Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2039
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В следующем параграфе мы как раз прибегнем к историческому методу для изучения основных предпосылок и этапов развития теории организации как науки.
11.3. Формальные и неформальные организации
Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения степени ее формализации <1>.
Например, организация может быть описана с помощью таких параметров, как:
- цель деятельности;
- используемые ресурсы;
- организационная структура;
- правовые и нормативные основы существования и функционирования;
- принципы разделения труда и распределения ролей;
- характер взаимоотношений с элементами внешней среды и т.п.
--------------------------------
<1> Формализация (от лат. forma - вид, образ) - отображение каких-либо результатов в точных понятиях и утверждениях.
В зависимости от степени формализации этих параметров выделяются:
а) формальные <2> организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях;
б) неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
--------------------------------
<2> Формальный (здесь) - официальный, законный.
К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь или не иметь статус юридического лица. Основной функцией формальных организаций является выполнение нормативно определенных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми в таких организациях регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Примечание. Формальные организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
К неформальным организациям относят институты семьи, дружбы и иных неформальных отношений между людьми. Неформальные организации создаются на основе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. и часто образовываются вокруг одного лица - лидера. Такие организации не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли.
Для любознательных... Семья относится к такому типу организации, который можно трактовать и как неформальную, и как формальную организацию. Семья как неформальная организация - это группа людей, находящихся, как правило, в кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. При этом семья как формальная организация - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями,
образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Права и обязанности членов семьи закрепляются законодательно.
Неформальные группы, объединяющие людей разных подразделений, часто появляются и внутри формальных организаций. Они "вырастают" из дружеских отношений и социальных связей, не предполагаемых организационной структурой. Это естественное явление, как правило,
свидетельствующее о том, что система формальных коммуникаций и внутренней культуры организации не соответствует запросам сотрудников и требует совершенствования. Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Примечание. Неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
Для любой формальной организации важно соблюдать баланс между формальной и неформальной структурами, не допуская доминирования неформальных групп.
Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения внутри формальных
организаций, являются:
1) потребность в общении - желание получать информацию, недоступную по официальным каналам коммуникации, а также участвовать в обмене этой информацией. Как правило, неофициальная информация имеет форму слухов, предположений и т.п.;
2) симпатия - стремление человека быть ближе к тем людям, которые ему симпатичны;
3) потребность в причастности - желание человека быть причастным к деятельности своего коллектива, коллег, друзей, в том числе и за пределами формальных обязанностей;
4) стремление к взаимопомощи - попытки получить помощь в решении своих производственных задач и личных проблем от коллег и товарищей. Это явление становится особенно актуальным тогда,
когда администрация либо уклоняется, либо проявляет неспособность оказать официальную помощь сотрудникам;
5) самозащита - реализация потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают
(часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.
Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями
(см. рис. 11.4):
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм - принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль,
осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами,
сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.
Социально-психологические особенности неформальных организаций
┌───────────────────────────┐
│ Сопротивление переменам │
└───────────────────────────┘
/\
┐┌
┌───────────────┐ ┌─────────────┴┴────────────┐ ┌───────────────┐
│ Социальный │/└────┤ Неформальные ├────┘\│ Неформальные │
│ контроль │\┌────┤ организации ├────┐/│ лидеры │
└───────────────┘ └───────────────────────────┘ └───────────────┘
Рис. 11.4
Существует несколько способов влияния неформальной группы на деятельность формальной организации (рис. 11.5):
- неофициальное общение - распространение важной для сотрудников информации по неформальным каналам. Наличие устойчиво функционирующей системы неформальных коммуникаций создает условия для приобретения неформальной группой особой формы власти над администрацией организации <1>;
- способность действовать или бездействовать как формы протеста против действий администрации: действие - явное или скрытое выражение недовольства, бездействие - отсутствие ожидаемой неформальной поддержки действиям руководства;
- несанкционированное установление производственных норм - формирование в коллективе общих представлений о справедливости или несправедливости тех или иных норм и требований. Этот способ влияния неформальных групп может носить как негативный (распространение мнения о завышенных требованиях к работникам со стороны администрации), так и позитивный характер
(продвижение идеи о необходимости творческого подхода к своей работе) <2>.
--------------------------------
1) потребность в общении - желание получать информацию, недоступную по официальным каналам коммуникации, а также участвовать в обмене этой информацией. Как правило, неофициальная информация имеет форму слухов, предположений и т.п.;
2) симпатия - стремление человека быть ближе к тем людям, которые ему симпатичны;
3) потребность в причастности - желание человека быть причастным к деятельности своего коллектива, коллег, друзей, в том числе и за пределами формальных обязанностей;
4) стремление к взаимопомощи - попытки получить помощь в решении своих производственных задач и личных проблем от коллег и товарищей. Это явление становится особенно актуальным тогда,
когда администрация либо уклоняется, либо проявляет неспособность оказать официальную помощь сотрудникам;
5) самозащита - реализация потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают
(часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.
Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями
(см. рис. 11.4):
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм - принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль,
осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами,
сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.
Социально-психологические особенности неформальных организаций
┌───────────────────────────┐
│ Сопротивление переменам │
└───────────────────────────┘
/\
┐┌
┌───────────────┐ ┌─────────────┴┴────────────┐ ┌───────────────┐
│ Социальный │/└────┤ Неформальные ├────┘\│ Неформальные │
│ контроль │\┌────┤ организации ├────┐/│ лидеры │
└───────────────┘ └───────────────────────────┘ └───────────────┘
Рис. 11.4
Существует несколько способов влияния неформальной группы на деятельность формальной организации (рис. 11.5):
- неофициальное общение - распространение важной для сотрудников информации по неформальным каналам. Наличие устойчиво функционирующей системы неформальных коммуникаций создает условия для приобретения неформальной группой особой формы власти над администрацией организации <1>;
- способность действовать или бездействовать как формы протеста против действий администрации: действие - явное или скрытое выражение недовольства, бездействие - отсутствие ожидаемой неформальной поддержки действиям руководства;
- несанкционированное установление производственных норм - формирование в коллективе общих представлений о справедливости или несправедливости тех или иных норм и требований. Этот способ влияния неформальных групп может носить как негативный (распространение мнения о завышенных требованиях к работникам со стороны администрации), так и позитивный характер
(продвижение идеи о необходимости творческого подхода к своей работе) <2>.
--------------------------------
<1> Вспомните понятие "баланс власти в организации" (см. с. 285 данного учебника).
<2> Подробнее эти и другие явления рассматриваются в гл. 17 "Организационная культура".
Способы влияния неформальной группы на деятельность формальной организации
Рис. 11.5
Как видно, неформальная организация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации. Задачи руководителей сводятся к следующему (см. рис. 11.6):
- осознать и принять факт существования неформальной организации;
- выяснить причины появления и направленность действий неформальной организации;
- определить потенциальную ценность наличия неформальной организации;
- выявить неформальных лидеров и найти с ними общий язык;
- объединить цели неформальной и формальной организаций.
Задачи руководителей в отношении неформальных организаций
Рис. 11.6
В большинстве случаев существование неформальных групп в организации - нормальное явление,
положительно влияющее на работу формальной организации.
11.4. Понятие социальной организации
Современный менеджмент и теория организации рассматривают организации как сложные социально-экономические системы. Социальный аспект организации является очень важным, поэтому для его изучения теория организации оперирует таким понятием, как социальная организация.
Социальной <1> называется такая организация (т.е. такая форма организационных отношений),
основным элементом которой признается человек с его идеями, характером, отношениями, культурой,
ожиданиями, а также характер взаимодействия людей и их отношения.
--------------------------------
<1> Социальный (от лат. socialis - общественный) - прилагательное, имеющее значения: 1)
общественный, связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями; 2) принадлежащий к какой-либо общественной группе.
Примечание. Социальная организация:
1. Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является организованной системой, элементы которой связаны определенными отношениями.
2. В широком смысле - любая организация в обществе; в узком смысле - общественная подсистема организации, элемент социальной структуры.
Понятие "социальная организация" подразумевает целенаправленное объединение людей для выполнения каких-либо функций. Социальная организация имеет свой социальный статус. Простейшее определение организации - "группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели" - по существу, является определением именно социальной организации.
Между людьми в организации возникают определенные отношения, которые строятся на различных уровнях симпатии, антипатии, престижа, лидерства, полномочий, ответственности и т.п.
Поэтому помимо основных системных свойств и законов организации, существуют и специфические свойства и закономерности, характерные именно для социальных организаций. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
Организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, социальные статусы и нормы, отношения лидерства и т.д.
Системообразующими факторами социальных систем являются: общая цель; подчинение целей каждого элемента общей цели системы; осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели; выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей; отношения субординации и координации между компонентами системы; наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
В теории организации выделяют различные типы социальных организаций. Рассмотрим в качестве примера три из них: социально-экономические, социально-культурные и социально-образовательные организации.
Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей:
- для социально-экономических организаций главные цели состоят в производстве продукции
(или оказании услуг) и получении дохода;
- для социально-культурных главной целью является достижение эстетических и культурных целей;
- для социально-образовательных главная цель заключается в обеспечении профессиональных компетенций обучаемых и ведении научной деятельности.
При этом для большинства социальных организаций, независимо от их главных целей и особенностей деятельности, в той или иной степени присущи как социальные, так и экономические связи
(отношения).
К социальным связям относятся: межличностные и бытовые отношения между людьми;
формальные отношения с учетом их полномочий и ответственности; связи между лидерами и их последователями и т.п.
Экономические связи характеризуются способами материального стимулирования трудовой деятельности в организации; наличием материальных льгот, материальной ответственности, формами оплаты труда и распределения дохода, экономической выгодой от функционирования организации и т.п.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании организации и диагностике ее состояния
(табл. 11.1).
11.4. Понятие социальной организации
Современный менеджмент и теория организации рассматривают организации как сложные социально-экономические системы. Социальный аспект организации является очень важным, поэтому для его изучения теория организации оперирует таким понятием, как социальная организация.
Социальной <1> называется такая организация (т.е. такая форма организационных отношений),
основным элементом которой признается человек с его идеями, характером, отношениями, культурой,
ожиданиями, а также характер взаимодействия людей и их отношения.
--------------------------------
<1> Социальный (от лат. socialis - общественный) - прилагательное, имеющее значения: 1)
общественный, связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями; 2) принадлежащий к какой-либо общественной группе.
Примечание. Социальная организация:
1. Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является организованной системой, элементы которой связаны определенными отношениями.
2. В широком смысле - любая организация в обществе; в узком смысле - общественная подсистема организации, элемент социальной структуры.
Понятие "социальная организация" подразумевает целенаправленное объединение людей для выполнения каких-либо функций. Социальная организация имеет свой социальный статус. Простейшее определение организации - "группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели" - по существу, является определением именно социальной организации.
Между людьми в организации возникают определенные отношения, которые строятся на различных уровнях симпатии, антипатии, престижа, лидерства, полномочий, ответственности и т.п.
Поэтому помимо основных системных свойств и законов организации, существуют и специфические свойства и закономерности, характерные именно для социальных организаций. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
Организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, социальные статусы и нормы, отношения лидерства и т.д.
Системообразующими факторами социальных систем являются: общая цель; подчинение целей каждого элемента общей цели системы; осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели; выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей; отношения субординации и координации между компонентами системы; наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
В теории организации выделяют различные типы социальных организаций. Рассмотрим в качестве примера три из них: социально-экономические, социально-культурные и социально-образовательные организации.
Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей:
- для социально-экономических организаций главные цели состоят в производстве продукции
(или оказании услуг) и получении дохода;
- для социально-культурных главной целью является достижение эстетических и культурных целей;
- для социально-образовательных главная цель заключается в обеспечении профессиональных компетенций обучаемых и ведении научной деятельности.
При этом для большинства социальных организаций, независимо от их главных целей и особенностей деятельности, в той или иной степени присущи как социальные, так и экономические связи
(отношения).
К социальным связям относятся: межличностные и бытовые отношения между людьми;
формальные отношения с учетом их полномочий и ответственности; связи между лидерами и их последователями и т.п.
Экономические связи характеризуются способами материального стимулирования трудовой деятельности в организации; наличием материальных льгот, материальной ответственности, формами оплаты труда и распределения дохода, экономической выгодой от функционирования организации и т.п.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании организации и диагностике ее состояния
(табл. 11.1).
Таблица 11.1
Влияние социальных и экономических связей на общее состояние организаций <1>
Социальные связи
Экономические связи
Слабые
Средние
Сильные
Слабые
Неустойчивая организация
Слабая организация
Конфликтная организация
Средние
Слабая организация
Средняя организация
Средняя организация
Сильные
Конфликтная формальная и сильная неформальная организация
Средняя организация
Сильная организация
--------------------------------
<1> Теория организации: Учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. М., 2007. С. 71 - 73.
Слабость экономических и социальных связей порождает неустойчивость организации - ее неспособность быстро и без дополнительных усилий восстанавливать желаемое состояние после каких-либо возмущающих воздействий. Сотрудники такой организации имеют низкую материальную заинтересованность в эффективной работе (невысокую зарплату, отсутствие материальных стимулов повышения квалификации и качества продукции и т.п.), при этом неудовлетворительными являются и взаимоотношения между сотрудниками (высокая конфликтность, слабая сплоченность, отсутствие лидера и т.п.).
Создание в организации сильных экономических связей при сохранении слабых социальных порождает конфликтную организацию. Конфликтность такой социально-экономической системы обусловлена тем, что появление у работников материальных стимулов для повышения качества своего труда побуждает их изыскивать для себя условия для реализации возможности увеличивать оплату своего труда. Однако низкий уровень социальных связей не позволяет работникам создать условия для эффективной совместной работы. Индивидуалистические настроения еще больше усугубляют социальный разрыв.
Сильные социальные связи при слабых экономических приводят к усилению влияния неформальных групп на деятельность формальной организации и возникновению конфликтов между работниками (неформальной организацией) и администрацией (формальной организацией).
Изучение и учет соотношения социальных и экономических связей в организации являются обязательными функциями руководства, заинтересованного в создании наиболее благоприятных условий работы организации.
Контрольные вопросы
1. В каких двух значениях может употребляться термин "организация"?
2. Что представляет собой организация как процесс?
3. Что представляет собой организация как объект?
4. Что изучает наука теория организации?
5. С какими науками и теориями тесно связана теория организации?
6. В чем заключается вклад психологии в теорию организации?
7. В чем заключается связь теории организации с экономическими науками?
8. Как теория организации связана с такими науками, как общий менеджмент и теория управления?
9. Какова роль общей теории систем в формировании и развитии теории организации?
10. Объясните понятия: цель, задачи, объект, предмет и инструменты (методы) исследования.
11. Что представляет собой наблюдение как метод исследования организаций?
12. Что такое лонгитюдное наблюдение?
13. Что такое кроссекционное наблюдение?
14. Что представляет собой эксперимент как метод исследования организаций?
15. Что такое социальный эксперимент?
16. Что представляет собой анализ как метод исследования организаций?
17. Что представляет собой синтез как метод исследования организаций?
18. Что представляет собой дедукция как метод исследования организаций?
19. Что представляет собой индукция как метод исследования организаций?
20. Что представляет собой аналогия как метод исследования организаций?
21. В чем заключается исторический (хронологический) метод исследования организаций?
22. Что называется формальной организацией?
23. Что такое неформальные организации?
24. Назовите причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций.
25. Что такое социальная организация?
26. Как влияют на организацию различные сочетания социальных и экономических связей?
Практикум к главе 11
Задание 1. Организация как процесс
Сформулируйте конкретный пример, иллюстрирующий организационную деятельность менеджера.
Укажите цель деятельности, ресурсы, условия, состав исполнителей, их квалификацию и т.п.
Подробно опишите характер и особенности:
а) распределения задач, ресурсов, полномочий и ответственности между исполнителями;
б) требуемого взаимодействия исполнителей в процессе достижения поставленной цели.
Приведите варианты отклонения процесса решения задачи от организационного плана.
Сформулируйте предложения по восстановлению или улучшению процесса организации работы.
Задание 2. Методы исследования в теории организации
Выберите в качестве объекта исследования какую-либо организацию. Укажите ее название, сферу деятельности, выпускаемый продукт (услугу), размер (примерную численность персонала), возраст организации.
Определите предмет, цель и задачи исследования. Сформулируйте конкретные варианты применения известных вам методов исследования для решения конкретных задач исследования. Для каждого метода укажите:
- привлекаемые ресурсы и затраты времени;
- ожидаемые результаты и выводы (с оценкой степени их достоверности и точности).
Отчет оформите в виде таблицы (см. образец оформления).
Образец оформления
Задание 2. Методы исследования в теории организации
Описание объекта исследования (организации):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предмет исследования:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель исследования:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задачи и инструменты (методы) исследования:
N
Задачи
Методы
Ресурсы
Время
Результаты и выводы