Файл: Учебник издание второе, переработанное и дополненное П. А. Михненко введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2028

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
participant - участник) - группы работников, участвующих в постановке целей организации и принятии управленческих решений.
Процесс развития организации характеризуется тремя принципами: инерции, эластичности и непрерывности (рис. 13.6).
Иллюстрация принципов развития

Рис. 13.6
Принцип инерции (запаздывания): изменение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала изменений во внешней и внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания, т.е. всегда появляется некоторый период запаздывания системы.
Пример. Программа стратегического развития ОАО "КАМАЗ" на период до 2020 г.: тенденции развития.
Макротенденции
Отраслевые тренды
Действия КамАЗ
Глобализация и ужесточение конкурентной борьбы, рост неопределенности и коммерческих рисков
Укрупнение масштабов бизнеса (альянсы и поглощения), фокус на ключевых компетенциях,
кооперация (НИОКР,
производство), аутсорсинг
Интеграция с "Даймлер",
стратегические партнерства по компонентам, развитие парка поставщиков
Рост рынков в развивающихся странах, стагнация спроса на зрелых рынках
Географическая диверсификация продаж,
размещение производств в развивающихся странах
Увеличение экспортных поставок,
создание сборочных производств
ОАО КамАЗ за рубежом
Ужесточение законодательных норм в области экологии,
безопасности, шума
Повышение экологических параметров техники,
расширение использования альтернативных видов топлива и комбинированных энергетических установок
Постановка на производство автомобилей класса Euro 4, 5.
Развитие семейства автомобилей на газовом топливе
Рост требований к эффективности коммерческой техники (экономичность,
надежность, ресурс),
эргономике и комфорту
Повышение удельной грузоподъемности и топливной экономичности,
усложнение техники,
применение новых материалов и электронных систем
Разработка и постановка на производство автомобилей нового модельного ряда
Повышение требований к условиям приобретения,
послепродажному обслуживанию, доступности сервиса и запчастей
Комплексное предложение для клиента (широкий модельный ряд, фирменное техобслуживание,
финансовый сервис)
Расширение продуктовой гаммы,
модернизация дилерской сети,
развитие финансового сервиса

Источник: http://www.kamaz.ru/download/strategy/stratrus.pdf.
Принцип эластичности: скорость изменения потенциала системы зависит от его начальной величины, т.е. чем выше начальный потенциал системы, тем быстрее она способна его увеличить.
Принцип непрерывности: процесс изменения потенциала идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.
Таким образом, понимание закона развития позволяет выстраивать грамотную политику управления организациями, направленную на повышение эффективности их работы, увеличение потенциала и реализацию общественно значимой миссии.
13.2.5. Закон единства анализа и синтеза
Как отмечалось выше, анализ и синтез - основные методы познания, тесно связанные друг с другом.
Примечание. Анализ - метод познания, предполагающий разложение исследуемого объекта на простые составные части для их последующего изучения.
Примечание. Синтез - метод познания, предполагающий объединение выделенных при анализе частей в единое целое.
Одной из задач менеджмента является периодическое проведение анализа организации и синтез необходимых выводов и решений. Например, для того чтобы понять причины отклонения направления развития организации от главной цели, ее менеджмент должен провести анализ различных частей организационной системы: спроса и предложения, связей с поставщиками, поведения потребителей,
уровня продаж, уровня технологий, уровня информированности и т.п. После того как каждая часть подвергнется тщательному изучению, необходимо синтезировать новые знания - выявить причинно-следственные связи между выделенными частями, чтобы выйти на новый уровень понимания проблемы. Анализ и синтез помогают менеджеру принимать правильные управленческие решения.
Для того чтобы организация развивалась и совершенствовалась, процесс анализа и синтеза должен происходить непрерывно и циклично (см. рис. 13.7).
Цикл преобразований в организации
Рис. 13.7
Примечание. Закон единства анализа и синтеза: целенаправленное осуществление циклов анализа и синтеза в интересах повышения эффективности организации и адаптации ее к новым условиям функционирования обеспечивает ее самосохранение и развитие.
Закон единства анализа и синтеза можно описать уже известным соотношением, иллюстрирующим баланс потенциалов стабильности и развития организации (см. закон самосохранения), дополнив его математическим символом предела:


,
где T - время завершения организационных преобразований (очередного цикла анализа и синтеза).
Данная формула показывает, что баланс между стабильностью и развитием как необходимое условие самосохранения организации обеспечивается с течением времени (t) в ходе целенаправленных преобразований. Однако преобразования могут приводить как к позитивному, так и к негативному результату. Одной из причин негативного результата является недостаточное внимание к аналитической части преобразований.
Как видно, закон единства анализа и синтеза является теоретической основой для осуществления целенаправленных организационных изменений в интересах развития организации <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об организационных изменениях см. гл. 18 "Организационные изменения".
13.2.6. Закон информированности-упорядоченности
В современном мире информация представляет собой важнейший стратегический ресурс. В
рамках теории информации сформировалось следующее определение этого понятия.
Примечание. Информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности знания о каких-либо объектах, процессах и явлениях.
Применительно к управлению организациями это определение можно переформулировать следующим образом.
Примечание. Роль информации в организации: чем больше качественной информации имеется в распоряжении менеджера, тем точнее, определеннее оценивает он состояние организации и предсказывает ее развитие.
Для управления организациями используются различные виды информации: экономическая,
научно-техническая, общественно-политическая и т.п.
Обобщающим показателем качества
<2> конечной информации как ресурса является эффективность ее использования. Она оценивается по соотношению ценности информации к затратам на ее получение.
--------------------------------
<2> См. объяснение понятия "качество информации" в параграфе 9.2 "Свойства организационной информации".
От качества информации напрямую зависит степень организованности системы - чем больше поток качественной информации, тем устойчивее и эффективнее организация. Таким образом, в контексте изучаемого закона под информированностью понимается обеспечение организации качественной информацией в количестве, необходимом для ее результативного и эффективного функционирования.
Примечание. Информированность - обеспечение организации качественной информацией в количестве, необходимом для ее результативного и эффективного функционирования.
Под упорядоченностью в данном случае понимается рациональное, гармоничное распределение и развитие всех элементов организации. Гармоничность подразумевает целенаправленное согласование подразделений организации, ее системы управления, структуры персонала, экономических процессов и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) и пропорциональности <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее о гармонии и пропорциональности см. в п. 13.2.7 "Закон композиции и пропорциональности (гармонии)" данного учебника.
Примечание. Упорядоченность - рациональное, гармоничное распределение и развитие всех элементов организации.
Очевидно, что применительно к организационной системе понятия "информированность" и


"упорядоченность" тесно связаны между собой. Качество информированности зависит от того,
насколько рационально и эффективно поступающая информация может использоваться подразделениями организации для решения поставленных задач. Изменение организационной структуры управления (т.е. изменение варианта упорядоченности организационной системы) всегда влечет за собой необходимость изменения информационной (точнее - информационно-управляющей)
системы предприятия. И наоборот, внесение заметных изменений в систему поиска, обработки,
распределения и потребления информации, как правило, требует внесения изменений в организационную структуру предприятия и структуру функций ее департаментов и отдельных сотрудников.
Создание в организации системы поступления и использования качественной информации,
соответствующей указанным выше свойствам, приводит к улучшению упорядоченности и рациональности ее функционирования.
Примечание.
Закон информированности-упорядоченности: чем более качественной информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем более упорядочены ее элементы и выше эффективность функционирования.
Следствия из закона информированности-упорядоченности:
1. Чем конкретнее задачи управления и чем лучше организована база данных об объектах управления, тем успешнее функционирует организация.
2. Чем сложнее организационная система, тем больший объем качественной информации требуется ей для эффективного функционирования.
3. Наличие в организационной системе потоков некачественной (несвоевременной, недостоверной,
избыточной и т.п.) информации может привести к:
- дезинформации;
- проблемам хранения информации;
- сложностям обработки и использования информации;
- увеличению затрат на обработку и хранение информации и т.п.
Для описания состояния организации в контексте информационного обеспечения часто используется понятие "информационная энтропия" - мера отклонения системы от некоторого эталонного состояния в смысле информационного обеспечения. Иначе говоря, энтропия - это мера информационного хаоса (неупорядоченности) (рис. 13.8).
Компьютерная модель энтропии (иллюстрация)
а - нулевая энтропия - эталонное (идеальное) состояние системы;
б - низкий (допустимый) уровень энтропии;
в - недопустимо высокий уровень энтропии (хаос)
Рис. 13.8
Примечание. Информационная энтропия - это мера информационного хаоса в организации.
Энтропия - это научная категория, часто применяющаяся для характеристики процессов управления информационными ресурсами и уровня их осуществления. Чем ниже информационная энтропия организации, тем выше эффективность ее функционирования, производительность труда,
экономичность расходования ресурсов и т.п.
Можно сказать, что информационная энтропия указывает на долю рассеяния энергии при работе с информацией. В обобщенном смысле производимая организацией энтропия - это мера излишней работы при достижении поставленной цели, доля бесполезных побочных процессов или явлений,
сопровождающих какую-либо деятельность.
Для любой организации как открытой системы должен выполняться следующий принцип:
структурное состояние системы должно стремиться к такому, при котором производство энтропии

минимально. Системы, где этот принцип заметно нарушается, являются неоптимальными, они проигрывают в конкурентной борьбе с другими организационными системами и распадаются.
Говорят гуру... Позволь воцариться хаосу, а затем обуздай его <1>.
--------------------------------
<1> Выражение приписывается Эндрю Гроуву
(Andrew S. Grove), американскому предпринимателю, председателю совета директоров Intel Corporation. См.: Игры большого бизнеса. 5000
цитат о бизнесе, менеджменте и финансах. М.: Рипол классик, 2009. С. 119.
Математически энтропия H какой-либо системы X определяется следующим выражением:
,
где n - число состояний, в которых может находиться система X; i - номер состояния системы;
- вероятность пребывания системы в i-м состоянии;
- логарифм по любому основанию. Чаще всего в теории информации используется основание 2, указывающее на двоичную систему счисления,
принятую за основу в современной информатике <2>.
--------------------------------
<2> Двоичная система счисления - позиционная система счисления с основанием 2. В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов (0 и 1).
Данное выражение показывает, что с увеличением сложности управляемой системы (т.е. с увеличением числа ее возможных состояний) растет информационная неопределенность ее функционирования, что затрудняет управление системой. Снизить уровень информационной энтропии можно путем "доопределения" состояния организационной системы - повышения вероятности состояний,
соответствующих целям организации.
Например, энтропия <1> игральной кости, имеющей шесть равновероятных состояний,
приближенно равна 2,58. Энтропия подбрасываемой монеты (с двумя исходами - орел или решка) - единица.
--------------------------------
<1> Здесь энтропия рассчитывается по логарифму с основанием 2.
Информационная энтропия предприятия, которое с вероятностью 99% находится в состоянии производства продукции и лишь 1% - в состоянии вынужденного простоя, составляет всего 0,08, что свидетельствует о низком уровне информационного хаоса в смысле определения и прогнозирования работоспособности организации. Предприятие же, вероятность неработоспособности которого близка к
30%, будет характеризоваться информационной энтропией, равной 0,88 (почти единица). В этом случае информационная неупорядоченность состояния и функционирования такой организации, образно говоря, сравнима с хаотичностью падающей монеты. Не самая лестная характеристика работы менеджмента, не так ли?
Разумеется, приведенные примеры являются очень упрощенными. Структура и функционирование даже самой простой организации характеризуются большим числом состояний и разнообразием их вероятностей. Поэтому оценка информационной энтропии как обобщенной характеристики информационной неупорядоченности представляет собой более сложную задачу.
Для любознательных... Вспомните закон необходимого разнообразия, сформулированный У. Эшби.
Очевидно, что увеличение разнообразия организационной системы в интересах повышения ее эффективности означает увеличение ее сложности (числа возможных состояний). А это означает, что адаптация организации к новым условиям может привести к возрастанию ее энтропии. Выход из этой ситуации заключается в максимально возможном определении состояний организации - повышении вероятности того, что менеджмент и сотрудники правильно оценивают работу всех частей и всех процессов организации.
Попробуйте сформулировать примеры увеличения сложности организационной системы и необходимых мер для недопущения роста ее неопределенности.
13.2.7. Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
В рамках общей теории систем строение любой организации можно охарактеризовать такими

понятиями, как композиция, пропорциональность и гармония.
Композиция (в теории организации) - взаимное расположение элементов организационной системы (от лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение). Пропорциональность (в теории организации) - определенное количественное соотношение, соответствие между элементами организационной системы. Гармония (в теории организации) - согласованность, стройность,
соразмерность в сочетании элементов организационной системы.
Каждая организационная система стремится к состоянию гармонии - т.е. к состоянию, когда композиция и пропорции являются наилучшими для данных задач и условий работы системы.
Примечание. Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая организационная система стремится к оптимальному взаимному расположению частей (композиции) и к оптимальному количественному соотношению между ними (пропорциональности), что обеспечивает гармонию ее строения и функционирования.
Для организации стремление к гармонии - это процесс достижения максимальной эффективности за счет построения такой структуры и такого соотношения ресурсов, которые позволили бы получить максимальный синергетический эффект.
Рассмотрим принципы практической реализации этого закона:
1. Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.
2. Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в пропорции ресурсов.
3. Принцип ограничения: набор и пропорции ресурсов организации должны быть ограничены настолько, чтобы обеспечивалось оптимальное управление ими. Существуют специальные нормы и правила, которые разработаны на основе научных исследований и организационного опыта.
4. Принцип согласования: все используемые организацией ресурсы должны соответствовать друг другу по основным характеристикам.
5. Принцип полноты: организация должна выполнять весь набор функций, независимо от количества постоянных работников. Если имеющегося персонала недостаточно для гармоничного развития организации, менеджеру необходимо или принять решение либо о возложении дополнительных функций на имеющихся сотрудников, либо о наборе новых сотрудников, или обратиться за помощью в сторонние организации (курьерские службы, службы маркетинговых исследований и др.).
13.3. Специфические законы социальной организации
Как вы помните из предыдущей главы, основной элемент социальной организации - человек.
Между людьми в организации возникают определенные отношения. И хотя большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм, все же формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации. Если порядок служебных отношений определяется инструкциями, положениями о внутреннем распорядке, установившимися правилами и регламентами, то порядок неформальных отношений - симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу, общими интересами и потребностями.
Поэтому помимо основных законов организации, которые являются объективными и действие которых применимо к любой организационной системе, существуют и специфические законы,
характерные именно для социальных организаций.
Примечание. Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.
Помимо общих черт, определяемых типом существующей организационной структуры (линейной,
функциональной, матричной и т.п.), в каждой организации появляются свои особенности построения.
Это зависит от набора и сочетания разнородных факторов. Каждая организация, как и человек,
неповторима, поэтому прямое копирование одной организацией структуры и методов работы другой успешно развивающейся организации далеко не всегда приводит к повышению эффективности и успешности. Мало того, некоторые методы организации и управления, обеспечивающие успех одной организации, могут стать причиной провала другой.
Примечание. Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).