Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2042

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Номер ситуации
Стиль лидерства
Ориентация на
2. Как вы думаете, изменится ли со временем стиль лидерства, используемый В. Соловьевым?
Если изменится, то как? Объясните свои предположения.
Задание 3. Модель принятия решений
Оцените ситуацию, описанную в кейсе "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон",
используя модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго. Определите рекомендуемый стиль лидерского поведения. Сравните его с предыдущей рекомендацией.
Задание 4. Модель лидерства Ицхака Адизеса
Используя кейс "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон", предположите, какой
PAEI-код характерен для В. Соловьева. Какой PAEI-код должен быть характерен для руководителя предприятия "Электрон" в описанной ситуации? Почему?
Часть II. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
- Основные понятия теории организации
- Организация как система
- Системные законы и принципы организации
- Жизненный цикл организации
- Основные виды организаций
- Основы проектирования организационных структур
- Организационная культура
- Организационные изменения
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40

Глава 11. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Организации существуют лишь по одной причине:
чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.
Р.Уотермен
- Теория организации как наука
- Методы исследования организаций
- Формальные и неформальные организации
- Понятие социальной организации
11.1. Теория организации как наука
Жизнь любого современного человека так или иначе связана с организациями. Наверное, можно смело утверждать, что мы буквально "погружены" в организации, существуем в них, зависим от них и влияем на них. Мы покупаем товары в маленьких магазинах и огромных супермаркетах, учимся в школах и университетах. Мы пользуемся продукцией, произведенной на заводах и фабриках, отправляем письма по почте и берем кредиты в банках. Мы являемся сотрудниками одних и клиентами других организаций, кому-то удается совмещать две эти роли в отношении одной организации. Значение организаций и организационной деятельности в наши дни велико как никогда.
Слово организация и его производные мы слышим часто и повсеместно: "крупная коммерческая организация", "хорошо организованная работа", "организация производства", "менеджер должен быть хорошим организатором", "общественные и политические организации" и т.п. Какой же смысл вкладывается в это хорошо знакомое нам понятие?
Термин "организация" может употребляться в двух значениях:
1) организация как объект или система - предприятие, фирма, компания или совместно работающая группа людей;
2) организация как процесс или функция - обеспечение результативной и эффективной совместной деятельности людей, т.е. организовывание их работы (рис. 11.1).
Понятие "организация"
┌──────────────────────────────────────┐

│ Организация │
└──────────────────┬───────────────────┘
┌─────────────────────┴───────────────────────┐
┌──────────────┴────────────────────┐ ┌──────────────────────┴────────────┐
│ Объект (система) │ │ Процесс (функция) │
└───────────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────┘
Рис. 11.1
Классическим подходом к определению понятия "организация" являются следующие рассуждения:
для того чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
1) наличие по крайней мере двух людей, считающих себя частью этой группы;
2) наличие по крайней мере одной общей цели, которую принимают как общую все члены этой группы;
3) наличие членов группы, сознательно работающих совместно для достижения этой цели.
На основе приведенных требований классик менеджмента Ч. Бернард (1886 - 1961)
сформулировал наиболее общее определение: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
При этом организация как процесс (действие) предполагает распределение между исполнителями задач, ресурсов, полномочий и ответственности, а также обеспечение их совместной скоординированной деятельности. Как видно, эти определения близки по смыслу, однако если первое указывает на причину и условия существования организации, то второе отражает технологию ее создания и функционирования.
Часто организации называют социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что они характеризуются сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами. Организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами,
создаваемую для достижения общей цели (целей).
Однако в большинстве случаев, говоря об организациях, мы подразумеваем какое-то более конкретное толкование этого понятия. Например, предприятие как один из наиболее распространенных видов организаций - это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы,
оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Или другое определение предприятия: самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.
Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, в Российской Федерации именуется учреждением <1>. А добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей указывает на создание общественной организации.
--------------------------------
<1> Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Что же общего у всех этих, казалось бы, очень непохожих организаций? Абстрагируясь от социальных, хозяйственных, правовых и управленческих аспектов, присутствующих в приведенных определениях, можно отметить, что организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития. Можно также добавить, что организация обладает упорядоченной внутренней структурой, в которой существуют многообразные связи и отношения.
Примечание. Организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.
Примечание. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития.


Эти определения, отражающие наиболее общие, формальные свойства организации, еще больше сближают понятия "организация как объект" и "организация как процесс".
В общем случае любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:
- наличие общей цели или совокупности целей деятельности;
- совместная деятельность людей;
- особая система организационных отношений между людьми;
- наличие управления совместной деятельностью людей;
- технологичность деятельности;
- наличие определенной организационной культуры.
В связи с этим интересно мнение американских исследователей в области теории организации Дж.
Дэвиса и К. Маркиса, выраженное в их совместной статье "Будущее организационной теории в начале
XXI в.: институциональные поля и механизмы": "...Нам приходится постоянно помнить о том, что мы живем в мире, где крупные корпорации поглотили общество и заполнили собой большую часть социальной действительности... Десятки транснациональных корпораций (ТНК) имеют годовой доход,
превышающий ВВП большинства стран. Государства в значительной мере связаны оговоренными территориальными границами, а ТНК с их мобильными инвестициями могут сами очерчивать свою сферу влияния" <1>.
--------------------------------
<1> Дэвис Дж., Маркис К. Будущее организационной теории в начале XXI в.: институциональные поля и механизмы / Теория организации: Хрестоматия / Пер. с англ. Под ред. Т.Н. Клеминой. СПб.:
Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2009. С. 27.
При этом авторы утверждают, что "...большинство организаций являются лишь юридическими фикциями (legal fictions), в которых нет никаких аналогов "внешним" и "внутренним" границам, - эти организации представляют собой просто области пересечений в сетях сделок между независимыми лицами (которые сами могут быть лишь фикциями). Месторасположение корпораций не имеет значения - это просто юридические механизмы, необходимые для привлечения средств".
Подчеркивая таким образом роль и значение крупных компаний в современном устройстве мира, а также сложность и неоднозначность самого понятия "организация", авторы делают интересный и смелый вывод: "...Такая ситуация делает организационную теорию королевой всех социальных наук, так как только она способна дать объяснение доминирующим в наше время социальным структурам".
Несмотря на то что за десятилетия существования и развития теории организации как науки вполне сформировался ее терминологический и методологический аппарат, определился круг исследуемых проблем и практическая значимость, по-прежнему не существует единого представления об "уникальном облике" и "единственно верном наборе проблем", характерных именно для этой дисциплины.
На наш взгляд, внимания заслуживает вывод, который делает отечественный ученый в области менеджмента и теории организации Т.Н. Клемина: "Несмотря на свою относительную молодость, теория организации, как полагают многие авторы, отразила в своем развитии большинство тех тенденций и проблем, с которыми сталкиваются социальные науки в целом. Начнем с того, что давно является общепризнанным, - теории организации как единой, целостной теории не существует... речь идет скорее о совокупности различных концепций, школ, подходов или перспектив, ряд из них дополняет друг друга,
а некоторые пребывают в откровенном противоречии" <1>.
--------------------------------
<1> Клемина Т.Н. Заботы и тревоги теории организации // Российский журнал менеджмента. 2007.
Т. 5. N 4. С. 41 - 46.
Так что же представляет собой теория организации? Классическое определение гласит, что теория организации - это наука об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно функционирующих динамических систем.
Как следует из приведенных выше рассуждений и определений, теория организации как наука представляет собой область научного знания об общих закономерностях образования, устройства,
функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно созданных и функционирующих динамических систем.
Примечание.
Теория организации - это наука об общих закономерностях образования,
устройства, функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно функционирующих динамических систем.
Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые являются для нее источниками методологических подходов и организационного опыта. Особое значение имеет

связь теории организации с социальными и экономическими науками, позволяющая прогнозировать развитие внутриорганизационных отношений, а также с теориями систем и информации, позволяющими изучать организации с точки зрения системного подхода (рис. 11.2).
Теория организации в системе наук
┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌────────────────┐
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Принципы, методы и \ │ │ │ │
│ Общий │функции управления; \ │ │ │ │
│ менеджмент │формы власти; лидерство; \│ │ │ │
│ (теория │организационные структуры /│ │ │ │
│ управления) │управления; контроль; / │ │ │ │
│ │координация и т.п. / │ │ │ │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Социально-экономические \ │ │ │ │
│ │системы; рыночные \ │ │ │ │
│Экономические│условия; субъекты \│ │ │ │
│ науки │хозяйствования; методы /│ │ │ │
│ │экономического / │ │ │ │
│ │стимулирования и т.п. / │ │ │ │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Социальные системы; \ │ │ │ │
│ │межгрупповые конфликты; \ │ │ │ │
│ Социология │групповая динамика; \│ │ │ │
│ │социальная активность и /│ │ │ │
│ │мобильность; поведение / │ │ │ │
│ │групп людей и т.п. / │ │ │ │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Поведение человека в \ │ │ │ │
│ │организации; обучение \ │ │ │ │
│ Психология │сотрудников; мотивация; \│ │ │ │
│ │методики оценки /│ │ │ │
│ │сотрудников; психология / │ │ │ Практический │
│ │принятия решений и т.п. / │ │ │ опыт в сферах │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ бизнеса, │
└─────────────┘ │ │ │ менеджмента, │
┌─────────────┐ │ Теория │/└┤ политики, │
│ ├───────────────────────┘\ │организации│\┌┤ права, │
│ │Культура общества; \ │ │ │государственного│
│ Антропология│стереотипы сознания и \│ │ │ управления, │
│ │поведения; ценности и /│ │ │ образования и │
│ │нормы и т.п. / │ │ │ т.п. │
│ ├───────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Гражданское, трудовое, \ │ │ │ │
│ │хозяйственное \ │ │ │ │
│ Юридические │административное, \│ │ │ │
│ науки │корпоративное право; /│ │ │ │
│ │организационно-правовой / │ │ │ │


│ │статус хозяйственных / │ │ │ │
│ │организаций и т.п. / │ │ │ │
│ ├─────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Системный подход к \ │ │ │ │
│ │изучению организаций; \ │ │ │ │
│ Общая │теория открытых систем; \│ │ │ │
│теория систем│синергия; пространство /│ │ │ │
│ │состояний; системные / │ │ │ │
│ │законы и т.п. / │ │ │ │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ │ │ │ │
┌─────────────┐ │ │ │ │
│ ├──────────────────────┘\ │ │ │ │
│ │Коммуникации; \ │ │ │ │
│ Теория │информационные системы; \ │ │ │ │
│ информации │свойства информации; \│ │ │ │
│(информатика)│закономерности и способы /│ │ │ │
│ │реализации информационных/ │ │ │ │
│ │процессов и т.п. / │ │ │ │
│ ├──────────────────────┐/ │ │ │ │
└─────────────┘ └───────────┘ └────────────────┘
Рис. 11.2
Наиболее тесно теория организации связана с такими науками, как общий менеджмент и теория
управления . Взаимосвязь этих сфер научного знания настолько очевидна, что ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какую из наук следует считать наиболее общей, а какую ее частью. С одной стороны, общий менеджмент изучает помимо прочего организационные аспекты управления, принципы построения и функционирования различных организационных структур, а следовательно, теорию организации можно считать одним из разделов этой науки (см. рис. 11.3, а). С
другой стороны, не менее убедительно звучат утверждения, что менеджмент как система управления организацией представляет собой лишь один из элементов (аспектов деятельности) сложной и многогранной организационной системы (см. рис. 11.3, б).
Взгляды на взаимосвязь теории организации и менеджмента
Рис. 11.3
Как бы то ни было, но менеджмент (теория управления) и теория организации как науки не только взаимно обогащают друг друга, но совместно формируют единую систему представлений о целенаправленной управленческой деятельности в интересах обеспечения высокой результативности и эффективности функционирования различных организаций.
Как и общий менеджмент, теория организации оперирует такими понятиями, как методы и функции управления, планирование, организационные структуры, контроль, координационная деятельность, виды властных полномочий, лидерство и т.п.
Нельзя недооценивать и влияние на теорию организации такой управленческой дисциплины, как