Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2033
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По степени участия человека в управлении искусственные системы подразделяются на:
- технические, функционирующие без участия человека. Их еще называют автоматическими системами;
- человеко-машинные (эргатические), требующие участия человека для контроля за техническими процессами и частичного управления ими. Такие системы часто называют автоматизированными;
- организационные - социальные и социально-экономические системы: группы людей,
организации, общество.
В зависимости от постоянства структуры системы разделяются на системы с постоянной
структурой и системы с переменной структурой. Для организационных систем такое деление является условным, поскольку выбор структуры организации осуществляется на этапе ее проектирования, однако в дальнейшем организационная структура может претерпевать плавные
(эволюционные) или кардинальные (революционные) изменения.
Таким образом, организационная система обладает классификационными признаками,
показанными на рис. 12.14.
Классификационные признаки организационной системы
┌────────────────┐ ┌────────┐ ┌────────────────────┐
│ Временная ├───────────┐ │Открытая│ ┌──────────┤ Динамическая │
└────────────────┘ │ └────────┘ │ └────────────────────┘
│ │
┌────────────────┐ │ │ ┌────────────────────┐
│ Нестационарная ├────────┐ │ │ ┌───────┤ Сложная │
└────────────────┘ │ │ │ │ └────────────────────┘
\│/\│/ \│/\│/
┌────────────────┐ ┌─┴──┴────────────┴──┴┐ ┌────────────────────┐
│ Нелинейная ├─────>│ │<─────┤ Управляемая │
└────────────────┘ │ Организационная │ └────────────────────┘
│ система │
┌────────────────┬─────>│ │<─────┬────────────────────┐
│ Искусственная │ └─────────────────────┘ │ С переменной │
│ │ │ структурой │
└────────────────┘ └────────────────────┘
Рис. 12.14
Для любознательных... Как уже говорилось, по своему происхождению (генезису) организационные системы следует относить к искусственным, т.е. созданным человеком, системам. Однако детальное изучение природы таких систем позволяет выделять среди них как естественные, так и искусственные организации. Разумеется, термин "естественные" в данном случае не указывает на природное происхождение. Что же подразумевает такая классификация?
Иногда говорят, что "естественные" организации возникают "сами по себе", спонтанно, без заданных кем-то извне целей. Чаще всего в дальнейшем деятельность таких организаций направлена на решение внутренних проблем ее создателей. Такие организации обладают высокой самостоятельностью, адаптивностью и устойчивостью. Это достигается за счет преобладания процессов самоорганизации и полицентричности - наличия в организации резервных элементов, способных принимать решения в неожиданных ситуациях. Естественной организацией является, например,
деревня, клуб по интересам и пр.
Искусственные организации проектируются и создаются по определенному плану,
характеризуются направленностью на достижение заданных целей. Цели определяют структуру организации, которая, как правило, состоит только из необходимых элементов (подразделений,
должностей и т.п.). При этом координацию отдельных звеньев организации обеспечивает единый центр.
Деятельность искусственной организации узаконивается социальной системой более высокого порядка
(государством, общим собранием учредителей и т.п.), что придает ей официальный
(нормативно-правовой) характер.
Во многом деление организаций на естественные и искусственные близко делению их на неформальные и формальные <1>. Однако на практике далеко не каждую организацию, созданную "естественным" способом, можно относить к неформальным организациям.
--------------------------------
<1> См. параграф 11.3 "Формальные и неформальные организации".
12.3. Организация как открытая система
В предыдущих параграфах неоднократно отмечалось, что организации представляют собой так называемые открытые системы, обменивающиеся с внешней средой какими-либо ресурсами.
Рассмотрим это понятие подробнее.
Понятие открытой системы. В середине XX в. Л. Берталанфи разработал общую теорию систем и сформулировал модель открытой системы. В основе его теории лежало представление о системе любого вида как о комплексе взаимодействующих элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и с окружающей их средой.
Примечание. Открытой системой называется система, обменивающаяся с внешней средой ресурсами, энергией, информацией.
Для открытой системы характерно наличие входов и выходов:
- входы - точки приложения к системе внешнего воздействия;
- выходы - точки приложения воздействия системы к внешней среде.
В общем случае внешние входные воздействия на систему можно разделить на целесообразные воздействия U(t) и возмущения W(t) (см. рис. 12.15).
Структура открытой системы u (t) ┌───────┐
1 │ │
────────>│ │
u (t) │ │
2 │ │
U(t) ────────>│ │
Целесообразные . │ │
воздействия . │ │ y (t)
. │ │ 1
u (t) │ │ ────────>
n │ │ y (t)
────────>│ │ 2 Y(t)
Входы │Система│ ────────> Выходы w (t) │ │ .
1 │ │ .
────────>│ │ .
w (t) │ │ y (t)
2 │ │ k
W(t) ────────>│ │ ────────>
Возмущения . │ │
. │ │
. │ │
w (t) │ │
m │ │
────────>│ │
└───────┘
Рис. 12.15
Под целесообразными воздействиями U(t) понимаются все внешние воздействия, согласующиеся с целями существования системы. Например, для любой организации целесообразными воздействиями являются поставки энергии, материалов, финансовых средств, рабочей силы, информации и т.п.
Под возмущением W(t) понимается воздействие внешней среды, неподконтрольное управляющей стороне (в нашем случае - менеджменту организации). К ним можно отнести случайные явления в природе и обществе, конфликты интересов игроков рынка, колебания цен на энергоносители и комплектующие, форс-мажорные обстоятельства и т.п.
Выходами Y(t) системы являются производимая продукция и услуги.
В общем случае входы U(t) и W(t) и выходы Y(t) системы рассматриваются как многомерные
(векторные) процессы, состоящие из наборов различных факторов:
,
,
Важным элементом открытой системы является наличие обратных связей (рис. 12.16).
Система с обратными связями
Входы Выходы
───────────────────────>┌─────────────────────────┬───────────────────────>
───────────────────────>│ ├───────────────────────>
┌───────>│ Система ├────о──────────────────>
│ ┌───>│ ├────┼─────────о────────>
│ │ └─────────────────────────┘ │ │
│ └───────────────────────────────────┘ │
└─────────────────────────────────────────────────┘
Обратные связи
Рис. 12.16
Примечание. Обратная связь - передача части выходных ресурсов системы на ее вход.
Примерами обратных связей могут быть: часть прибыли, перечисляемой на развитие организации;
получение менеджментом информации о результатах работы организации и др.
Сравнение свойств открытых систем с основными признаками различных организаций позволяет сделать важный вывод: аппарат общей теории систем является адекватным и эффективным инструментом для изучения и исследования современных организаций любого типа. Под исследованиями в данном случае понимается анализ существующих организаций с целью выявления их
общесистемных свойств, а также синтез (разработка) эффективных организационных структур,
наиболее полно соответствующих реальным условиям функционирования.
Представление об организации как о сложной открытой системе составляет основу методологии одной из концепций теории организации. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик и процессов функционирования организации как системы. Представление организаций в виде сложных систем, состоящих из большого числа взаимовлияющих элементов, позволило объяснить, почему каждая из существовавших ранее научных школ менеджмента находила практическое применение лишь в ограниченных пределах и в определенной сфере. Основоположники школ сосредоточивали внимание на какой-то отдельной сфере деятельности или части организации: школа наук о поведении - на социальной сфере, школа научного управления - на вопросах технологии труда, классическая школа - на принципах администрирования и т.п. Ни одна из ранних школ не ставила перед собой задачи научного анализа влияния подсистем друг на друга и воздействия внешнего окружения на систему в целом.
При исследовании реальных организаций как систем их границы, как правило, определяются границами влияния менеджмента. Другими словами, те элементы организации, на которые менеджмент может оказывать прямое и непосредственное управленческое воздействие, составляют внутреннюю среду, т.е. собственно систему. Элементы и факторы, влияние которых на организацию необходимо учитывать, но которыми нельзя управлять, относят к внешней среде. При изменении задачи анализа некоторые факторы внешней среды могут рассматриваться в качестве элементов системы. При этом система приобретает новую структуру и свойства.
Внешняя среда организации - это совокупность факторов ее внешнего окружения. Факторами
(переменными) внешнего окружения организации называются различные объекты и явления, так или иначе влияющие на деятельность организации. Результативность и эффективность работы любой организации существенно зависят от факторов ее внешнего окружения. Внешнюю среду условно делят на внешнюю среду прямого воздействия (микросреду или среду делового окружения) и внешнюю среду косвенного воздействия (макросреду). Внешняя среда прямого воздействия - это совокупность таких факторов, которые прямо и непосредственно влияют на деятельность организации. Внешняя среда косвенного воздействия - это совокупность факторов, которые не оказывают прямого и немедленного
воздействия на организацию, но могут повлиять на ее деятельность косвенно (через изменение факторов среды делового окружения) или с течением времени.
Основными системными характеристиками внешней среды являются:
- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать. Для различных организаций различна и сложность внешней среды;
- взаимосвязанность факторов внешней среды - это степень влияния изменения одного фактора на все остальные. Изменение некоторых факторов приводит к значительным изменениям других (законы, потребители и т.п.);
- уровень вариативности - это степень изменчивости каждого фактора. Некоторые факторы являются более стабильными (социокультурные факторы, трудовые ресурсы общества и т.п.), другие - существенно изменчивыми (научно-технический прогресс, правовые нормы, желания потребителей и т.п.);
- подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения вокруг организации. Подвижность может быть различна для разных подразделений организации;
- неопределенность внешней среды - это соотношение между количеством информации о внешней среде, которой располагает менеджмент, и уверенностью в достоверности и точности этой информации. Чем выше неопределенность, тем сложнее принимать решения.
Любую хозяйственную организацию можно считать открытой системой, так как она непрерывно взаимодействует с поставщиками, клиентами, конкурентами, государственными органами. Воздействие внешней среды на организацию проявляется в том, что из внешней среды организация получает различные виды ресурсов, необходимые для производства продукции: материалы, финансовые средства, работников, информацию и т.п. Воздействие организации на внешнюю среду заключается в передаче потребителям (клиентам, покупателям) произведенной продукции, изменении рыночных условий, формировании потребительских предпочтений и т.п.
При рассмотрении организации как открытой системы предполагается, что деятельность ее менеджмента заключается в целесообразном воздействии на внутренние элементы (подсистемы)
организации. Такое воздействие в сочетании с целесообразными воздействиями из внешней среды определяет целевое состояние системы в каждый момент времени.
Таким образом, с точки зрения системного подхода любая организация может рассматриваться как некий преобразователь входных ресурсов в выходные. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, позволяет менеджменту вырабатывать практические меры по адаптации структуры организации и протекающих в ней процессов к реальным условиям.
Контрольные вопросы
1. Что называется системой?
2. Перечислите основные системные свойства и принципы.
3. Что такое состояние системы?
4. Какие системы называются открытыми?
5. Что называется входами и выходами открытой системы?
6. Открытой или закрытой системой является организация?
7. Что такое управляемая система?
8. В чем разница между линейными и нелинейными системами?
9. Объясните различия стационарных и нестационарных систем. Организации - это стационарные или нестационарные системы? Обоснуйте свой ответ.
10. Какие факторы составляют внешнюю среду организации?
11. Какие факторы составляют внутреннюю среду организации?
12. Что понимается под термином "движение системы"? Приведите пример движения организационной системы.
13. Что такое эффективность организации? Чем она определяется?
14. Как и чем можно описать позицию организации в пространстве ее возможных состояний?
15. Что такое переходный процесс системы? Приведите примеры переходных процессов.
16. В чем заключается свойство адаптивности системы?
17. Что представляют собой и чем различаются целесообразные воздействия на систему и возмущения?
18. Что представляют собой обратные связи в организационной системе? Приведите примеры.
Практикум к главе 12
Задание 1. Организация - открытая система
Приведите пример организации (компании, предприятия). Укажите ее название, сферу
Основными системными характеристиками внешней среды являются:
- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать. Для различных организаций различна и сложность внешней среды;
- взаимосвязанность факторов внешней среды - это степень влияния изменения одного фактора на все остальные. Изменение некоторых факторов приводит к значительным изменениям других (законы, потребители и т.п.);
- уровень вариативности - это степень изменчивости каждого фактора. Некоторые факторы являются более стабильными (социокультурные факторы, трудовые ресурсы общества и т.п.), другие - существенно изменчивыми (научно-технический прогресс, правовые нормы, желания потребителей и т.п.);
- подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения вокруг организации. Подвижность может быть различна для разных подразделений организации;
- неопределенность внешней среды - это соотношение между количеством информации о внешней среде, которой располагает менеджмент, и уверенностью в достоверности и точности этой информации. Чем выше неопределенность, тем сложнее принимать решения.
Любую хозяйственную организацию можно считать открытой системой, так как она непрерывно взаимодействует с поставщиками, клиентами, конкурентами, государственными органами. Воздействие внешней среды на организацию проявляется в том, что из внешней среды организация получает различные виды ресурсов, необходимые для производства продукции: материалы, финансовые средства, работников, информацию и т.п. Воздействие организации на внешнюю среду заключается в передаче потребителям (клиентам, покупателям) произведенной продукции, изменении рыночных условий, формировании потребительских предпочтений и т.п.
При рассмотрении организации как открытой системы предполагается, что деятельность ее менеджмента заключается в целесообразном воздействии на внутренние элементы (подсистемы)
организации. Такое воздействие в сочетании с целесообразными воздействиями из внешней среды определяет целевое состояние системы в каждый момент времени.
Таким образом, с точки зрения системного подхода любая организация может рассматриваться как некий преобразователь входных ресурсов в выходные. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, позволяет менеджменту вырабатывать практические меры по адаптации структуры организации и протекающих в ней процессов к реальным условиям.
Контрольные вопросы
1. Что называется системой?
2. Перечислите основные системные свойства и принципы.
3. Что такое состояние системы?
4. Какие системы называются открытыми?
5. Что называется входами и выходами открытой системы?
6. Открытой или закрытой системой является организация?
7. Что такое управляемая система?
8. В чем разница между линейными и нелинейными системами?
9. Объясните различия стационарных и нестационарных систем. Организации - это стационарные или нестационарные системы? Обоснуйте свой ответ.
10. Какие факторы составляют внешнюю среду организации?
11. Какие факторы составляют внутреннюю среду организации?
12. Что понимается под термином "движение системы"? Приведите пример движения организационной системы.
13. Что такое эффективность организации? Чем она определяется?
14. Как и чем можно описать позицию организации в пространстве ее возможных состояний?
15. Что такое переходный процесс системы? Приведите примеры переходных процессов.
16. В чем заключается свойство адаптивности системы?
17. Что представляют собой и чем различаются целесообразные воздействия на систему и возмущения?
18. Что представляют собой обратные связи в организационной системе? Приведите примеры.
Практикум к главе 12
Задание 1. Организация - открытая система
Приведите пример организации (компании, предприятия). Укажите ее название, сферу
деятельности, выпускаемый продукт (услугу), размер организации (примерную численность персонала),
возраст организации. Перечислите и кратко опишите основные элементы внешней среды организации
(поставщиков, партнеров, клиентов, контрольные органы и т.п.).
Нарисуйте схему организации как открытой системы и укажите:
а) элементы и их связи;
б) входы и выходы системы;
в) элементы внешней среды и их влияние на организацию.
Объясните, почему рассматриваемую организацию можно назвать преобразователем входных ресурсов в выходные.
Задание 2. Горьковский автомобильный завод
Прочитайте кейс "Горьковский автомобильный завод". Выпишите все системные элементы организации, укажите характер их взаимной связи и взаимного влияния.
Горьковский автомобильный завод
Горьковский автомобильный завод, ключевое предприятие "Группы ГАЗ", выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси,
бортовые автомобили). На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники:
автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы,
автолавки, лаборатории, инкассаторские автомобили, спецтранспорт для силовых структур и др. Самые популярные автомобильные бренды завода - "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и "Садко".
Предприятие является лидером в России по производству легких коммерческих автомобилей,
занимая около 50% рынка в этом сегменте. Горьковский автозавод имеет разветвленную сервисно-сбытовую сеть, в которую входит более 100 центров продаж автомобилей и более 170 центров сервисного обслуживания, а также около 1,2 тыс. точек продаж автокомплектующих.
Важным направлением развития компании является сотрудничество с ведущими мировыми автопроизводителями - компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler. Подписанные соглашения предполагают организацию производства легковых автомобилей Skoda Octavia, Skoda Yeti, Volkswagen
Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на мощностях Горьковского автозавода. Кроме того, ГАЗ развивает сотрудничество с иностранными производителями автокомпонентов: в частности, создано совместное предприятие с международным производителем систем выпуска отработанных газов Bosal, а также подписан меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия со шведской компанией Bulten, специализирующейся на выпуске деталей крепежа. Совместные проекты с ведущими международными автопроизводителями позволят модернизировать мощности предприятия и обеспечить обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии.
Источник: официальный сайт "Группы ГАЗ" (http://www.gazgroup.ru).
Задание 3. Описание организации
Воспользовавшись примером организации, выбранным для выполнения задания 1, проведите описание организации как системы:
- функциональное;
- информационное;
- коммуникационное;
- морфологическое (структурное).
1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>2>
возраст организации. Перечислите и кратко опишите основные элементы внешней среды организации
(поставщиков, партнеров, клиентов, контрольные органы и т.п.).
Нарисуйте схему организации как открытой системы и укажите:
а) элементы и их связи;
б) входы и выходы системы;
в) элементы внешней среды и их влияние на организацию.
Объясните, почему рассматриваемую организацию можно назвать преобразователем входных ресурсов в выходные.
Задание 2. Горьковский автомобильный завод
Прочитайте кейс "Горьковский автомобильный завод". Выпишите все системные элементы организации, укажите характер их взаимной связи и взаимного влияния.
Горьковский автомобильный завод
Горьковский автомобильный завод, ключевое предприятие "Группы ГАЗ", выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси,
бортовые автомобили). На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники:
автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы,
автолавки, лаборатории, инкассаторские автомобили, спецтранспорт для силовых структур и др. Самые популярные автомобильные бренды завода - "ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и "Садко".
Предприятие является лидером в России по производству легких коммерческих автомобилей,
занимая около 50% рынка в этом сегменте. Горьковский автозавод имеет разветвленную сервисно-сбытовую сеть, в которую входит более 100 центров продаж автомобилей и более 170 центров сервисного обслуживания, а также около 1,2 тыс. точек продаж автокомплектующих.
Важным направлением развития компании является сотрудничество с ведущими мировыми автопроизводителями - компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler. Подписанные соглашения предполагают организацию производства легковых автомобилей Skoda Octavia, Skoda Yeti, Volkswagen
Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на мощностях Горьковского автозавода. Кроме того, ГАЗ развивает сотрудничество с иностранными производителями автокомпонентов: в частности, создано совместное предприятие с международным производителем систем выпуска отработанных газов Bosal, а также подписан меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия со шведской компанией Bulten, специализирующейся на выпуске деталей крепежа. Совместные проекты с ведущими международными автопроизводителями позволят модернизировать мощности предприятия и обеспечить обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии.
Источник: официальный сайт "Группы ГАЗ" (http://www.gazgroup.ru).
Задание 3. Описание организации
Воспользовавшись примером организации, выбранным для выполнения задания 1, проведите описание организации как системы:
- функциональное;
- информационное;
- коммуникационное;
- морфологическое (структурное).
1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>2>
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 40
Глава 13. СИСТЕМНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Все случайности - закономерны,
если не смотреть на них случайным взглядом.
Л. Сухоруков <1>
--------------------------------
<1> Леонид Сухоруков - советский и украинский писатель, мастер афоризма.
- Понятие системного закона организации
- Основные системные законы организации
- Специфические законы социальной организации
- Принципы организации
13.1. Понятие системного закона организации
Все события, происходящие внутри организации и в ее внешнем окружении, так или иначе взаимосвязаны. Каждое явление обусловлено другими явлениями или событиями. Зная особенности каких-то событий, а также характер их влияния друг на друга, можно определить структуру и особенности зависимых событий. Или наоборот, понимание свойств зависимых событий позволяет восстановить порождающие их события.
Данная логика используется при изучении свойств организаций, а также в процессе управления ими. Рассмотрим, например, процесс формирования управленческого решения (рис. 13.1).
Упрощенная схема процесса формирования управленческого решения
│ Q │ S
\│/ \│/
C ┌────────┴────────┐ U ┌───────┴───────┐ R
────>│Лицо, принимающее├───>│ Подразделение ├──────о──────>
│ решение │ │ организации │ │
└────────┬────────┘ └───────────────┘ │
/│\ │
│ │ K Обратная связь │
I │ \│/ по результатам │
│ ┌─────┴───────┐ работы │
└─┤ Контрольный │<───────────────────┘
│ орган │
└─────────────┘
C - цели управления;
U - управленческое решение;
R - результаты работы;
Q - опыт, мнение, личные установки лица, принимающего решения;
S - случайные факторы;
I - информация о результатах работы;
K - структура и параметры контрольных функций
Рис. 13.1
Как видно из рис. 13.1, характер и особенности конкретного управленческого решения U,
формируемого руководителем, зависят от целей управления (C), опыта, мнения и личных установок лица, принимающего решение (Q), а также от информации о результатах работы организации (I). Если по имеющейся у руководителя информации результаты работы соответствуют требованиям, то управленческое решение будет направлено на поддержание существующего положения. При появлении отклонений результатов от требований руководитель окажет на подразделение какое-либо корректирующее воздействие. Характер этого воздействия будет зависеть как от величины отклонения,
так и от мнения и опыта руководителя. Таким образом, управленческое решение U представляет собой некоторую функциональную зависимость (или просто - функцию) U от C, Q и I:
U = f(C, Q, I).
Конкретный вид этой функции <1> (т.е. содержание управленческого воздействия и особенности его разработки) зависит от большого числа факторов, наиболее важными из которых являются: знание руководителем форм и методов управления, принятые в организации правила формирования решений,
особенности ситуации и т.п.
--------------------------------
<1> Здесь и далее все функциональные зависимости для упрощения обозначаются одной и той же буквой f. Однако строгая математическая запись предполагает использование разных обозначений для разных зависимостей (например,
,
и т.д.).
При этом такой аргумент, как "информация о результатах работы" (I), сам является функцией.
Информация о реальных результатах (R) может иметь различную степень точности, так как она зависит от структуры и параметров контрольных процедур (K), принятых в организации: