. Сокращение собственных затрат энергии ("за такую оплату я не намерен выкладываться").
2. Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требования).
3. Изменение самооценки (снижение самоуверенности).
4. Попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или нагрузку других.
5. Выбор для себя другого объекта сравнения ("мне с ними не равняться").
6. Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.
Основной вывод: опытный менеджер должен отслеживать реакции подчиненных и вовремя устранять возникающие противоречия.
Концепция трудовой мотивации В. Герчикова. Российский ученый, профессор Владимир
Герчиков разработал концепцию мотивации, позволяющую повысить эффективность работы людей.
Герчиков Владимир Исакович (1938 - 2007) - доктор социологических наук, профессор,
сертифицированный консультант по управлению. Область научных интересов - методология

социологических исследований, теория и практика управления человеческими ресурсами, мотивация и стимулирование труда. Автор типологической модели трудовой мотивации, концепции человеческого фактора производства, социологических шкал для измерения количественных признаков. В. Герчиков имеет свыше 230 научных печатных работ, из них 19 на иностранных языках.
Практики советуют... Кто не жалуется на трудности с мотивацией? Все жалуются. Одна из проблем в том, что на одни и те же стимулы люди совершенно по-разному реагируют... Мощный прорыв на этом участке теории и практики мотивации совершил профессор Владимир Исакович Герчиков. Он учил: не стоит мотивировать персонал вообще, он - разный. А разница эта проходит по разным типам внутренней мотивации. Открытие феномена внутренней мотивации произвело переворот в управлении людьми.
Выяснилось, что им в организации нужно совсем не одно и то же.
А.И.Пригожин президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению
Окончательно типологическая модель трудовой мотивации сформировалась в начале 1990-х.
Проведя тысячи интервью с сотрудниками разных уровней, профессор Герчиков пришел к выводу, что существует пять типов трудовой мотивации (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Пять типов трудовой мотивации по В. Герчикову

Инструменталисты
Профессионалы
Хозяева
Патриоты
Люмпены <1>
Для людей инструментального типа работа сама по себе не представляет никакой ценности: им нужны лишь деньги.
Сотрудник с профессиональной мотивацией, наоборот,
ценит не деньги, а содержание самой работы.
Человек с хозяйской мотивацией стремится брать на себя полную ответственность за дело.
Работник патриотического типа в первую очередь хочет быть нужным своей организации.
Категория людей,
которые вообще не стремятся работать и делают лишь то,
за что их не накажет начальник.
Такой человек будет работать с максимальной отдачей на любой работе, лишь бы ему хорошо платили
Он ищет возможности доказать, что способен выполнять работу,
которая не каждому под силу
Он готов выполнять работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате,
но без всякого контроля со стороны.
Он более всего ценит результативность общего дела и признание руководством его заслуг, нежели деньги или престижность работы
Другое название данного типа - избегательный
Однако "хозяином"
очень сложно управлять - он не терпит, когда им командуют
--------------------------------
<1> Люмпен (от нем. lumpen - лохмотья) - все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.), люди без социальных корней и нравственного кодекса, готовые без рассуждений повиноваться человеку, обладающему реальной властью.
Говорят гуру... Чистые типажи в обществе встречаются редко - в каждом человеке в определенном соотношении пересекаются два, а то и более вида трудовой мотивации.
В.Герчиков
Модель профессора Герчикова можно использовать в двух направлениях:
1. Для каждого мотивационного типа существует оптимальный набор стимулов, и эти данные полезно знать для грамотного выстраивания политики вознаграждений (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Виды стимулирования сотрудников с различными типами мотивации
Виды стимулирования
Типы мотивации
Инструментальная
Профессиональная
Патриотическая
Хозяйская
Избегательная


Негативные
(наказания, угрозы потери работы и т.п.)
Применимы в денежной форме
Запрещены
Применимы в знаковой форме
Запрещены
Базовые <1>
Денежные
Базовые
Применимы
Нейтральные <2>
Применимы
Нейтральные
Натуральные
(покупка или аренда жилья,
предоставление автомобиля и др.)
Применимы в денежной форме
Применимы при целевой договоренности
Применимы в знаковой форме
Применимы при целевой договоренности
Базовые
Моральные
Запрещены
Применимы
Базовые
Нейтральные
Нейтральные
Патернализм
(забота о работнике)
Запрещены
Запрещены
Применимы
Запрещены
Базовые
Организационные
(содержание,
условия и организация работы)
Нейтральные
Базовые
Нейтральные
Применимы
Запрещены
Карьера, развитие
Применимы
Базовые
Нейтральные
Применимы
Запрещены
Участие в совладении и управлении
Нейтральные
Применимы
Применимы
Базовые
Запрещены
--------------------------------
<1> В таблице слово "базовые" означает, что для сотрудника с данным типом мотивации в основном должен применяться только этот вид стимулирования.
<2> В таблице слово "нейтральные" означает, что этот вид стимулирования не окажет заметного стимулирующего воздействия на сотрудника с данным типом мотивации.
2. Каждому типу деятельности соответствует определенный тип трудовой мотивации, и руководитель может определить, правильных ли людей он нанимает (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Соответствие типов мотивации видам деятельности
Тип деятельности
Пример должностной позиции
Тип мотивации
Исполнитель работ с четко
Менеджер по продажам
Инструментальная
измеримым результатом
Исполнитель на автономной работе
Агент, торговый представитель,
слесарь-ремонтник
Хозяйская, профессиональная,
инструментальная
Исполнитель на простых работах
Оператор полуавтоматической машины
Инструментальная, избегательная
(люмпенская)
Специалист с функциональным характером работы
Менеджер по маркетингу,
специалист по работе с персоналом
Профессиональная
Руководитель подразделения Начальник отдела или цеха
Хозяйская, патриотическая
Высший руководитель
Генеральный директор
Хозяйская
В наши дни открытие В.И. Герчикова широко используют консультанты по управлению, службы персонала и руководители организаций.
Контрольные вопросы
1. Что такое мотивация?
2. Как потребности влияют на поведение человека?
3. Перечислите виды потребностей в соответствии с иерархией А. Маслоу.
4. Какие потребности выделил в качестве ключевых Д. Мак-Клелланд?
5. Какие факторы Ф. Герцберг назвал мотиваторами?
6. Что означает термин "валентность" в модели мотивации В. Врума?
7. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества модели В. Герчикова перед другими изученными моделями мотивации?
Практикум к главе 6
Задание 1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Запишите названия типов потребностей человека, составляющих пирамиду иерархии потребностей, предложенную А. Маслоу. Приведите примеры потребностей. Потребности какого уровня (каких уровней) побуждают вас учиться в вузе? Объясните свое мнение.
Задание 2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Прочитайте мини-кейсы и укажите, какие типы потребностей (по классификации А. Маслоу) побуждали героев действовать описанным образом.
N п/п
Ситуации
1
В первые дни своего пребывания на необитаемом острове Робинзон Крузо с риском для жизни нырял к затонувшему кораблю, чтобы достать уцелевшие оружие, одежду и припасы.
Впоследствии, прожив на острове несколько лет, он тратил много времени и сил на то,
чтобы научиться выращивать пшеницу и разводить домашних животных


2
К моменту своего знакомства с туземцем Пятницей Робинзон Крузо уже вполне научился обходиться без помощи других людей, добывать себе пищу и даже строить жилище. Тем не менее он прилагал большие усилия к тому, чтобы Пятница стал его другом и научился говорить по-английски
3
Выпускник факультета менеджмента одного из престижных вузов Николай получил работу аналитика в успешной коммерческой компании. Работа требовала от него приложения знаний, сил и творческих способностей. Каждая новая ситуация предполагала неординарный подход и креативность. В целом Николай был доволен своей работой,
понимая, что она дает ему не только высокую заработную плату, но и реализацию знаний,
творческое развитие, а также гарантирует карьерный рост. Огорчало Николая только одно - ему приходилось работать уединенно в удобном одноместном офисном помещении.
Общение с коллегами сводилось преимущественно к обмену электронными посланиями.
Через полтора года Николай попросил перевести его на другую, менее оплачиваемую должность, требующую большую часть рабочего времени проводить в общении с коллегами,
партнерами и клиентами
4
Наталия всегда мечтала быть корреспондентом. К моменту окончания с отличием факультета журналистики ее портфолио насчитывало более тридцати статей, рассказов и очерков. Одна работа даже завоевала приз престижного конкурса. После окончания университета Наталия устроилась в редакцию очень крупной и известной газеты. Однако на первое время ей предложили должность редактора небольшой рубрики. Писать не давали,
да на это просто не оставалось времени. Наталия отлично справлялась со своими обязанностями и была на хорошем счету у руководства. Однако "первое время" затянулось на два года. Из разговора со своим шефом Наталия поняла, что в ближайшие несколько лет ей не предоставят место корреспондента. Через две недели Наталия уволилась из престижного издания и устроилась корреспондентом в небольшую газету. Теперь ей приходится много писать, много ездить по стране. Работа отнимает почти все время. Статьи
Наталии не раз отмечались читателями как самые интересные и острые. По-видимому, в ближайшие три-четыре года Наталию не ожидает какое-либо серьезное служебное продвижение. Однако, по ее словам, она еще никогда не чувствовала себя такой счастливой
5
Сергей со школьной скамьи занимался жонглированием. Он не собирался становиться артистом цирка, просто это было его хобби. В университете он продолжал совершенствовать свое мастерство, постоянно увеличивая число предметов для жонглирования. Это не мешало учебе, и родители даже поощряли увлечение сына. На четвертом курсе Сергей твердо решил побить рекорд мира по максимальному количеству предметов для жонглирования и подал заявку в комитет Книги рекордов Гиннесса. С первого раза побить рекорд ему не удалось. Не удалось и со второго. Но Сергей продолжал тренироваться. Его мечта сбылась лишь через два года после окончания вуза, когда он уже работал менеджером крупного отеля. Сергей был очень горд своим успехом. Поздравления шли со всех концов России и даже из других стран. К сожалению, через полгода рекорд был побит, но это не расстроило Сергея. Сегодня Сергей - генеральный директор сети отелей. В
его офисе на самом видном месте лежит Книга рекордов Гиннесса, раскрытая на посвященной ему странице. Жонглированием он занимается редко, на отдыхе для

удовольствия
6
Анна работает менеджером в небольшой компании и руководит отделом. В ее подчинении находятся пять сотрудников. Отделу часто приходится решать срочные и достаточно сложные задачи. Иногда выполнение нового задания требует от Анны твердости и требовательности по отношению к ее сотрудникам. Но ей всегда удается обходиться без применения административных мер, взысканий и предупреждений. Анна считает, что залогом успешной работы коллектива является хороший моральный климат. Бывали случаи,
когда Анна брала на себя часть исполнительской работы, чтобы позволить одной сотруднице пораньше уйти с работы в детский сад за ребенком. Сотрудники не злоупотребляют добрым отношением Анны. Они понимают важность своевременного выполнения производственных заданий и прилагают для этого все свои навыки и усилия
Задание 3. Методы мотивации
В коллективе фирмы назревает конфликтная ситуация, что подтверждается следующими фактами:
- каждый трудится сам по себе, отказывая другим в помощи;
- сотрудники не доверяют друг другу и стараются не делиться рабочими и личными планами, не дают советы;
- при высказывании своего мнения о работе своего коллеги каждый сотрудник скорее выскажет свои замечания и претензии, нежели подчеркнет его достоинства.
Как вы думаете, что следует предпринять менеджеру, чтобы изменить обстановку в коллективе?
Задание 4. Теории мотивации
В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника.
1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?
2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?
Задание 5. Теории мотивации
Составьте таблицу (см. образец), запишите в первый столбец все изученные вами теории и модели мотивации. Во второй столбец запишите ваши отзывы - какие теории и модели заинтересовали вас больше других и почему.
N п/п
Теории и модели мотивации
Ваши отзывы
1 2
3 4
5 6
7

2>1>2>1>1>1>1>1>
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   40