Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2040

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
математическая теория управления. Ее вклад обусловлен тем, что эта наука изучает общие законы управления системами независимо от их материальной природы. Управляемые системы имеют рецепторы (датчики), воспринимающие сигналы из внешней среды и передающие их внутрь системы, а также входные и выходные каналы, по которым они обмениваются сигналами с внешней средой.
Выходные сигналы системы передаются во внешнюю среду через эффекторы (исполнительные устройства). Поскольку каждая система сигналов, независимо от того, формируется она разумными существами или объектами и процессами неживой природы, несет в себе ту или иную информацию, то всякая управляемая система может рассматриваться как преобразователь информации. Рассмотрение различных объектов живой и неживой природы как преобразователей информации или как систем,
состоящих из элементарных преобразователей информации, составляет сущность так называемого кибернетического подхода к изучению этих объектов.
Связь теории организации с экономическими науками заключается в том, что одним из важнейших практических аспектов теории организации является изучение организаций (компаний, фирм,
предприятий) как социально-экономических систем, функционирующих в рыночных условиях, ведущих экономическую деятельность и заинтересованных в повышении собственной экономической эффективности. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования,
макро- и микроэкономических аспектов функционирования организаций как субъектов хозяйствования,
проблем эффективности, методов экономического стимулирования и т.п. имеют непосредственное отношение к деятельности подавляющего большинства современных организаций.
Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся процессов социализации сотрудников, групповой динамики, построения рациональных организационных структур, коммуникаций, власти и лидерства и т.п. Особым вкладом социологии в теорию организации являются методики изучения сущности и содержания социальных конфликтов между малыми и большими социальными группами. В теории организации большую научную значимость приобретают вопросы мотивации трудовой деятельности, анализа факторов социальной активности и социальной патологии, места и роли человека в социальных и технических системах,
имитационного моделирования поведения групп людей, исследование социальных возможностей,
ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации и т.п. Теорию организации часто называют социальной наукой.
Вклад психологии в теорию организации заключается в изучении и прогнозировании поведения человека, определении возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия,
мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последние годы заметно возросла роль психологических исследований и методик, непосредственно связанных с поведением человека в организации. К ним относятся методики: обучения и тренировки сотрудников,
выявления нужд работников, разработки мотивационных процедур, принятия решений, оценки поступков и позиций людей, изучения сущности предпринимательской деятельности и т.п.
Вклад 1>1>1>1>1>1>
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   40

антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта наука среди прочих проблем изучает функцию культуры общества - механизм отбора ценностей и норм, определенных стереотипов сознания и поведения и передачи их новым поколениям. Эта социальная память лежит в основе фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся, в том числе, и в деятельности организаций.
В организационной деятельности велика роль системы правил и норм, устанавливаемых государством, собственниками, администрацией предприятия и регулирующих различные внутриорганизационные отношения. Поэтому теория организации черпает специальные знания и методики из юридических наук, изучающих право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. На формирование теории организации оказывают влияние такие юридические дисциплины, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, а также административное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особое место в системе взаимосвязи юридических наук с теорией организации занимает корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих организационно-правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.
Роль общей теории систем в формировании и развитии теории организации трудно переоценить.
Она заложила основы современного системного подхода к изучению организаций. Общая теория систем,
а также ее составная часть - теория открытых систем обогатили теорию организации такими понятиями,
как элемент системы, взаимосвязь, синергия, входные и выходные ресурсы, движение системы в пространстве состояний и т.п. Важнейшей частью современной теории организации являются системные законы, описывающие наиболее общие устойчивые и повторяющиеся закономерности
функционирования организаций независимо от их особенностей.
В управлении современными организациями важную роль играют коммуникации и информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и управления ими. Поэтому для описания процессов построения и функционирования современных предприятий теория организации привлекает знания таких научных дисциплин, как информатика и
теория информации. Эти дисциплины изучают свойства информации, используемой в управлении организационными системами, а также законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть построены таким образом, чтобы информационные системы управления функционировали максимально эффективно.
При всей важности влияния различных наук на теорию организации нельзя не учитывать то колоссальное влияние, которое оказывает на развитие этой дисциплины практический опыт в таких сферах, как бизнес, менеджмент, политика, право, государственное и муниципальное управление,
образование и т.п.
В заключение этого параграфа, для того чтобы окончательно развеять сомнения читателей в необходимости изучать теорию организации, хотелось бы привести "почти серьезный" афоризм выдающегося польского писателя, поэта и философа Станислава Ежи Леца: "На Земле может замереть органическая жизнь, но не организационная".
11.2. Методы исследования организаций
Современный менеджер должен обладать навыками исследования организаций.
Примечание. Исследование - это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета,
явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества <1>.
--------------------------------
<1> Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
Мнение о том, что исследования - это предмет деятельности научных работников, а у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости, является глубоко ошибочным. В современном менеджменте исследование является одним из важнейших факторов обеспечения высокой эффективности работы организации и ее экономического успеха. Исследования позволяют увидеть резервы организации, факторы, мешающие развитию, опасности и сильные стороны. Есть мнение, что в современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.
Исследования могут охватывать всю организацию в целом или затрагивать лишь некоторые подразделения, проводиться силами менеджмента или с привлечением консультантов. Они могут быть длительными (от нескольких месяцев до нескольких лет) и краткосрочными (продолжающимися несколько дней); периодически повторяющими и разовыми; проводимыми в интересах стратегического развития и направленными на повышение эффективности операционной деятельности; требующими значительных финансовых средств и включенными в годовой бюджет компании.
Несмотря на разнообразие видов, обстоятельств и исполнителей, обязательным начальным условием любого исследования является четкое определение объекта, предмета, цели и задач
исследования и выбор инструментов (методов) исследования.
Объектом исследования в большинстве случаев является сама организация (конкретное предприятие, фирма). Однако иногда под объектом может пониматься целая отрасль или рынок, в других случаях сфера исследований может ограничиваться одним структурным подразделением организации.
Предметом исследования называют составляющую часть объекта исследования, особый аспект исследования, конкретную сторону или важное свойство объекта исследования. При исследовании организаций предметом могут быть: система управления (менеджмент), неформальные группы,
компетентность (профессионализм) персонала, средства и способы его мотивации, производительность труда, торгово-закупочная деятельность, эффективность маркетинга и рекламы и т.п.
Исследования организаций проводятся с разными целями, среди которых можно выделить:
изучение текущего состояния организации (например, по таким параметрам, как численность персонала,
объемы продаж продукции, норма прибыли, доля рынка); исследование факторов внутренней и внешней среды в интересах повышения конкурентоспособности организации; анализ эффективности работы отдельных подразделений или целесообразности использования той или иной организационной структуры и др.
Конкретные задачи исследования вытекают из формулировки цели и доопределяют желаемый результат. К наиболее распространенным задачам исследования можно отнести: поиск способов

повышения производительности труда на предприятии; определение причин снижения качества продукции; выявление перспективных методов управления; выбор фирм-поставщиков, отвечающих разнообразным требованиям; выявление неформальных лидеров; совершенствование системы планирования и контроля и т.п.
Как и любая другая наука, теория организации использует разнообразные методы исследования.
Какие из них наиболее часто и эффективно используются в теории организации?
Наиболее характерным для теории организации методом исследования является наблюдение - процесс изучения объекта (организации или ее подразделения) без какого-либо воздействия на него.
Наблюдение заключается в целенаправленном сборе сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего их анализа. Оно не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины того или иного явления.
Примечание. Наблюдение - целенаправленный сбор сведений об исследуемом объекте или явлении для последующего анализа.
В теории организации находят применение два вида наблюдения:
лонгитюдное и
кроссекционное.
Лонгитюдное наблюдение (англ. longitudinal study от longitude - долговременный) - научный метод, применяемый в социологии, психологии, теории организации и др. науках, предполагающий изучение одного объекта (например, организации) в течение длительного времени, за которое существенным образом меняются значимые признаки этого объекта.
Кроссекционным наблюдением (синхронным, одномоментным, статичным) в теории организации называется краткосрочное наблюдение за деятельностью нескольких различных организаций,
проводимое с целью выявления общих для них признаков.
В различных науках одним из самых сложных и интересных методов исследования является эксперимент.
Примечание. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в особых (управляемых исследователем) условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Эксперимент проводится в рамках какого-либо научного исследования и служит для проверки гипотезы или установления причинных связей между явлениями. Эксперименты являются основой эмпирического (опытного) подхода к исследованиям и часто проводятся в физике, химии, психологии,
технических науках и т.п. Одним из особых видов этого метода исследования является компьютерный
(численный) эксперимент - эксперимент над математической моделью объекта исследования на компьютере, который состоит в том, что по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах изучаемого объекта. Данный вид исследования можно лишь условно отнести к эксперименту, так как он не отражает реальные явления, а является численной реализацией созданной человеком математической модели - расчетом.
Применяются эксперименты и для исследования организаций. Они относятся к социальным экспериментам.
Примечание. Социальный эксперимент - это метод изучения социальных (общественных)
явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием каких-либо искусственно созданных факторов.
Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения между людьми; изучение влияния изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
анализ и оценку результатов этого влияния. Вспомните, например, хоторнские эксперименты,
проводившиеся в 1920-х - 1930-х гг. профессором Элтоном Мэйо <1>.
--------------------------------
<1> См. параграф 1.3 данного учебника.
Однако экспериментирование в теории организации является весьма затратным и рискованным методом исследования. Вносимые в работу организации социальные, экономические, технологические и иные изменения могут негативно сказаться на различных аспектах ее деятельности. Поэтому проводятся такие исследования нечасто и в особых условиях.
Распространенным методом исследования в теории организации является анализ - метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном) разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения. В ходе анализа выявляются не только

составные элементы сложного объекта (системы), но и характер связей между ними. Понятие "анализ"
лучше всего объясняется простой метафорой - "разложить по полочкам". Действительно, анализируя структуру и функции организации, исследователь выделяет ее составные части и классифицирует их,
относит к той или иной известной категории ("раскладывает по полочкам и помечает ярлычками").
Например, анализируя структуру коммерческой компании, мы обнаружим, что в ее состав входят различные департаменты и отделы - производственный, финансовый, департамент управления персоналом, отдел маркетинга и т.п. Каждый из них выполняет свои функции <1>. До какой же степени подробности стоит детализировать изучаемый объект в процессе его анализа? Это зависит от цели и задач самого исследования.
--------------------------------
<1> Напомним, что функция - это: 1) роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности; другими словами, функция - это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае; 2) в точных науках - отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого.
Примечание. Анализ - метод исследования, заключающийся в искусственном (мысленном)
разложении исследуемого объекта на простые составные части с целью последующего их изучения.
Подробнее мы будем говорить об этом в гл. 12 "Организация как система".
Противоположным приемом, используемым при исследовании организаций, является синтез - объединение выделенных при анализе частей в единое целое. Возникает закономерный вопрос: зачем же вновь объединять в целое те части, на которые мы ранее разложили изучаемый объект? Что нового мы получим при этом? Действительно, изучать сложный объект, каким является организация, по частям
(элементам) проще и эффективнее. Общий первоначальный взгляд на организацию никогда не даст той точности выводов, которую позволяет получить изучение каждого элемента в отдельности и связей между ними. Однако изучение любой организации, как правило, преследует вполне конкретные практические цели: усовершенствование ее деятельности, решение проблемы или формирование обоснованных и точных выводов о ее работе. Поэтому, объединяя знания, полученные в процессе анализа организации, исследователи формируют (иначе говоря, синтезируют) новые знания об организации, которые невозможно получить, не изучая ее состав и работу в целом, с учетом всех ее связей и особенностей.
Итак, первая задача синтеза как научного метода - получение нового знания об изучаемом объекте или явлении. Однако при изучении реальных организаций исследователи (менеджеры, аналитики,
собственники предприятия) этим редко ограничиваются. Поэтому второй практической задачей синтеза является внесение каких-либо изменений в структуру и функции организации, повышающих результативность и эффективность ее функционирования. В этом смысле под синтезом часто понимается усовершенствование организации.
Примечание. Синтез - метод исследования, заключающийся в объединении выделенных при анализе частей в единое целое и формировании новых выводов.
Как вы узнаете из параграфа, посвященного закону единства анализа и синтеза, эти методы исследования осуществляются друг за другом, циклически. В процессе совершенствования деятельности организации анализ обычно предшествует синтезу. Так, например, перед тем как объединить несколько организаций в общую организационно-правовую структуру (холдинг,
финансово-промышленную группу, консорциум и т.п.) <1>, каждая из организаций исследуется в отдельности. Затем начинается синтез - моделирование вариантов построения общей групповой структуры. После чего оцениваются (или прогнозируются) результаты совместной работы организаций в рамках новой системы. Если эти результаты оказываются неудовлетворительными, то осуществляют формирование новых структурных образований до получения наилучшего результата.
--------------------------------
<1> Эти и другие групповые организационные формы вы будете изучать в гл. 15 "Основные виды организаций" данного учебника.
Наряду с анализом и синтезом одним из эффективных и широко распространенных методов исследования в любой науке, и теории организации в частности, является дедукция - выделение частных суждений из общих положений. Вспомните Шерлока Холмса - персонаж произведений А. Конан
Дойла. Этот всемирно известный сыщик сумел построить целую систему анализа информации и формирования выводов на основе дедуктивного метода.
Примечание. Дедукция - метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из

общих положений.
Дедуктивное умозаключение применяется главным образом для построения частных версий и объяснения единичных фактов на основе общих представлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез следствия, которые можно проверить эмпирически, т.е. опытным путем, и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать. Например, если у исследователя (руководителя)
имеются данные о том, что внутренняя среда предприятия характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности и трудовой мотивации специалистов, то у него появляются определенные основания ожидать, что каждый из специалистов, отобранных из разных подразделений для реализации какого-либо проекта, также будет характеризоваться высоким уровнем профессионализма и мотивации.
Индукция, напротив, предусматривает исследование путем перехода от частного к общему.
Индуктивные умозаключения применяются в тех случаях, когда приходится обобщать некоторую известную совокупность фактов и устанавливать общие закономерности. Например, для определения качества продукции отдел контроля осуществляет замеры параметров лишь части крупной партии изделий. И на основе этих замеров делает выводы об уровне качества всей партии. Кроме того,
вспомните, как в ходе хоторнских экспериментов из первоначально разрозненных результатов родилась новая концепция человеческих отношений <1>.
--------------------------------
<1> См. параграф 1.3 данного учебника.
Примечание. Индукция - метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.
В том случае, когда требуется сопоставить между собой какие-либо явления, факты или события, с успехом применяется метод аналогий. Основным достоинством этого метода является то, что сопоставление чего-то нового проводится с тем, что уже хорошо известно и понятно исследователю.
Пример. Объясняя принцип хранения информации на диске компьютера, преподаватель информатики может сказать: "Представьте себе книжный шкаф. Предположим, что он стоит в вашем офисе и вы храните в нем документы. На полках стоят канцелярские папки, некоторые из них заполнены документами, некоторые пусты. Кроме того, часть документов лежит на полке без папки. Каждая папка имеет свое название, например, "Письма" или "Отчеты". Документы тоже по-разному озаглавлены:
"Доклад N 1", "Доклад N 2", "План на месяц" и тому подобное. Точно так же упорядочена информация на диске компьютера. Диск - это шкаф, полки - это виртуальные или логические диски, папка - это некоторая область диска, имеющая свое имя и предназначенная для хранения документов - файлов. Каждый файл
- это документ, имеющий уникальное имя. Чтобы найти файл, необходимо знать его имя, папку и диск, на котором он хранится. Некоторые файлы как отдельные документы могут храниться вне папок. О них говорят, что они размещены в корневом каталоге" <1>.
--------------------------------
<1> Михненко П.А. Как я учился деловому общению. М.: НТ Пресс, 2005. С. 62 - 63.
Как видно из приведенного примера, аналогия - это прием, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях. Так, принято считать, что хозяйственные организации сходны с живыми организмами и в своем развитии проходят те же этапы: зарождение, рост, зрелость, старость, смерть. Умозаключение по аналогии формируется в результате сравнения двух объектов и определения сходств и различий между ними.
Примечание. Аналогия - метод исследования, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.
Часто при исследовании организаций оказывается удачным так называемый исторический метод.
Он состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий. В такой же последовательности приводится и анализ изменений, произошедших или происходящих с объектом изучения - организацией.
Примечание. Исторический (хронологический) метод исследования состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений,
тенденций и т.п.